Статус южных славян в составе Османской империи

Цель: изучение имущественного, правового и социального статуса основных сословий южнославянского общества (крестьян, горожан и феодалов) в эпоху османского господства.

Знание и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части:

студен должен

знать:

- методы обобщения информации исторических источников о статусе славянских крестьян, горожан и феодалов в составе Османского государства;

- этно-национальные, религиозные и культурные различия южных славян, оказавшихся под властью Османской империи;

- политическую организацию османского общества указанного периода;

уметь:

- ставить цели изучения системы поземельного устройства южнославянской общины, статуса городского населения, положения светских феодалов и Церкви эпохи Османского владычества путем анализа комплекса турецких источников;

- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса интеграции различных групп южнославянского общества в административную и поземельную систему Османского государства;

- бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям южных славян эпохи Османского владычества;

- роль насилия и ненасилия в истории различных социальных групп южных славян эпохи Османского владычества;

владеть:

- культурой мышления, способностью к восприятию, анализу и обобщению информации о статусе южнославянских сословий в период господства Османской империи;

- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям южных славян эпохи Османского владычества;

- готовностью толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия славянского и неславянского, христианского и мусульманского населения Османской империи;

- способностью использоватьбазовые знания в области средневековой истории южных славян.

Актуальность темы практического занятия

Как известно, Османская империя определилась в территориальных границах по итогам завоеваний второй половине XIV-XV вв., включив в свой состав и Балканский полуостров и расположенные на нем завоеванные южнославянские государства и политические образования, а именно: Болгарию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, часть Хорватии и Боснии. Подчиненный статус южного славянства окажется пролонгированным на достаточно длительный период, вызвав неизбежные интегративные процессы османского влияния, равно как и процессы его отторжения.

Предыдущее занятие было посвящено военно-ленной системе и таким ее элементам, как исламизация населения, массовое переселение турок на Балканы и депортация славян. В данном случае необходимо выяснить статус каждого сословия южнославянского общества эпохи османского господства, что достаточно актуально, учитывая сколь выраженные изменения претерпела социальная структура, экономический уклад и правовое положения южнославянских крестьян, городских жителей (ремесленников и торговцев) и феодальной страты (духовенства и светской знати).

Теоретическая часть

При подготовке вопроса о статусе южнославянского крестьянства необходимо уяснить систему отношений: крестьянского хозяйства и сипаха как феодала; крестьянского хозяйства и государства в лице его администрации; крестьянской общины и сипаха; крестьянской общины и государства. Особе внимание нужно уделить кризису сипахийской системы и изменениям в положении южнославянских крестьян, процессу читлучения, а также попыткам крестьян выйти из-под власти сипаха, используя особенности своего хозяйственного профиля и исламской правовой специфики. Для этого нужно изучить содержание указов османских наместников в балканских провинциях, грамоты и ферманы османских султанов.

Вопрос о развитии османского города и статусе славянских ремесленников и торговцев требует общего знания особенностей турецкой урбанистической системы и применения этих знаний к материалу источников: законов о базарных сборах и пошлинах, налоговых реестров, протоколов решений шариатских судов относительно актов купли-продажи имущества, прав торговли и производства. В результате необходимо представлять всю систему система эксплуатации славянских крестьянских общин, рынков и городов.

Особое место занимает вопрос о положении славянской светской знати и духовенства. Прежде всего, нужно выяснить статус земельных владений османской знати на Балканах и определить наличие в ее рядах феодалов славянского происхождения, выявить их конфессиональную принадлежность и проследить связь поземельного статуса и вероисповедания. Основная задача - выявить проблемы интеграции южнославянской знати в правовое, религиозное, экономическое и социальное поле Османского государства. Аналогичных усилий требует и выяснение статуса православного (в меньшей степени – католического) духовенства, с то разницей, что оно оказалось не щатронуто процессами конфессиональной ассимиляции.

Вопросы и задания

Вопросы:

1. Сословный статус южнославянского крестьянства.

2. Ухудшение положения южнославянского крестьянства на фоне кризиса сипахийской системы.

3. Османский город: статус ремесленников и торговцев славянского происхождения.

4. Южнославянские феодалы под властью Османов: проблемы интеграции.

Задания:

1. Являлись ли сипахи феодалами по отношению к южнославянскому крестьянству?

