Предреформационная доктрина Яна Гуса
Цель: изучение учения чешского реформатора Яна Гуса (1369-1415) как идейной основы гуситского движения.
Знание и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части:
студен должен
знать:
- постановку целей изучения доктрины Яна Гуса и путей ее достижения посредством анализа данных исторических источников и научной литературы;
- религиозные различия доктрины Яна Гуса и доктрины официальной Церкви;
- данные исторических исследований и исторических источников в области истории средневековой Чехии;
- движущие силы и закономерности исторического процесса становления предреформационных учений (на примере Дж. Уиклифа) и доктрины Яна Гуса;
уметь:
- воспринимать, анализировать, обобщать информацию исторических источников, содержащих изложение доктрины Яна Гуса и ее интерпретацию в научной литературы;
- уважительно и бережно относиться к историческому наследию Яна Гуса как национального героя Чехии (ОК-5);
- место человека в историческом процессе на примере жизни и деятельности Яна Гуса;
владеть:
- культурой мышления применительно к изучению и самостоятельному изложению доктрины Гуса и его сторонников;
- готовностью толерантно воспринимать этно-национальные и религиозные различия гуситской Церкви и официальной католической доктрины (ОК-5);
- способностью использовать базовые знания по истории средневековой Чехии и европейской Реформации;
- способностью понимать политическую организацию общества в доктрине Яна Гуса.
Актуальность темы практического занятия
Чешская Реформация занимает центральное место в истории не только этой страны, но присутствует как одна из значимых проблем всего западноевропейского средневековья. Поэтому вопросы деятельности основателей Реформации в Чехии – Яна Гуса и Иеронима Пражского и их учения являются центральными. При подготовке к практическому занятию необходимо учитывать разнообразие широкого круга источников, необходимых для понимания темы. Сложность заключается в том, что они носят разноплановый характер: от классических исторических хроник, программных документов до эпистолярного жанра и протоколов допросов. В итоге необходимо доказать элементы предреформационности в доктрине Гуса.
Теоретическая часть
Начиная готовиться к рассмотрению доктрины Гуса, следует обратит внимание на комплекс вызвавших их к жизни причин. Анализируя ситуацию в Чехии на рубеже XIV– XV в. сгруппируйте условия и причины появления реформационного движения по их характеру и содержанию (религиозные, социальные, экономические, политические, национально-освободительные, идеологические). Обратите внимание на социально-экономическую и политическую дифференциацию внутри каждого сословия (феодалов, духовенства, крестьянства, городской страты), а также на статус Католической Церкви. Постарайтесь выделить в каждой группе противоречий их национальный компонент, взаимосвязь с последствиями немецкой колонизации Чехии.
Занятие предполагает личностный подход к «главным героям» темы: Ян Гус, Иероним Пражский, чешская интеллигенция в лице преподавателей и студентов Пражского университета. Они во многом определили и основные направления, и ход, и идеологическое содержание, и последствия гуситских войн. Роль и значение этих персоналий неоднозначно оцениваются в историографии, поэтому подходы различных исследователей не должны быть проигнорированы при обсуждении.
Личность и учение Яна Гуса следует рассматривать с богословской и социально-политической сущности его доктрины, проследив при этом основные вехи его биографии. Идейные предшественники (например, Джон Уиклф) и соратники (Иероним Прпжский) Гуса также относятся к вопросу контекста формирования его взглядов. Отдельного внимания заслуживается рассмотрение учения и деятельности Иеронима Пражского, роли Пражского университета в становлении гусизма.
Изучая деятельность Яна Гуса, найдите доказательства наличия в его доктрине демократизации Церкви и выясните причины, по которым Гуса некоторое время поддерживал король Вацлав IV. Нужно задаться вопросами и о реакции различных социальных групп чешского общества на проповедническую деятельность, преследования и казнь Гуса. Завершает подготовку к занятию анализ основных историографических версий доктрины Яна Гуса, по поводу которой отечественное и зарубежное славяноведение не пришло к единому мнению вплоть до настоящего времени. Следует выявить ведущие позиции, определить различия воззрений и уметь объяснить их аргументацию.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Предпосылки гуситского движения.
2. Личность и деятельность Яна Гуса.
3. Предреформационные мотивы доктрины Гуса.
4. Оценка доктрины Гуса в зарубежном и отечественном славяноведении.
Задания:
1. На основании анализа источников:
– письма и послания Яна Гуса;
– «Гуситская хроника» Лаврентия из Бржезовой;
– труды Иеронима Пражского;
– «Донесение о магистре Яне Гусе в Констанце» и «Повествование о магистре Иеронима Пражском» Петра из Младонёвиц
составить сравнительную таблицу доктрины Джона Уиклифа, Яна Гуса, Иеронима Пражского и Мартина Лютера по возможной схеме:
основатель доктрины | богословская сущность | социально-политическая сущность | ||
черты сходства | черты различия | черты сходства | черты различия | |
Джон Уиклиф | ||||
Ян Гус | ||||
Иероним Пражский | ||||
Мартин Лютер |
2. Какие предреформационные тенденции в развитии католического богословия имели место в Западной Европе до Яна Гуса?
3. Почему именно Чехия стала родиной гусизма и вызванного им предреформационного движения?
4. Докажите наличие прямой связи доктрины Яна Гуса и движения, получившего его имя.
5. Выступал ли Ян Гус за изменение догматической стороны христианского вероучения?
6. Имелись ли в доктрине Гуса антифеодальные мотивы?
7. В силу каких причин Пражский университет стал центром сопротивления немецкому засилию?
8. Почему королевская власть (в лице Карла IV) и сословия Чехии поддерживали Гуса?
9. Почему Ян Гус был осужден Констанцким собором именно как еретик?
Список литературы
Основная
1. История Средних веков и раннего Нового времени: Хрестоматия / Сост. Е.Е. Бергер, В.А. Ведюшкин, И.Г. Коновалова / Под общ. ред. В.А. Ведюшкина при участии Н.И. Алтуховой и Т.Д. Стецюры. – М., 2004. Тема 13. «Гуситское движение». С.141-153.
2. История средних веков. Хрестоматия: В 2 т. / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – М.,1981. – Ч.2. XV-XVII вв. «Развитие феодального строя». Гл. VII. «Гуситское движение в Чехии». С.10-28.
(http://gumer.info›Книги для студентов›…/step_istsr/index.php)
3. Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. – М., 2010. С.22-34, 56-124, 170-183.
4. Лаптева Л.П. Гуситское движение в освещении современников: источники и материалы для практических занятий. – М.,1992.
(http://www.slavlib.ru)
5. Лаптева Л.П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализма (до 1848 г.): В 2 ч. – Ч.II. – М.,1985. Гл.7.
(http://www.slavlib.ru)
6. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.4. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г., Уваров П.Ю. Авторская программа курса; планы семинарских занятий; хрестоматия: учебное пособие. – М., 2008. Тема 13. «Гуситское движение». С.228-253.
7. Хрестоматия по истории средних веков: В 2 т. / Под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина. – М.,1950. – Т.2. Развитое и Позднее Средневековье. Раздел «Чехия XII-XV веков». С.129-165.
(http://newlibrary.ru)
8. Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. / Под ред. С.Д. Сказкина. – М.,1950. – Т.2. Развитое Средневековье. Раздел «Чехия в XI-XV вв.». С.611-625.
(http://knigadarom.com)
9. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М.М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Чешские земли и Словакия». Тема V. «Гуситское движение». С.183-193.
(http://www.edu.ru)
10. История Средних веков и раннего Нового времени: Хрестоматия / Сост. Е.Е. Бергер, В.А. Ведюшкин, И.Г. Коновалова / Под общ. ред. В.А. Ведюшкина при участии Н.И. Алтуховой и Т.Д. Стецюры. – М., 2004. Тема 13. «Гуситское движение». С.141-153.
11. История средних веков. Хрестоматия: В 2 т. / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – М.,1981. – Ч.2. XV-XVII вв. «Развитие феодального строя». Гл. VII. «Гуситское движение в Чехии». С.10-28.
(http://gumer.info›Книги для студентов›…/step_istsr/index.php)
12. Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. – М., 2010. С.22-34, 56-124, 170-183.
13. Лаптева Л.П. Гуситское движение в освещении современников: источники и материалы для практических занятий. – М.,1992.
(http://www.slavlib.ru)
14. Лаптева Л.П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализма (до 1848 г.): В 2 ч. – Ч.II. – М.,1985. Гл.7.
(http://www.slavlib.ru)
15. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.4. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г., Уваров П.Ю. Авторская программа курса; планы семинарских занятий; хрестоматия: учебное пособие. – М., 2008. Тема 13. «Гуситское движение». С.228-253.
