Из записок министра императорского дворца Чжань Ханя
(начало XVII в.)
<<Мой предок Чжан И-ань занимался винной торговлей. Но однажды случилось наводнение и все заготовленное вино про кисло. Поэтому он оставил виноторговлю и, раздобыв слиток серебра, купил один ткацкий станок и ткал на нем тончайшие цветные полотна. Он не успевал снять ткань со станка, как уже не было отбоя от покупателей. В итоге он получал 20% прибыли. Через 20 дней он добавил еще один станок, а впо-
следствии имел их более 20. В лавки купцов поступало боль шое количество его тканей, и все же спрос не был удовлетво рен. С тех пор его семья сильно разбогатела. Четыре поколе ния семьи Чжан И-аня продолжали дело, и каждый из них увеличивал богатство, которое в конце концов достигло не скольких тысяч золотых)).
1. О каком процессе в хозяйственной жизни Китая свиде тельствует данный источник?
2. Могли ли в этот исторический период европейские тка ни конкурировать с китайскими тканями?
3. Как вы думаете, существует ли связь между ростом бо гатства семьи Чжан И-аня и «закрытием)> Китая)>? Выскажи те и обоснуйте свое мнение.
@]
Прочтите некоторые положения из учения Конфуция и от ветьте на вопросы. Ответы предполагают использование ин формации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
1. Набирая учеников, Конфуций руководствовался прин ципом: «В стремлении к знаниям не должно быть имущест венных различий)).
2. Когда ученики спросили Конфуция о его желании, он ответил: «Старые должны жить в покое, друзья должны быть правдивыми, младшие долж:еы проявлять заботу о старших)).
3. Конфуций говорил: <<Когда отец жив - следуй его стремлениям; когда отец скончался - следуй его поступкам; если в течение трех1 лет не изменять Пути отца, то про такого человека можно сказать, что он исполнил долг сыновней поч тительности)).
4.
Конфуций сказал: <<Благородный муж, совершив про ступок, исправляет его делами, низкий человек, совершив проступок, заглаживает его словами)).
1 Цифра «три>> в Древнем Китае означала ощущение длительной протяженности времени.
5. Конфуция спросили: <«Когда население столь многочис ленно, то как быть с ним?•> Учитель ответил: <«Сначала обога тить, потом воспитывать•.
6. Конфуций говорил: <«Высший - тот, кто знает от рож дения; следующий - тот, кто познает в учении; следующий далее - учится, когда испытывает крайность; те же, кто в крайности не учатся, - люди низшие•>.
7. <<Что называется долгом человека?>> - спрашивал Кон фуций. И сам отвечал: <«Отец должен проявлять родительские чувства, а сын - почтительность, старший брат - доброту, а младший - дружелюбие, муж - справедливость, а младшие
- покорность, государь - человеколюбие, а подданные - преданность. Эти десять качеств и именуются человеческим долгом. Проповедь верности и миролюбия именуется челове ческой пользой. Борьба и взаимные убийства именуются люд скими бедствиями...•>
8. Правитель одной из областей Китая спросил Конфуция:
<<Что нужно предпринять, чтобы народ подчинялся?>> Конфу ций ответил: <«Если возвышать прямых и ставить их над кри выми, то народ сам подчинится. Если возвышать кривых и ставить их над прямыми, то народ не подчинится•>.
9. Конфуция спросили: <«Какой человек может быть назван сановником?•> Учитель ответил: <<Того, кто может чувствовать стыд за свои поступки и, будучи направленным в другие страны, не подведет своего государя, можно называть сановником•.
10. Конфуций сказал о себе: <«Я приобрел знания отнюдь не от рождения. Лишь благодаря любви к древности и настойчи вости в учебе я получил их• .
1. В какой стране и когда жил Конфуций, какое место он занимал в обществе?
2. Выскажите свое суждение о причинах широкого распро странения учения Конфуция, возникновения огромного числа его последователей в разных странах Востока?
3. Как вы думаете, можно ли считать учение Конфуция актуальным и в наше время?
Ответы