2. В чем выражается починенный статус южнославянского крестьянства по отношению к сипаху?

3. В чем выражается починенный статус южнославянского крестьянства по отношению к государству?

4. В какую сторону (улучшения или ухудшения) изменился правовой статус южнославянских крестьян под властью Османов? Почему?

5. Каким образом система эксплуатации южнославянской городской и сельской общины связана с процессом реэволюции большесемейной организации?

6. В чем заключались особенности положения южнославянского городского населения в сравнении с сельским?

7. Каким образом законодательство Османской империи не только ущемляло, но и защищало права южнославянского крестьянства, ремесленников и торговцев, не перешедших в ислам?

8. В силу каких причин Порта, наряду с привлечением южнославянской знати на службу и сотрудничества с Церковью, прибегала к физическому уничтожению славянской верхушки и полностью подчинила константинопольскую патриархию?

9. Можно ли полагать очагами пассивного сопротивления славян османскому господству институты большой патриархальной семьи, сельской и городской общины, церковного прихода и монастыря? Почему?

10. Существует и связь различных проявлений пассивной борьбы славян с активной деятельностью Порты по этнической ассимиляции и насильственной исламизации местного населения? В чем она состоит?

Список литературы

Основная

1. История южных и западных славян: [учебник]. Т. 1: Средние века и Новое время / под ред.: Г. Ф. Матвеева, З. С. Ненашевой. - 3-е изд. - М. : Изд-во МГУ : Печатные Традиции, 2008.

2. Аграрный строй Османской империи вв.: Документы и материалы / Сост., пер. и комм. А.С. Тверитиновой. – М., 1963.

(http://www.vostlit.narod.ru›Texts/Dokumenty/turk.htm)

3. Болгарские деревни и их население в кратких реестрах джизье XVII в. // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. – Т.2. – М., 1969.

(http://www.booksgid.com/arts_sulture/3414-an)

4. Записки янычара. Написаны Константином Михайловичем из Островицы/ Введ., пер. и коммент. А.И.Рогова.– М.,1972. С.112-113.

(http://cityread.ru/history/69055-zapiski-yanychara.html)

5. История средних веков. Хрестоматия: В 2 т. / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – Часть 2. XV-XVII вв. – М.,1988. Раздел «Развитие феодального строя». Гл. VIII. «Османская империя и борьба народов против османских завоевателей». С.35, 38.

(http://gumer.info›Книги для студентов›…/step_istsr/index.php)

6. Книга законов султана Селима I / Публикация текста, перевод, терминологический коммент. и предисл. А.С. Тверитиновой. – М.,1969.

(http://www.slavlib.ru)

7. Практикум по истории южных и западных славян [Электронный ресурс]: раннее Новое время (XVI - конец XVIII вв.): уч.-метод. пособ. / сост. В. В. Борисенко. – Могилев, 2012. Тема 3. Славянские народы Юго-Востока Европы под властью Османской империи (XVI - первая половина XVIII вв. С. 145-184.

8. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.4. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г., Уваров П.Ю. Авторская программа курса; планы семинарских занятий; хрестоматия: учебное пособие. – М., 2008. Тема 19. «Османская империя». С.293-299.

9. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М. М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Славянские народы Юго-Восточной и Центральной Европы под османским владычеством». Тема I. «Османское завоевание Балкан». С.143-150. Тема II. «Складывание военно-феодальной системы управления в европейских провинциях Османской империи». С.151-158. Тема III «Состояние хозяйственной жизни в XV – первой половине XVIII вв.». C.151-163.

(http://www.edu.ru)

8. Завоевание Боснии и Герцеговины. Из «Истории Фатиха» Дурсун-бега (Турсун-бея) // Муртузалиев С.И. Административно-судебная и военная системы Османской империи XIII-XVII вв.: Учебное пособие. – Махачкала, 2005. С.38-39.

9. Складывание военно-феодальной системы управления в Османской империи // Муртузалиев С.И. Административно-судебная и военная системы Османской империи XIII-XVII вв.: Учебное пособие. – Махачкала, 2005. С.40-129.

10. О состоянии хозяйственной жизни в XV-XVII в. // Муртузалиев С.И. Административно-судебная и военная системы Османской империи XIII-XVII вв.: Учебное пособие. – Махачкала, 2005. С.130-134.

11. Политика Порты в отношении немусульман // Муртузалиев С.И. Административно-судебная и военная системы Османской империи XIII-XVII вв.: Учебное пособие. – Махачкала, 2005. С.135-136.

Дополнительная

1. Виноградов В.Н. Южные славяне: от статуса турецкой райи к возрождению государственности. – Славяноведение. – 2004. – №5. С.3–13.

2. Достян И.С. Борьба сербского народа против турецкого ига, XV – начало ХIХ в. – М., 1958.

(books.google.ru)

3. Желязкова А. Некоторые аспекты распространения ислама на Балканском полуострове в XV-XVIII вв. // Османская империя. Система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. – М.,1980. С.103-116.

(http://booksshare.net/index.php%3Fid1%3D4%26)

4. Кинросс Л. Расцвет и упадок Османской империи. – М., 1999. С.124-125.

(http://twirpx.com › file/225648/)

5. Литаврин Г.Г. О соответствиях между византийскими и османскими формами организации экономики города в XV-XVI вв. // Балканские исследования. Исторические и историко-культурные процессы на Балканах. – М.,1982. – Вып.7. С.30-41.

(http://www.slavlib.ru)

6. Мейер М.С. Роль вакфов в развитии городов Османской империи в XV-XVI вв. // Общество и государство на Балканах в средние века. – Калинин, 1980. С.4-20.

(http://books.google.ru/books)

7. Муртузалиев С.И. Идея сопротивления исламизации в устном народном творчестве болгар XV-XVI вв. // Советское славяноведение. – 1984. – №6. С.54-62.

(http://www.natlib.uz/cgi-bin/irbis32r/cgiirb...)

8. Муртузалиев С.И. Религиозно-правовая политика Порты и роль налоговой системы в исламизации балканских народов (XV – начало XVII века) // Славяноведение. – 2005. – №2. С.83-87.

(http://www.natlib.uz/cgi-bin/irbis32r/cgiirb...)

9. Наумов Е.П. Балканское крестьянство в феодальной системе XIII-XV вв. (К вопросу об эволюции крестьянских категорий и повинностей в южнославянских странах и в северной Албании) // Балканские исследования. Исторические и историко-культурные процессы на Балканах. – М.,1982. – Вып.7. С.14-29.

(http://www.slavlib.ru)

10. Наумов Е.П. Государственная власть и сословное деление феодального класса на Балканах в XIII-XV вв. (К истории феодальной социальной терминологии и иерархии) // Балканские исследования. Вопросы социальной, политической и культурной истории Юго-Восточной Европы. – М.,1884. – Вып.9. С.29-38.

(http://www.slavlib.ru)

11. Новичев А.Д. К истории рабства в Османской империи: Система девширме // Тюркологический сборник. – 1976. – М., 1978. С.88-93.

(http://www.kronk.narod.ru › library/ts.htm)

12. Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV-XVI вв. – М.,1984. Гл.1-3.

(http://www.history.pu.ru›)

13. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.5. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г.Ридер. – М., 2008. Тема 19. «Османская империя». С.290-295.

14. Фрейденберг М.М. Крестьянство в Балкано-Карпатских землях (Сербия, Хорватия, Дунайские княжества) в XV-XVI вв. // История крестьянства в Европе. – М.,1986. – Т.2. С.458-474.

(http://www.humanities.edu.ru/db/msg/3786)

15. Чуркина И.В. Национальная церковь и формирование южнославянских наций // Вопросы истории. – 2001. – №3. С.39-58.

(http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/TURKEY.HTM)

16. Шеремет В.И. Становление Османской империи. XIII-XVI вв. // Новая и новейшая история. – 2001. – №1. С.59-71.

(http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/TURKEY.HTM)

Интернет-ресурсы

1. http://www.hist.msu.ru - Сайт кафедры истории южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова

2. http://www.slavlib.ru – Сайт «Славянская библиотека»

3. http://www.inslav.ru/ - Сайт Института славяноведения и балканистики РАН

4. http://www.inslav.ru/index.php - Краткие сообщения Института славяноведения и балканистики РАН

5. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/__islav.htm - Ученые записки Института славяноведения и балканистики РАН

6. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/vi2.htm#77_12 - Вопросы истории

7. http://www.inslav.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=29&Itemid=62 - Институт славяноведения и балканистики РАН. Электронная библиотека

8. http://www.inslav.ru/index - Сайт журнала «Славяноведение»

Приложения

Из «книги об Асафе» везира Лютфи-паши (сер. XVI в.)

Тем , кто занимает какой-либо пост, неуместно быть торговцем риса или мелким лавочником. Это дело неимущих (фукара)... Назначения производить по достоинству. Выходец из реайи, не являющийся по деду и отцу сыном сипахи, не может претендовать на то, чтобы стать сипахи. Если бы открылась такая возможность, то каждый ушел бы из райятов и захотел бы стать сипахи. Тогда не осталось бы райятов и доходы падишаха стали ничтожными...

Реайя должны быть занесены в писцовые книги реестровой канцелярии Дивана. Перепись производится в 30 лет раз. Исключаются все умершие и больные. [Остальных же] надлежит снова записать и [запись] сравнить со старым реестром. Не должно быть недостачи реайи по сравнению со старым реестром. Если реайя какой-либо местности разбежались и пришли в другие места, то местные управители должны отослать их обратно. Это необходимо, чтобы страна не пришла в запустение.

Если кто-либо из реайи, целиком находясь на [военной] службе, от великой милости [султана] получит право на тимар и станет сипахи, то его родичи, отец и мать не должны получать покровительство. Взимать авариз3 с реайи надлежит в 4-5 лет раз по 20 акче. Так было установлено и один раз собрано при султане Селим-хане. Потом так и стало по 20 акче в 4-5 лет. Говорили, что это стоимость солдатских сухарей на привале. Однако точно ничего неизвестно. Ежегодно брать не следует, чтобы не было трудно .

Райятов не следует слишком притеснять. Если они имеют много имущества, не нужно посягать на него. Но в их платье снаряжении, [сбруе] лошади и [прочем] имуществе не должно быть столько же украшений, сколько у сипахи .

Приведено по:

Аграрный строй Османской империи XV-XVII вв.: Документы и материалы / Сост., пер.и комм. А.С. Тверитиновой. – М., 1963. С. 129-130.

Из «фермана» султана Мурада III санджакбею Солнока и солнокскому кадию Муслих-Эддину (1583 г.)

[народ города Дебрецена, принадлежащего к солнокской казе], не обращается к кадию в тех случаях, когда согласно закону он должен произвести раздел наследства, или с другими юридическими делами. Этим они причиняют ущерб не только сиротам, но и снижают доходы моего судебного округа. Мое желание таково, чтобы в делах по наследству они обращались к благородному шариатскому суду .

Если кто-нибудь из жителей города скончается и [среди наследников] окажутся малолетние или отсутствующие или из совершеннолетних кто-то желал бы разделения наследства, это распределение должно проводиться кадием. Но в качестве налога за раздел наследства он не должен взимать более 15-тысячной доли.

Приведено по:

Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы / Под ред. А. С. Тверитиновой. – М., 1974. С. 113.

Из «Законоположения (Канун-наме) ливы Охри (Охрида)» (1613 г.)

Употребляемый в упомянутой ливе [Охри] киле равен стамбульскому киле. В султанском дефтере записано, что каждые 6 киле составляют 1 химил. Записано, что каждый химил пшеницы, гороха, чечевицы и фасоли [стоит] 54 акче, химил ячменя, ржи, проса, вики [?] и мелкого гороха - 30 акче, химил травы, дикого овса - 18 акче, медре молодого вина - 6 акче. Во всей ливе с женатых взимается по 2 акче налога ресм-и бостан.

В касабах Акчехисар и Ишим с каждого женатого взимается по 2 акче под названием ресм-и гиях. В некоторых местах, особенно в нахийе Дебарца, вследствие того, что там много лугов, записана десятина за сено (ушри гиях).

С кяфиров9 некоторых деревень, где жители собирают большой урожай лука, чеснока и капусты, пусть взимается ушр. Не принимать во внимание, если они говорят, что платят бостан акчеси Со всех зерновых взимается ушр и саларийе ... С молодого вина также взимается ушр и саларийе. С кяфиров, имеющих виноградники, с давних пор во время взимания ушра было принято брать по 2 акче под названием ресми текне; в подробном реестре этот налог записан как и прежде. В нахийе Дебарца, райяты которой не имеют виноградников.