16. Хрестоматия по истории средних веков: В 2 т. / Под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина. – М.,1950. – Т.2. Развитое и Позднее Средневековье. Раздел «Чехия XII-XV веков». С.129-165.
(http://newlibrary.ru)
17. Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. / Под ред. С.Д. Сказкина. – М.,1950. – Т.2. Развитое Средневековье. Раздел «Чехия в XI-XV вв.». С.611-625.
(http://knigadarom.com)
18. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М.М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Чешские земли и Словакия». Тема V. «Гуситское движение». С.183-193.
(http://www.edu.ru)
Дополнительная
1. Дворник Фр. Славяне в европейской истории и цивилизации. – М., 2001. С. 231-263.
2. Лаптева Л. П. История Чехии периода феодализма (V век - 1648 г.). Учебное пособие. – М., 1993. С. 71-96.
3. Лаптева Л. П. Гуситское движение в освещении современников. Источники и материалы для практических занятий. – М., 1992.
4. Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV в. Учебно-методическое пособие. – М., 1990.
5. Рандин А.В. Гуситская революция и Пражский университет. – Йошкар-Ола, 1994.
6. Галямичев А.Н. Современная западногерманская историческая литература о гуситском движении (70 – начало 80-х годов) // Славяноведение и балканистика в странах зарубежной Европы и США. – М.,1989. С.177-183.
(http://russian.slavica.org › article12568.html)
7. Иванов Ю.Ф. Гуситское революционное движение в советской историографии (конец 30-х – начало 50-х гг.) // Советское славяноведение. – 1982. – №3. С.43-51.
(http://www.inslav.ru)
8. Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV в.: Учебно-методическое пособие. – М., 1990.
(http://iskunstvo.info › materials/history/2/….htm)
9. Лаптева Л.П. Русская историография гуситского движения (40-е годы ХIХ в. – 1917 г.). – М., 1978.
(http://findlib.ru › authors/lapteva.html)
10. Лаптева Л.П. Ян Гус и немецкая реформация в освещении русской литературы XIX – начала ХХ вв. // Исследования по славяно-германским отношениям. – М.,1971. С.282-300.
(books.google.ru)
11. Лившиц Г.М. Реформационные движения в Чехии и Германии. – Минск, 1978.
(slavtorg.org › index.php?productID=404)
12. Любавский М. История западных славян (по запискам слушателей). – М., 2007. Гл. XII, XIII.
13. Мацек Й. Табор в гуситском революционном движении. – М.,1956.
(twirpx.com › file/230006/)
14. Мельников Г.П. «Отец Отечества, борец «за правду Божью» и «Божьи воины»: Чехия в преддверии и в эпоху гусизма // Средневековая Европа глазами современников и историков / Под ред. А.Л. Ястеребицкой: В 5-ти ч. – Ч.4. От Средневековья к Новому времени. Новый человек. – М., 1994. С. 89-117.
(http://window.edu.ru›Библиотека›?p_rid=42446)
15. Мельников Г.П. Этническое самосознание чехов и национальные проблемы в Чехии в гуситскую эпоху (конец XIV века – 1471 год) // Этническое самосознание славян в XV столетии. – М., 1995. С.77-113.
(http:// books.tur-internet.ru/books/10/19351.html)
16. Озолин А.И. Бюргерская оппозиция в гуситском движении. – Саратов, 1973.
(http://law.edu.ru › script/cntSource.asp?cntID=100130407)
17. Озолин А.И. Князья и прелаты Германии в борьбе с гусизмом // Славяне в эпоху феодализма. – М.,1978. С.174-181.
(http://books.tur-internet.ru/books/10/19350.html)
18. Рубцов Б.Т. Гуситские войны: Великая крестьянская война XV в. в Чехии. – М., 1955.
(http://library.vshu.kirov.ru › …bin/irbis64r…test/cgiirbis…)
19. Руколь Б.М. Гуситское движение. – М., 1964.
(http://books.google.ru)
20. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.5. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г. Ридер. – М., 2008. Тема 13. «Гуситское движение». С.21-225.
Интернет-ресурсы
1. http://www.hist.msu.ru - Сайт кафедры истории южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова
2. http://www.slavlib.ru – Сайт «Славянская библиотека»
3. http://www.inslav.ru/ – Сайт Института славяноведения и балканистики РАН
4. http://www.inslav.ru/index.php - Краткие сообщения Института славяноведения и балканистики РАН
5. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/__islav.htm - Ученые записки Института славяноведения и балканистики РАН
6. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/vi2.htm#77_12 - Вопросы истории
7. http://www.inslav.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=29&Itemid=62 - Институт славяноведения и балканистики РАН. Электронная библиотека
8. http://www.inslav.ru/index - Сайт журнала «Славяноведение»
Гуситское движение в Чехии
Цель: изучение фактов, событий и научных оценок гуситского движения в Чехии 1415-1437 гг.
