Николай михайлович карамзин (1766-1826)

Карамзин происходил из старинной дворянской семьи. Родился в Симбирской губернии. К истории пристрастился в детстве через чтение романов. В 14-ти летнем возрасте был отдан в пансион в Москве. Затем продолжил образование в Московском университете. В Москве Карамзин стал масоном. Масонство оказало на него определенное влияние, однако довольно скоро Карамзин порвал с ним. В 1789-1790 годах Николай Михайлович предпринял большое путешествие по Западной Европе, посетил Германию, Францию, Англию, Швейцарию. Плодом этого путешествия стала книга «Письма русского путешественника». Во время путешествия Карамзин стал задумываться о написании истории России.

В 1790 году Карамзин писал: «Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательна. Не думаю, нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и читатель удивится, как из Нестора, Никона и проч. могло выйти нечто привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и чужестранцев. Родословная князей, их ссоры, междоусобия, набеги половцев не очень любопытны, соглашаюсь; но зачем наполнять ими целые томы? Что не важно, то сократить, но все черты, которые означают свойство народа русского, характер наших древних героев, отменных людей, происшествия действительно любопытные описать живо, разительно. У нас был свой Карл Великий – Владимир, свой Людовик XI – царь Иоанн, свой Кромвель – Годунов и еще такой государь, которому нигде не было подобного, – Петр Великий. Время их правления составляет важнейшие эпохи в нашей истории и даже в истории человечества».

Карамзин принялся за изучение истории России. В 1803 году он обратился к императору Александру I с просьбой о назначении его историографом с правом на получение исторических источников и жалованием. Царь удовлетворил просьбу Карамзина. Уже в 1805 году появляется первый том «Истории государства Российского». В трудах историку помогала его вторая супруга Екатерина Андреевна, носившая в девичестве фамилию Колыванова. Карамзин был своим человеком в семье ее отца – философа князя Вяземского (литературный псевдоним Колыванов-Передумов). «Она была одной из выдающихся женщин тогдашнего петербургского общества, была хорошо образована, интересовалась вопросами литературы и истории, помогала мужу править корректуры его истории».[6] Салон Карамзиной.

Пушкин писал: «Это было в феврале 1818 года, - первые восемь томов Русской истории Карамзина вышли в свет. «Я прочел их в своей постели с жадностию и со вниманием. Появление сей книги (как и быть надлежало) наделало много шуму и произвело сильное впечатление. 3000 экземпляров разошлось в один месяц – пример единственный в нашей земле. Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле нам неизвестную. Древняя Россия казалась найдена Карамзиным, как Америка Колумбом».

Поэт Вяземский (брат второй жены Карамзина) писал так: «Карамзин – наш Кутузов 1812 года. