Результаты обучения истории. способы их диагностики.

Каким образом проверять знания учеников? Каким образом выставлять оценки? Чтобы упростить знакомство с темой, надо сказать, что в целом учебный материал и результаты его усвоения можно условно разделить на 2 группы. Формализованные, т.е. объективированные. Неформализованные, т.е. субъективированные. Формализованные, или объективированные знания – это устоявшиеся в науке документально подтвержденные положения (о месте, времени, участниках исторических событий и явлений, их продолжительности, численности действовавших лиц), а также признаки исторических понятий и термины. Формализованные, или объективированные знания в целом воспринимаются школьниками в виде четких, немногословных ответов, не требующих развернутых объяснений и доказательств. Например: в каком году произошло то-то? В таком-то. Неформализованные, или субъективированные знания это всевозможные интерпретации исторических фактов: оценочные мнения очевидцев, современников и потомков о событиях прошлого, личностные высказывания об их причинах и характере. Например, различные точки зрения о том, как жилось крестьянам при крепостном праве. Раньше однозначно говорили, что плохо. Сейчас есть мнение, что нормально. Тогда непонятно, почему революция произошла. Можно порассуждать о причинах чего-нибудь. Либо о вкладе личности в историю. Тиран, диктатор – поднял страну. Главная ценность в данном случае это умение логично и доказательно изложить свою точку зрения. Наиболее распространенный вид проверки знаний – формализованный. Наиболее распространенный вид задания для проверки таких знаний – тест. Тест – это краткое стандартизованное задание, направленное на выявление и оценку достижений учеников определенного государственным стандартом уровня предметной подготовки. Иными словами, есть определенный перечень знаний, который необходимо вынести ученикам в рамках изучения какого-то раздела курса истории. Тест выполняется для отработки данных знаний. Есть особые тесты для проверки специальных способностей и достижений учащихся. Наиболее распространенный вид теста – с несколькими вариантами ответов. 3-4 варианта ответа. Бывают тесты, где 2 правильных варианта ответа из 3х. Но лучше так не делать, чтобы не было путаницы. Есть тесты с несколькими вариантами ответов. Есть альтернативные задания. Есть большие группы тестовых заданий. Есть задания на установление соответствия. Задания с несколькими вариантами ответа самые распространенные. Они простые. Тест состоит из основной части, которая содержит утверждение или вопрос и несколько вариантов ответа, из которых нужно отобрать правильный. Бывают хитрые задания, где нет правильного ответа, или несколько вариантов правильных. Можно тест без варианта ответа. Только вопрос. Тест проверяет стандартизованные знания. Тест подразумевает четко сформулированный вопрос и однозначный ответ. Бывают некорректно заданные вопросы. Их дают с умыслом, чтобы завалить студента. В школе так поступать нельзя. Альтернативные задания содержат некие утверждения, которые ученик должен оценить как истинные или ложные, используя такие слова: да-нет, + или –. Такие задания позволяют выявить знание или незнание конкретных вопросов. Подразумевают односложный ответ. Альтернативные задания носят поверхностный характер, они используются при первоначальной проверке и первичном повторении нового материала. Поэтому сфера применения альтернативных заданий уже, чем тестов с вариантами ответа. Задания на восстановление соответствия. Ученикам предлагается соотнести элементы 2х-3х списков. Дата, событие, личность. Сюда можно включать задания по хронологии, картографии. Задания на восстановление ______ Эффективны при повторении, систематизации материала. Есть здания с ограничениями на ответы. Есть предложение либо отрывок из документа. В этих предложениях пропускаются ключевые слова: понятия, имена, даты, названия. Ученики должны заполнить пропуски. Задание на группировку исторической информации. Например: определите, что из нижеперечисленного характеризовало мировоззрение людей средневековья, а что раннего нового времени. Или правильно сгруппировать разные изречения. Например, перечислено вооружение. Сгруппировать по разным эпохам. Задание на определение последовательности. Задания на исключение лишнего. Например, перечислены законные правители и самозванец. Задание на аналогию. Эти стандартизированные задания отчасти хороши, отчасти содержат отрицательные моменты. Они удобны для проверки формализованных знаний. Они позволяют проверить элементарный уровень познавательных умений учащихся. Они применимы на каждом этапе обучения, во всех классах, с 4 по 11. Задания можно использовать во всех формах ученической работы. Можно разбить класс на группы и каждой группе дать свои тесты. Тесты позволяют быстро и качественно провести анализ подготовки учащихся. Задания для проверки неформализованных знаний и сложных познавательных умений. Задания с «отрытыми ответами». В связи с тем, что стандартизированные задания не универсальны, они не могут охватить всю сложную гамму знаний. Они не способны выяснить, умеет ли школьник проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках. Они не позволяют рассказывать об исторических событиях. Таким образом отбрасывается личностная сторона познания прошлого. Тесты не стимулируют развитие развернутой письменной и устной речи. При проверке неформализованных знаний содержание ответа жестко не регламентировано. Но существует определенная объективная шкала. Здесь больше возникает сложностей, поскольку нельзя создать унифицированную схему проверки. Типы проблемных заданий для проверки знаний: образные, творческо-образные, логические, проблемные, эссе. Образные задания. Они учат видеть, адекватно усваивать, воспроизводить в образной форме внешние признаки исторических событий или явлений. Например: опишите египетский храм. Опишите свои чувства при таком-то событии. Иногда забавно слушать такие ответы. Составьте рассказ о путешествии по Англии в 16 веке. Опишите свое путешествие на корабле Колумба. Творческие образные задания. Они рассчитаны на реконструкцию ярких эмоционально окрашенных образов исторических фактов. Причем эти исторические факты учащиеся воссоздают с максимальной детализацией. Поэтому при таких заданиях школьникам необходимо использовать приемы персонификации, драматизации или стилизации. От имени путешественника, приехавшего в Афины в 5 веке до н.э., расскажите о впечатлениях о городе. Или напишите от лица вассала письмо сеньору. Заранее надо предупредить, что письмо должно занять 1 лист. Сразу оговорить, чтобы было не меньше 10 предложений. Можно описать картину с репликами участников. Логические задания. Они позволяют осмысливать сущность фактического материала, усваивать теоретические сведения. Организуют познавательную деятельность, направленную на формирование причинно-следственных связей. Логические задания бывают 2х видов. 1 вид – без информации, 2 вид – с информативной частью. Без информации логическое задание: почему туркам-османам удалось завоевать Балканский полуостров. Либо – докажите, что католическая церковь была крупнейшим землевладельцем. Логическое задание с информативной частью: обычно содержит пространные фрагменты письменных источников, либо статистические сведения и факты. Такое задание расширяет знания. Например: название района в Афинах Керамик происходит от слова керамос – глина. Какое слово в русском языке имеет общий корень. Эпоху Карла Великого историки назвали Каролингское возрождение. Что и как возрождалось в то время и насколько успешно? Критерии оценки заданий. Для каждого рода заданий свои оценки.





Наши рекомендации