Знание и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части:
студен должен
знать:
- постановку целей изучения гуситского движения и путей ее достижения посредством анализа данных исторических источников и научной литературы;
- религиозные различия доктрины гусизма (чашников и таборитов) и доктрины официальной Церкви;
- данные исторических исследований и исторических источников в области истории средневековой Чехии;
- движущие силы и закономерности исторического процесса гуситского движения;
уметь:
- воспринимать, анализировать, обобщать информацию исторических источников, содержащих изложение гуситского движения и его интерпретацию в научной литературы;
- уважительно и бережно относиться к историческому наследию гуситского движения как наиболее яркой страницы в истории средневековой Чехии;
- место человека в историческом процессе на примере жизни и деятельности лидеров гуситского движения;
владеть:
- культурой мышления применительно к изучению и самостоятельному изложению доктрины гусизма (чашников и таборитов);
- готовностью толерантно воспринимать этно-национальные и религиозные различия гуситской Церкви и официальной католической доктрины (ОК-5);
- способностью использовать базовые знания по истории средневековой Чехии и европейской Реформации;
- способностью понимать политическую организацию общества в доктрине гусизма (чашников и таборитов).
Актуальность темы практического занятия
При подготовке темы, продолжающей предыдущую проблематику, связанную с доктриной Яна Гуса, начать следует с периодизации гуситского движения. В его развитии в основном выделяется два периода: начальный (1415-1419), вершиной которого стало Пражское восстание и гуситские войны, завершившиеся разгромом таборитов (1419-1437). Это не единственная периодизация, поскольку гуситское движение является сложным, неоднозначным явлением истории Центральной Европы XV в., одновременно реформационным и социально-политическим с выраженными элементами национально-освободительной борьбы. Этим же объясняется и разница позиций исследователей, в палитре мнений которых следует различать точки зрения славянофилов, марксистов, сторонников комплексных теорий.
Теоретическая часть
При начале подготовки к занятию следует исходить из того факта, что Ян Гус не был лидером гуситского движения, но оно берет начало от дня его казни 6 июля 1415 г. Необходимо определить характерные для этого этапа формы протеста разных социальных групп и преобладающий характер требований: реформационных, социальных, национально-освободительных.
Поскольку 1419 г. оценивается как «гуситская революция», то нужно изучить процесс размежевания сил на чашников и таборитов. Для этого следует проанализировать программу чашников – «Четыре пражские статьи» и разрозненные по разным источникам воззрения таборитов. Табор заслуживает отдельного внимания, поскольку он организовался в действующий центр движения, объединив сельское и городское население. Сходная консолидация отмечена и в ходе Пражского восстания. Аналогично гуситам сформировался и оппозиционный им католический лагерь, в который вошли паны, немецкий патрициат, официальная Церковь во главе с германским императором. Гуситские войны требуют определения их периодизации, основных событий и итогов.
В гуситском движении следует различать умеренных (чашников) и радикальных (таборитов) гуситов. Последние тоже подверглись дифференциации, когда с 1421 г. здесь возобладала крайне левая сторона. Определите, почему она выступала за ликвидацию сословий и равноправие, государства и была разгромлена умеренными таборитами во главе с Яном Жижкой.
Фигура Яна Жижки заслуживает отдельного внимания при подготовке. Следует рассмотреть основные этапы его биографии, а также вклад в военную тактику и стратегию, связав их с победами гуситов. Важно обратиться к оценке гуситских войн в науке, амплитуда которых колеблется от понимания их как вооруженной борьбы между чехами – гуситами и католиками до войны чехов-гуситов с немецкой интервенцией. Своего изучения требуют следующие документы: решения Базельского конгресса («Базельские компактаты» 1436 г.), Пражское соглашение 1433 г., описание поражения таборитов у Липан 30 мая 1434 г.
В заключении следует проанализировать причины поражения гуситского движения, их исторического значения и основных оценок в исторической науке.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Восстание 1415-1419 гг.
2. Программы чашников и таборитов.
3. Гуситские войны.