С каждого, привезшего вино, взимается пошлина по 2 акче. С деревень, расположенных на берегу озера, где производится ловля рыбы, сипахи взимает пошлину с каждого промышляющего рыбу по 2 акче за каждый вьюк.

В местах, за которыми записан налог на ульи, пусть взимается 1 улей из десяти. Если же ульев менее 10, то когда будет установлена цена, пусть взимается ушр по одному акче с каждых десяти акче.

С мельницы, действующей круглый год, взимается 30 акче, с действующей полгода, а также с шерстовальни взимается по 15 акче. [Бывает так, что] какой-нибудь райят умрет, а сын его впадет в крайнюю бедность и из-за чрезвычайных затруднений одно поле или какую-то часть земли из своей баштины продаст другому или отдаст в залог. [Таким образом] некоторое количество баштин оказывается исчезнувшим и с них не собрать ни джизье, ни испендже. Отныне деление баштин не допускается, а произведенное дробление пусть будет отменено. От райята же, совершившего подобное, [баштину] отобрать силой. Пусть местный сипахи отберет все, что было продано из таких баштин, соединит воедино и передаст тому, кто [из райятов] пожелает, с тем чтобы ни султанской джизье, ни сипахийскому испендже не наносилось ущерба.

Если у умершего райята остался сын, то по древнему закону баштина умершего переходит к сыну. Деньги за тапу с него [сына] сипахи требовать не может. Если же у райята останется не сын, а брат, дочери и другие родственники, то им баштина в наследство не передается. Дело сипахи. Если брат заплатит положенную сумму за тапу, то сипахи передает [баштину] ему, и другому передать не может. Если же брат не заплатит [тапу], то сипахи волен передать, кому пожелает. Дочерям, сестрам и прочим родственникам баштина в наследство не передается.

Если какой-нибудь райят умирал и баштину надлежало передать другому по тапу, то бывало так, что сипахи, заявляя, что, мол, мельница, виноградник, сад и дом [умершего] тоже относятся к баштине, силой отнимали [все это] и передавали другому. В подобных случаях [надлежит знать, что] мельница, виноградник, сад и дом не относятся к баштине, они переходят по наследству детям и родственникам. Баштиной называются лишь обрабатываемые земли. Отныне все подобное [мельницу, виноградник и пр.] пусть не передают другим под тем предлогом, что это баштина.

Если у умершего райята не осталось сына, а баштина его некоторое время находилась во владении дочери, сестры или других родственников, то сипахи не дозволено явиться затем к ним и заявить: «Так как у вас нет письменного тапу на эту баштину, то я отберу ее у вас и передам другому». Это возможно лишь в том случае, если они не платят джизье и испендже. Если же они из года в год неукоснительно платят джизье и испендже, то отнимать у них [баштину] нельзя и пусть не будет отнята.

Люди санджакбеев, субаши, эмины, сипахи, воины крепости и вообще обладатели тимаров перестали брать натурой продукты урожая, вино и прочие ушры, а стали оставлять все это бедным райятам, облагая их [вместо этого] высоким денежным сбором. Ввиду того, что это является слишком тяжким нововведением, противоречащим августейшему повелению, последовало запрещение. Отныне со всех зерновых, с каждого вида особо, пусть взимается ушр и саларийе и пусть [натуру] не оставляют райятам и не берут взамен деньгами по высокой цене. Из-за этого райяты чрезмерно страдают и тревожатся.

Райятов положенный с них ушр заставляют отвозить на ближайший базар, но пусть путем насилия и запугивания не заставляют отвозить далеко. Для обрабатывающих землю внереестровых [райятов] нет закона доставлять их ушр на ближайший базар. У каждого сипахи - свои райяты. Существует древний закон, предписывающий райятам строить в своей деревне амбар для хранения собранных для сипахи ушра и саларийе. Но и после того как реайя соберут ушр своей деревни в амбар, для них остается закон доставить [собранные] продукты на ближайший базар.

