Значение Елены Уайт для современных адвентистов
Если быть актуальным – значит быть связанным с чем-либо, иметь отношение к чему-либо или быть уместным, то Елена Уайт сверхактуальна для адвентистов седьмого дня. В течение семи десятилетий, начиная с 1844 года, она определяла интеллектуальный облик адвентизма[24]. В течение следующих пятидесяти лет после ее смерти влияние ее трудов в Церкви продолжало возрастать[25]. Эти произведения не просто сопровождали церковь в ее количественном росте, а также в победном шествии по миру – они многократно переиздавались и компилировались. Более того, для удобства пользования они были каталогизированы сначала в одном томе (1926), затем в трех томах (1962-1963)[26]. В этот период в Церкви сохранялось, а временами усиливалось, отношение к трудам Елены Уайт как непререкаемому авторитету в любых вопросах, независимо от того, были ли они детально освещены пророком или затронуты лишь отчасти. Вследствие этого немногие авторы могут сравниться с Еленой Уайт по количеству напечатанных страниц[27] спустя восемьдесят лет после смерти того или иного автора.
Однако около 1970 года отношение Церкви к Елене Уайт перешло в новую фазу, особенно это касается Северной Америки, Европы, Австралии и Новой Зеландии. Этот новый этап начался серией публикаций в журнале «Спектрум» в июне 1970-го года[28]. После этого процесс изменений не был так заметен, тем не менее, между 60-ми прошлого века и современностью в этом вопросе пролегает настоящая пропасть. К 1990 году цитаты из трудов Елены Уайт намного реже появляются в дискуссиях на субботней школе, в проповедях, статьях и книгах. Служители и члены церкви все реже приобретают и читают книги Духа пророчества. Современные адвентисты стараются избегать споров о роли Елены Уайт, уже не наделяют ее авторитетом в той же мере, что и раньше, в вопросах управления делами Церкви, и с меньшим энтузиазмом следуют ее советам в личной жизни. В то же время некоторые адвентисты сетуют на исполнение предсказания Елены Уайт о «последнем обмане сатаны», которым станет окончательное уничтожение результатов ее пророческого служения[29]. Судя по некоторым официальным публикациям, их авторы и редакторы ничего не знают о серьезных спорах, разгоревшихся в конце двадцатого века. И даже некоторые независимые источники отстаивают идеи, представляющиеся абсурдными или даже бесчестными для тех, кто идет в ногу с новейшими исследованиями.
Расцвет влияния Елены Уайт
Совсем нетрудно вспомнить времена, когда сочинения Елены Уайт считались универсальной энциклопедией истины и долга для всех примерных членов церкви[30]. Ее труды покрывали весь спектр проблем, интересовавших адвентистов: развлечения, церковная организация, питание, одежда, воспитание, здоровый образ жизни, страхование жизни, история Реформации, сексуальность, распоряжение временем, вулканология и т.п.[31] Большинство дискуссий гарантированно оканчивалось после заявления «сестра Уайт говорит»[32]. Чтобы убедиться в силе и масштабах воздействия Е. Уайт, достаточно привести лишь несколько примеров. Так, позиция Церкви по поводу посещения театра[33] представляла собой влияние методизма девятнадцатого века, опосредованного через труды Елены Уайт. Однако вместо того, чтобы поощрять навык принципиального суждения, Церковь придерживалась данной позиции до тех пор, пока практически вся молодежь не начала ходить в театр. Так, принятый Церковью стереотип часто заставлял молодых людей пренебрегать или даже открыто противиться советам Елены Уайт и Церкви, представляемой родителями, местными служителями, проповедниками и преподавателями. Аналогичные проблемы возникали и во многих других случаях, например, с шашками, шахматами, спортивными состязаниями, крикетом, танцами, теннисом и т.д. Сюда же можно отнести и столь щекотливые вопросы, как проблема украшений (шляпы, макияж, драгоценности) и здорового образа жизни. Тридцать лет назад посвященный адвентист, желавший узнать, можно ли есть сыр, обращался к трудам Елены Уайт. Точно так же он поступал, чтобы узнать, можно ли есть грибы, или использовать луговой клевер для лечения рака. Подобных примеров много, однако, ясно одно: начиная с 1990-х, все меньше адвентистов рассуждает в подобном ключе.
Очень важен и другой аспект: Елена Уайт формулировала адвентистские доктрины гораздо определенней, чем они выражены в Священном Писании. Например, в 1950-х – 1960-х в Австралии, Новой Зеландии и США бушевали споры о природе Христа в период воплощения. Аргументами в этих спорах были утверждения Елены Уайт, а вовсе не библейские тексты, как можно было бы предположить. Долгая и тяжелая борьба в поддержку хронологии, предложенной епископом Ашером, также не имела библейского основания и брала начало в трудах Елены Уайт[34]. То же самое можно сказать и о толковании типично «адвентистских» отрывков Писания[35]. 23 октября 1844 года Хирам Эдсон предложил ключ к толкованию послания к Евреям, и, благодаря поддержке Елены Уайт, этот взгляд стал нормативным. Более ста лет мы считали, что послание к Евреям было написано главным образом для первых адвентистов. И лишь с 1980 года адвентисты признают, что это новозаветная книга, имеющая особую актуальность для живущих в последнее время[36].
В настоящей статье мы обращаем серьезное внимание на слово «актуальность». За три прошедших десятилетия отношения Елены Уайт и Церкви значительно изменились. Этот факт бросает нам вызов и одновременно дает возможность переосмыслить в конструктивном ключе значение Елены Уайт в свете полученного знания и новых обстоятельств. На поверхности лежат две крайности. Одна из них: оставить труды Елены Уайт на откуп фундаменталистам, которые окончательно мифологизируют ее личность и служение, оторвав их (и себя) от реальности. Другая: допустить, чтобы ее авторитет активно отвергался или пассивно игнорировался среди осведомленных членов церкви[37]. Чтобы предложить адекватную альтернативу этим крайностям, нам придется проявить гораздо больше упорства и проницательности, чем мы проявляли, начиная с 1970 года и до настоящего времени.