4. Историография гуситского движения в зарубежном и отечественном славяноведении.
Задания:
1. Почему гусизм не смог удержаться как социально единая идеология и разделился на умеренное и радикальное направления?
2. Каковы были принципиальные расхождения программ чашников и таборитов; почему?
3. Почему гуситское движение может быть оценено и как предреформационное, и как социально-политическое, и как национально-освободительное?
4. Почему гуситское движение не завершилось восстанием 1415-1419 гг., а продолжилось в форме т.н. гуситских войн и распространилось за пределы Чехии?
5. Почему королевская власть (в лице Карла IV) и сословия Чехии поддерживали гуситов?
6. Сколько было крестовых походов против гуситов, как менялся состав их участников?
7. Какими причинами можно объяснить победы гуситского войска и их последующее поражение?
8. Насколько правомерно утверждать, что Чехия стала первой страной победившей Реформации?
9. Приход к власти Иржи из Подебрад в 1458 г. означал становление политического строя сословно-представительной монархии, ограничение прав короля и сословную перегруппировку всего чешского общества. Как эти процессы связаны с идеологией и практикой гусизма?
10. Почему гуситское движение – одна из фундаментальных проблем мирового славяноведения; какие основные точки зрения оно разработало?
Список литературы
Основная
1. История Средних веков и раннего Нового времени: Хрестоматия / Сост. Е.Е. Бергер, В.А. Ведюшкин, И.Г. Коновалова / Под общ. ред. В.А. Ведюшкина при участии Н.И. Алтуховой и Т.Д. Стецюры. – М., 2004. Тема 13. «Гуситское движение». С.141-153.
2. История средних веков. Хрестоматия: В 2 т. / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – М.,1981. – Ч.2. XV-XVII вв. «Развитие феодального строя». Гл. VII. «Гуситское движение в Чехии». С.10-28.
(http://gumer.info›Книги для студентов›…/step_istsr/index.php)
3. Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. – М., 2010. С.22-34, 56-124, 170-183.
4. Лаптева Л.П. Гуситское движение в освещении современников: источники и материалы для практических занятий. – М.,1992.
(http://www.slavlib.ru)
5. Лаптева Л.П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализма (до 1848 г.): В 2 ч. – Ч.II. – М.,1985. Гл.7.
(http://www.slavlib.ru)
6. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.4. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г., Уваров П.Ю. Авторская программа курса; планы семинарских занятий; хрестоматия: учебное пособие. – М., 2008. Тема 13. «Гуситское движение». С.228-253.
7. Хрестоматия по истории средних веков: В 2 т. / Под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина. – М.,1950. – Т.2. Развитое и Позднее Средневековье. Раздел «Чехия XII-XV веков». С.129-165.
(http://newlibrary.ru)
8. Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. / Под ред. С.Д. Сказкина. – М.,1950. – Т.2. Развитое Средневековье. Раздел «Чехия в XI-XV вв.». С.611-625.
(http://knigadarom.com)
9. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М.М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Чешские земли и Словакия». Тема V. «Гуситское движение». С.183-193.
(http://www.edu.ru)
19. История Средних веков и раннего Нового времени: Хрестоматия / Сост. Е.Е. Бергер, В.А. Ведюшкин, И.Г. Коновалова / Под общ. ред. В.А. Ведюшкина при участии Н.И. Алтуховой и Т.Д. Стецюры. – М., 2004. Тема 13. «Гуситское движение». С.141-153.
20. История средних веков. Хрестоматия: В 2 т. / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – М.,1981. – Ч.2. XV-XVII вв. «Развитие феодального строя». Гл. VII. «Гуситское движение в Чехии». С.10-28.
(http://gumer.info›Книги для студентов›…/step_istsr/index.php)
21. Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. – М., 2010. С.22-34, 56-124, 170-183.
22. Лаптева Л.П. Гуситское движение в освещении современников: источники и материалы для практических занятий. – М.,1992.
(http://www.slavlib.ru)
23. Лаптева Л.П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализма (до 1848 г.): В 2 ч. – Ч.II. – М.,1985. Гл.7.
(http://www.slavlib.ru)
24. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.4. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г., Уваров П.Ю. Авторская программа курса; планы семинарских занятий; хрестоматия: учебное пособие. – М., 2008. Тема 13. «Гуситское движение». С.228-253.
25. Хрестоматия по истории средних веков: В 2 т. / Под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина. – М.,1950. – Т.2. Развитое и Позднее Средневековье. Раздел «Чехия XII-XV веков». С.129-165.