С райятов, приписанных к деревням, находящимся в ущелье, как с женатых, так и неженатых, состоятельных и бедных - взимается по 10 акче испендже. Некогда за привозимое извне вино взималось по 2 акче пошлины. Теперь же они сами обзавелись множеством виноградников и стали получать большую выгоду. И так как [в связи с этим] был издан ферман, чтобы записать в доход их сипахи ушр с молодого вина, они стали платить ушр со своих виноградников, и этот ушр был приписан к доходу каждой деревни. Однако те реайя, которые живут не в ущелье, а в других деревнях, платят по 25 акче испендже и полностью все прочие повинности и налоги. А с тех, кто привозит вино извне и продает его, по-прежнему взимается по 2 акче с каждого химила. С женатых взимается по 11/2 стамбульских киле пшеницы и ячменя в качестве штрафных (ниябет) ресм-и арусане.

Однако с тех реайя, которые во время переписи уклонились от того, чтобы быть записанными, и остались вне дефтера, - сколько бы их ни было, со всех пусть взимается принудительно полностью по 25 акче испендже, по 2 акче ресм-и бостан, ушр и саларийе. Если в деревне имеется собственный луг (хасса чаир) сипахи, древний закон предписывает, чтобы реайя скосили тот луг и скопнили сено. Однако запрещается заставлять их загружать на арбы и перевозить.

Перевозить сено не является обязанностью [этих] реайя. Не является также их обязанностью отрабатывать три дня [на сипахи]. А тем [сипахи], которые захотели бы силой заставить [райятов] отрабатывать, пусть кадии запретят.

Если свиньи райята пасутся в пределах [владений] постороннего сипахи, то половину налога с них пусть взимает владелец райята, а половину тот, на чьей земле паслись свиньи. В тех местах, где взимается налог за траву, пусть он взимается в начале июня. И пусть взимает тот, кому передано [право сбора]. Ушр за ульи и налог на свиней взимается 19 июля, в дни, которые являются временем летней жары. Сбор производит тот, кому передано право на налог за ульи. Ему же принадлежит и налог за свиней.

С давних времен с каждого большого и малого стада взимался 1 баран и более ничего не требовали. В настоящее время мирливы и воеводы не выполняют старых законов и, творя жестокие притеснения, кроме барана, берут еще ягненка, масло, сыр. Отныне пусть ничего не берут сверх того, что было принято издавна. С каждого стада пусть берут лишь по одному барану.

Взимать с баштин налоги за траву и за огороды закона нет и это даже в дефтере не записано. Бывает, что сипахи или другой мусульманин, завладев баштиной кяфира, во время сбора налогов под разными предлогами отказывается платить, заставляя райятов возместить то, что надлежит выплатить [за эту баштину]. С подобных - будь то субаши или сипахи – пусть тот, кому принадлежит доход [с баштины], получит полностью положенные джизье и испендже. С тех же, кто не платит, пусть кадий полностью взыщет и джизье и испендже. В противном случае пусть с помощью сипахи отберут баштину и отдадут тому, кто будет выполнять обязательства по уплате джизье и испендже. А о тех, кто упорствует и сопротивляется, пусть кадий доложит к моему Высочайшему двору.

Приведено по:

Аграрный строй Османской империиXV-XVII вв.: Документы и материалы / Сост., пер. и комм. А. С. Тверитиновой. – М., 1963. С. 87-91.

Из «Распоряжения» Будайского бейлербея Будайскому кадию (1629 г.)

[Жителям городов Кечкемета, Кёрёша и Цегледа, подведомственных городу Буде, пердписывается] преступников, не имеющих охранной грамоты, передать беям и хакимам, если они из нашей части страны, а если они из безбожников - передать их венгерскому палатину или венгерским капитанам. Ну а если такие злодеи не сдаются и их невозможно легко захватить, если они вступят в бой и во время боя умрут, за это [жителей городов] никто не имеет права тревожить.

А вы [кадии] от имени священного шариата должны следить за тем, чтобы никто не мог под этим предлогом убивать вместо преступников путешествующих...

Они [жители] могут наказывать преступников из города, но не имеют права их казнить на основании вышеуказанного; пусть в таких случаях обращаются к шариатскому суду и к своим воеводам и просят у них разрешения. Вы должны заботиться о том, чтобы жителей [названных городов] никто не тревожил и они могли бы не опасаться преступников. Если они под этим предлогом убьют кого-нибудь из нас, мусульман, называя его преступником, в таких случаях пощады не будет. Они обязательно будут наказаны за это. Но если поймают действительно преступника-мусульманина - пусть они приведут его к нам.

Приведено по:

Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы / Под ред. А. С. Тверитиновой. – М., 1974. С. 114-115.

Наши рекомендации