Методика преподавания истории хронология в обучении истории.
Хронология устанавливает ход и картину событий, их причины и следствие. Хронология – это костяк истории. Хронология изучает систему летоисчисления и календари разных государств. Приемы изучения хронологии. В младших классах – личный пример, жизнь самого ученика, его родителей, братьев. Вектор времени начертить. Ставится цифра 0. До нуля – до нашей эры, после 0 – наша эра. 0 – рождение Иисуса Христа. Навыки работы с хронологией отрабатываются в начальной школе. Надо объяснить, что до нашей эры был другой порядок. Чем ближе к новой эре – тем меньше цифра. Чем дальше – тем цифра больше. Цифровая нумерация веков согласно римскому исчислению. Отработать римские цифры. Отработать что такое начало века, середина, вторая половина. Хронология хорошо отрабатывается путем составления хронологических таблиц. Например, эра или год в левой колонке. Далее в каждой графе различные страны, и что в этот год произошло. Т.о. можно сопоставлять и сравнивать различные события, произошедшие в одно время, и делать выводы о равномерности или неравномерности развития стран. Хорошо сравнивать различные системы летоисчисления. Например, в Китае – царствования императоров. В Риме – основание Рима. В Греции – первые олимпийские игры. Говорить об относительно хронологии. Синхронистические таблицы можно строить на основании сравнения событий из внешней политики и культуры. Это позволяет сравнивать разные явления. Т.е. не обязательно сравнивать события в разных странах. А можно сравнивать события в одной и той же стране, но в разных областях, например внешняя политика и культура. Можно дать на дом продолжение таблицы. Методисты рекомендуют увязывать новую дату с хронологическими данными учащихся по предшествующим периодам. Например, сколько лет прошло со времени какого-то события? Или сколько веков прошло? Чтобы виден был временной разрыв между явлениями. Существуют различные приемы запоминания. Это глубоко индивидуально. Все запоминают даты по-разному. Некоторые зубрят. Кто-то запоминает зрительно, хорошо развита фотографическая память. Можно выписывать на карточку, в тетрадочку. Есть приемы. Например, запоминание, основанное на смысловых связях. Проще сего дату соотносить со столетием. Потом хорошо вспомнить царя, императора, князя, который тогда находился на престоле, чтобы потом соотнести дату со временем его правления. Рекомендуют вспоминать время года: зима, лето, весна, осень. Летом все цвело и пахло. Зимой – холодно. Весной – все тает, слякоть. Попытаться перенестись в это время. Можно запоминать даты на основании соотнесения с другими событиями. Можно соотносить события мировой истории. Можно запоминать путем ассоциаций. Можно в стихотворной форме. Хорошо даты выписывать в отдельный словарик. Нужно иметь словарь для терминов и тетрадь для записи важнейших дат. Хорошо иметь тетрадь записи основных событий. Эффективными для запоминания дат являются задания-игры по хронологии. Простое задание: Указать дату события. Или перечислить последовательность событий – а напротив ученики должны поставить даты. Или определить события по дате. Дать даты, а ученики должны соотнести с событиями. Задания: соотнести событие и дату. В одном столбике события, в другом даты в перемешанном порядке. Нужно поставить стрелочки. Иногда появляется 3й столбик, куда попадают личности, полководцы. Нужно соотнести события, даты с именами личностей. Можно составлять хронологические ряды. Выстраивать события в правильной хронологической последовательности. Эти задания попадаются на вступительных экзаменах. Задание: назвать лишнюю дату. Например несколько дат связаны с внешней политикой, а одна – с внутренней. Ее надо найти и убрать. Нужно научить правильно работать с источниками, историческими документами. В учебниках есть фрагменты из важнейших документов. Исторические источники – это все, созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. В реальном методе уроки сроились на умении работать с источниками. Учитель давал минимум нового материала. Ученики сами читали источники. Это крайность. Нужно научить работать по источнику. Для чего это нужно? Какова цель применения исторических документов? 1) Реализация принципа наглядности. Т.е. в документе находим конкретное подтверждение словам учителя. 2) Работа с источником делает рассказ учителя более живым, а выводы более убедительными. 3) Работа с документом позволяет конкретизировать исторический материал, оптимизировать процесс мышления и воображения, развивает способность самостоятельно работать. Классификация источников. Это для школы, а не для университета. Документы делятся на 2 большие группы: а) актовые документы: юридические, хозяйственные политические; б) законодательные памятники и нормативные акты; в) повествовательно-описательные: летописи, хроники, мемуары, письма. Методика изучения документов: Есть определенные правила работы с документами. Как отбирать нужный материал? Работа с документом включает в себя чтение и пересказ документа, составление по нему плана. Объяснительные чтения с предварительной заключительной беседой, самостоятельный разбор документа и ответы на вопросы к нему. Правила действия по работе с документом: 1) Выберите главное и второстепенное в содержании документа. 2) Определите причину изучаемого события, к какому времени может быть отнесено данное явление или процесс? 3) Продумайте, какие исторические условия подготовили появление такого события. 4) Дайте характеристику политическим и государственным деятелям. 5) Подготовьте по первоисточнику сообщение. Перед работой с документом на уроке учитель должен обработать документ. Он должен заранее подготовиться к тому, чтобы рассказать о документе. Как учитель знакомит с документом? Показывает документ, когда и кем он составлен, какова цель создания документа, краткое содержание документа. Для чего нужно его рассматривать и о чем он рассказывает? После этого ученики обращаются к тексту самого документа. Документ читается по частям, разными учениками. Желательно, чтобы читали те, кто умеет хорошо читать. По ходу чтения учитель объясняет необычные выражения и фразы в тексте документа, термины. После пояснения учителя следуют комментарии самих учеников. Они пытаются передать содержание своими словами. Но не весь документ, а частями. Текст нужно разделить по смыслу. Учитель сам должен разделить текст по смыслу. Потом ученики сами комментируют прочитанное, но после объяснения учителем незнакомых мест. Естественно, что учитель помогает комментировать. При работе с документами хорошо акцентировать внимание на составлении конспектов этого документа, краткое содержание к каждому прочитанному абзацу. Либо составление плана-конспекта всего документа. Документы хороши тем, что они показывают противоречивость различных взглядов на какое-то явление или событие. В историографии есть различные точки зрения на проблему. А вот источник – и видно, на основании чего эти предположения построены. Работа с первоисточником позволяет прикоснуться к фундаменту всех теоретических построений.