(http://newlibrary.ru)
26. Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. / Под ред. С.Д. Сказкина. – М.,1950. – Т.2. Развитое Средневековье. Раздел «Чехия в XI-XV вв.». С.611-625.
(http://knigadarom.com)
27. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М.М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Чешские земли и Словакия». Тема V. «Гуситское движение». С.183-193.
(http://www.edu.ru)
Дополнительная
1. Дворник Фр. Славяне в европейской истории и цивилизации. – М., 2001. С. 231-263.
2. Лаптева Л. П. История Чехии периода феодализма (V век - 1648 г.). Учебное пособие. – М., 1993. С. 71-96.
3. Лаптева Л. П. Гуситское движение в освещении современников. Источники и материалы для практических занятий. – М., 1992.
4. Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV в. Учебно-методическое пособие. – М., 1990.
5. Рандин А.В. Гуситская революция и Пражский университет. – Йошкар-Ола, 1994.
6. Галямичев А.Н. Современная западногерманская историческая литература о гуситском движении (70 – начало 80-х годов) // Славяноведение и балканистика в странах зарубежной Европы и США. – М.,1989. С.177-183.
(http://russian.slavica.org › article12568.html)
7. Иванов Ю.Ф. Гуситское революционное движение в советской историографии (конец 30-х – начало 50-х гг.) // Советское славяноведение. – 1982. – №3. С.43-51.
(http://www.inslav.ru)
8. Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV в.: Учебно-методическое пособие. – М., 1990.
(http://iskunstvo.info › materials/history/2/….htm)
9. Лаптева Л.П. Русская историография гуситского движения (40-е годы ХIХ в. – 1917 г.). – М., 1978.
(http://findlib.ru › authors/lapteva.html)
10. Лаптева Л.П. Ян Гус и немецкая реформация в освещении русской литературы XIX – начала ХХ вв. // Исследования по славяно-германским отношениям. – М.,1971. С.282-300.
(books.google.ru)
11. Лившиц Г.М. Реформационные движения в Чехии и Германии. – Минск, 1978.
(slavtorg.org › index.php?productID=404)
12. Любавский М. История западных славян (по запискам слушателей). – М., 2007. Гл. XII, XIII.
13. Мацек Й. Табор в гуситском революционном движении. – М.,1956.
(twirpx.com › file/230006/)
14. Мельников Г.П. «Отец Отечества, борец «за правду Божью» и «Божьи воины»: Чехия в преддверии и в эпоху гусизма // Средневековая Европа глазами современников и историков / Под ред. А.Л. Ястеребицкой: В 5-ти ч. – Ч.4. От Средневековья к Новому времени. Новый человек. – М., 1994. С. 89-117.
(http://window.edu.ru›Библиотека›?p_rid=42446)
15. Мельников Г.П. Этническое самосознание чехов и национальные проблемы в Чехии в гуситскую эпоху (конец XIV века – 1471 год) // Этническое самосознание славян в XV столетии. – М., 1995. С.77-113.
(http:// books.tur-internet.ru/books/10/19351.html)
16. Озолин А.И. Бюргерская оппозиция в гуситском движении. – Саратов, 1973.
(http://law.edu.ru › script/cntSource.asp?cntID=100130407)
17. Озолин А.И. Князья и прелаты Германии в борьбе с гусизмом // Славяне в эпоху феодализма. – М.,1978. С.174-181.
(http://books.tur-internet.ru/books/10/19350.html)
18. Рубцов Б.Т. Гуситские войны: Великая крестьянская война XV в. в Чехии. – М., 1955.
(http://library.vshu.kirov.ru › …bin/irbis64r…test/cgiirbis…)
19. Руколь Б.М. Гуситское движение. – М., 1964.
(http://books.google.ru)
20. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.5. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г. Ридер. – М., 2008. Тема 13. «Гуситское движение». С.21-225.
Интернет-ресурсы
1. http://www.hist.msu.ru - Сайт кафедры истории южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова
2. http://www.slavlib.ru – Сайт «Славянская библиотека»
3. http://www.inslav.ru/ – Сайт Института славяноведения и балканистики РАН
4. http://www.inslav.ru/index.php - Краткие сообщения Института славяноведения и балканистики РАН
5. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/__islav.htm - Ученые записки Института славяноведения и балканистики РАН
6. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/vi2.htm#77_12 - Вопросы истории
7. http://www.inslav.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=29&Itemid=62 - Институт славяноведения и балканистики РАН. Электронная библиотека
8. http://www.inslav.ru/index - Сайт журнала «Славяноведение»
Приложение
1. Всенародное провозглашение четырех пражских статей (3 июля 1420 г.)
