Михаил михайлович богословский (1867-1929)

Михаил Михайлович Богословский – один из виднейших русских историков начала XX века. Родился он в семье действительного статского советника. Детские годы Богословский провел в селе Волынское под Москвой. Окончил классическую гимназию в Москве и в 1890 году поступил на историко-филологический факультет Московского Университета. Любимыми профессорами Богословского были П.Г. Виноградов и Василий Осипович Ключевский. Университет он закончил с золотой медалью за конкурсное сочинение «Писцовые книги, их происхождение, состав и значение в ряду источников истории Московского государства XV, XVI, XVII веков». В 1891-1894 годах Богословский состоял профессорским стипендиатом при Московском Университете. С 1898 года он – приват-доцент Московского Университета.

В 1902 году Богословский защитил в Московском Университете магистерскую диссертацию на тему: «Областная реформа Петра Великого. Провинции 1719-1727 гг.». Оппоненты, которыми выступали профессор М.К. Любавский и приват-доцент А.А. Кизиветтер, высоко оценили работу Богословского. «Диспут был очень интересный и велся нами в самом джентельменском тоне товарищей по науке»,[14] - вспоминал потом Кизеветтер. Этот труд Богословского был удостоен также Уваровской премии. В годы работы над магистерской диссертацией определилась основная область научных интересов Михаила Михайловича Богословского – личность и эпоха Петра Великого. Он задумал составить «Петриду», как он ее называл, - многотомное подробное жизнеописание Петра Великого, в котором жизнь Петра была бы воссоздана буквально по дням и часам.

После увольнения из Московской Духовной Академии в 1906 году Ключевского Богословский стал его преемником на кафедре Русской гражданской истории в Академии в звании доцента. В 1909 году Богословский защитил в Московском Университете докторскую диссертацию на тему: «Земское самоуправление на русском Севере в XVII веке». Как отмечает в своей книге «Русская историография» Георгий Вернадский: «Эта книга Богословского представляла собой еще больший вклад в науку, чем первая. В основу ее был положен огромный архивный материал из делопроизводства Приказа Устюжской четверти. В этом труде исследовательский талант Богословского проявился во всей силе. Из огромной глыбы архивных документов он сумел изваять стройное скульптурное изображение северного русского Поморья и осветил vyubt стороны этого быта, ранее представлявшегося ученым лишь в неясных очертаниях».[15] Оппонентами вновь были Любавский и Кизеветтер. «Мы спорили очень оживленно, не без шуточной язвительности с обеих сторон, - вспоминал Кизиветтер, - и публика несколько раз весело аплодировала каждому из нас».[16] В 1910 году он становится экстраординарным профессором Университета. В 1911 году Богословский стал преемником В.О. Ключевского и в Московском Университете, заняв его кафедру. Ключевский желал видеть своим преемником в Университете Кизиветтера, однако это желание не осуществилось, так как Кизиветтер и несколько других профессоров покинули Университет в знак протеста против политики министра народного просвещения Кассо. Богословский позднее, в 1917 году, записал в своем дневнике, что «считал уход совершенно неправильным», а «заняв пустую за уходом Кизиветтера кафедру, очень хорошо сделал», так как «сохранил для Московской кафедры традиции главы нашей школы В.О. Ключевского, сберег их в чистоте и этим имею право гордиться».[17] Один из учеников М.М. Богословского, академик Н.М. Дружинин, писал в своих воспоминаниях о Богословском: «Педагогический талант профессора М.М. Богословского сильнее всего проявлялся в семинарских занятиях. Прекрасный знаток древнерусских текстов, он умел всесторонне и тонко анализировать юридические нормы, привлекая богатую историческую литературу и подводя к важным социологическим выводам».[18]

В декабре 1920 года Богословский был избран членом-корреспондентом, а в апреле 1921 года – действительным членом Академии Наук. Скончался Михаил Михайлович Богословский в 1929 году.

Любопытную характеристику Михаила Михайловича Богословского оставил в своих воспоминаниях Александр Александрович Кизиветтер: «Богословский говорил басом, имел вид степенного и положительного человека, ступал твердо, его телодвижения были медленны, но вески. На первый взгляд его можно было принять за человека тяжелого во всех отношениях. Но достаточно было сойтись с ним поближе и познакомиться с его произведениями, как вы с удовольствием находили в нем человека изящного и острого ума и ярко выраженной талантливости. К либеральным идеям он относился с явным скептицизмом и был упорен в отстаивании своих мнений».[19]

Автор краткого биографического очерка М.М. Богословского Л.А. Черная так характеризовала особенности его личности: «Богословский живо входил в нужды своих коллег, что соответствовало его характеру. Это был человек обязательный и ответственный во всем, начиная с мелочей. Из воспоминаний о нем С.К. Богоявленского, женатого на сестре Богословского и поэтому близко его знавшего, а также С.Ф. Платонова и других складывается портрет Богословского как ученого и человека. «Люди, мало знавшие внутреннюю жизнь М(ихаила) М(ихайловича), могли наблюдать в нем только постоянную сдержанность, даже некоторую замкнутость, спокойный и медлительный, он не любил многословия и суеты», - писал о нем С.Ф. Платонов. Человеком ясным и цельным, несгибающимся ни перед чем и ни перед кем, целеустремленным в своей работе до самоотверженности, честным и принципиальным предстает Богословский в воспоминаниях о нем. Смысл жизни для него заключался в работе. «Когда работу прекращаешь, смысл бытия теряется», - записал однажды он в своем дневнике.

Наши рекомендации