Всем вообще и каждому христианину в отдельности да будет это ведомо и объявлено, что Чешская земля и верные христиане, стоя с надеждой на бога и с божьей помощью стоять намереваясь, всем своим имуществом и жизнью и смертью, как ныне, так и в будущем, всеми силами против каждого, кто будет противиться в этом, ничего другого не станут держаться, кроме как этих четырех статей, согласно Новому Завету Господа Иисуса Христа:
Во-первых, чтобы слово божие по королевству Чешскому свободно и беспрепятственно возвещалось и проповедовалось христианскими священниками, как спаситель наш. завещал... и чтобы слово божие проповедовалось на всяком языке...
Во-вторых, чтобы священное таинство причастия телом и кровью христовой всем верным христианам, которым смертный грех не препятствует, под обоими видами, хлебом и вином, свободно давалось согласно заповеди спасителя.
В-третьих, чтобы неправое обладание священников и монахов великими богатствами мирскими, которыми они владеют по светскому праву, во вред своему духовному сану и в ущерб светским властям, вопреки заповеди христовой, было прекращено и отнято и, чтобы согласно евангелию жизнь их стала примером для нас, пусть возвратятся они к тому апостольскому состоянию, в каком пребывал. Христос со своими учениками; ибо написано в евангелии: «И призвав двенадцать учеников своих, Христос послал их, наказав им: «Не смейте владеть ни серебром, ни золотом, ни деньгами...»
В-четвертых, чтобы все смертные грехи, особенно явные, и другие непорядки, противные закону божию, разумно и справедливо искоренялись в каждом сословии теми, кому дана власть; пусть будет уничтожена дурная слава об этой земле, дабы принести благо королевству и языку Чешскому.
...смерти заслуживают не только те, которые эти грехи совершают, но и те, которые их к этому поощряют. Как среди мирян разврат, чревоугодие, воровство, убийство, ложь, обман, клятвопреступление, колдовство, мошенническая торговля и промыслы, корыстолюбие, ростовщичество и иные грехи существуют, так и среди духовенства> подобные грехи совершаются: ересь - святокупство и денежные поборы за крещение, за конфирмацию, за исповедь, за таинство причащения, за освящение елеем, за венчание, денежная плата за заказные, заупокойные и другие мессы, за молебны поминальные, за погребение, за церковное отпевание, за колокольный звон, за освящение храмов, часовен, алтарей, кладбищ, за отпущение грехов, за получение должностей епископа, архиепископа, пробста и за каждый приход, за обмен, за буллы, а также другие грамоты, и за всяческие бенефиции и пребенды и плата за духовные требы и другие бесчисленные ереси, которые из этого проистекают и оскверняют святую церковь.
Также и другие пороки и грехи, как высомерие, скупость, прелюбодеяние, содержание наложниц и другие нечистые постутки; злобу, зависть, раздоры и сутяжничество, различные платежи и поборы в пользу церкви, лицемерное выпрашивание денег у простых людей лживыми обещаниями и обманными речами и всякие иные пороки и грехи, которые каждый верный христианин должен ненавидеть, как самого дьявола, породившего эти грехи, клеймить и искоренять их, но лишь так, как надлежит ему согласно его званию.
Если бы кто-нибудь приписал нам какие-либо греховные и зловредные помыслы, мы просим не верить такому лживому и неправому свидетелю, который из ненависти возводит клевету на нас, ибо перед Господом Богом и перед всем светом мы открыто заявляем, что нет в нашем сердце другого помысла, кроме как о Боге, и нет другого желания, кроме как всеми силами служить Господу Иисусу Христу, следовать его закону и исполнять его заповеди, как надлежит каждому доброму христианину; а также твердо держаться этих четырех статей, направленных против зла и установленных на основании заповедей божиих; каждому, кто стал бы отвращать нас от этого доброго намерения, должны мы согласно закону божию и правде божией оказать сопротивление; следуя нашему долгу, мы должны защищать правду от такого насилия с помощью светской власти; и если бы кто-нибудь из нас допустил какое-либо бесчинство и тем совершил зло, то мы заявляем, что это не по нашей воле, ибо мы - противники всех смертных грехов; а если бы кому-либо был причинен какой ущерб, то это могло бы случиться лишь в силу превеликой необходимости, или для защиты закона божьего, или для обороны нас самих от какого бы то ни было вражеского насилия и жестокости.
И кроме того, мы всенародно заявляем, что если кому-либо покажется, что мы совершаем что-нибудь дурное, то мы готовы исправить это и с открытым сердцем принять поучение из Священного Писания.
Приведено по:
Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961. С. 213-216.
2. Статуты факультета искусств Пражского университета
В год господа нашего 1390 магистром Матвеем из Легниц 1, исполняющим обязанности декана факультета искусств, после многих общих собраний и советов факультета старые статуты этого факультета вследствие их несоответствия друг другу, запутанности и беспорядочности были исправлены и записаны в надлежащем порядке. И я позаботился о том, чтобы это было сделано, и эту книгу привел в порядок с согласия факультета.
Первая рубрика. Об избрании декана и его обязанностях
Именем господа аминь. Факультет имеет одного декана, который избирается только магистрами «actu regentes» 2, и это избрание должно происходить дважды в год: в первый раз в ближайшие дни, спустя восемь дней после праздника святого Галла 3, во второй раз в ближайшие дни, спустя восемь дней после праздника святого Георгия 4. Его же избрание должно осуществляться путем публичного решения под контролем нунция факультета, и если в избрании соглашается большая часть присутствующих магистров, то избираемый утверждается. Это избрание бывает без тайного голосования или компромисса 5. И при этом избрании никто из магистров не может иметь голоса, если только не представит знаки своего магистерского достоинства. И если кто пренебрежет часом, назначенным для избрания, лишается своего голоса; и этот магистр не может оспаривать каким-либо образом сделанное другими. Декан же, избранный таким путем, должен исполнять свои обязанности под угрозой штрафа в одну копу грошей, которые должны быть уплачены в тот же день, и пусть не будет ему никакой отсрочки.
2. О присяге декана и магистров факультета
Избранный в деканы и допускаемый к исполнению своих обязанностей клянется, препоручив себя старейшему магистру факультета, что будет с усердием исполнять свои обязанности и что он не привесит печати факультета к какой-либо грамоте без полного согласия четырех магистров, своевременно избранных для этого факультетом искусств.
3. О присяге магистров, которую приносят декану
Все те, кто в данное время будет в университете, все желающие быть actu regentes или считаться таковыми, [117] обещают декану, дав ему руку и принеся присягу, что будут являться по его вызову всякий раз, как будут приглашены им лично, либо через нунция факультета, и если не явятся по упомянутому приглашению, то уплатят штраф. И клянутся далее, что без специального разрешения декана не будут дерзко либо презрительно уклоняться от посещения советов или собраний под страхом уплаты штрафа в три гроша. И еще клянутся в том, что никто из них не станет сопротивляться, если вследствие пренебрежения знаками магистерского достоинства будет лишен деканом права голоса или исключен из совета; клянутся и в том, что станут хранить секреты, разглашение которых будет запрещено деканом.
4. Об обязанностях декана
Декан должен иметь общую книгу факультета, которую он хранит вместе с другими назначенными лицами, согласно указанной присяге. В эту книгу он должен заносить все акты факультета и другие достопамятные события, служащие общему благу, а также сведения о праздниках факультета. В книгу деканов заносятся и постановления, касающиеся факультета или университета, которые были приняты и одобрены в период его пребывания в должности. Так же декан вписывает в упомянутую книгу имена новых бакалавров, лиценциатов 6 и магистров, чтобы порядок их возведения не предавался забвению, и все эти записи в момент снятия с себя обязанностей он зачитывает на факультете. Равным образом декан обязан созывать членов факультета, когда бы ни возникла в этом нужда на факультете, либо по требованию любого отдельного магистра. И на этом собрании не должны разбираться какие-либо другие вопросы, но только те, ради которых созвано данное собрание. И должен декан через нунция точно довести до сведения каждого вопросы, по поводу которых созывается собрание, и записать количество и имена лиц, претендующих на степень бакалавра, или тех, кто должен представиться, если таковые будут, а также количество и имена магистров, которые пожелают представиться на этом собрании.
Кроме этого, декан обязан следить, чтобы каждый читающий свой ординарный курс делал это должным образом и заканчивал свою книгу, как надлежит, согласно времени, которое ему отведено. И чтобы каждый вел диспуты 7, когда положено, и если дека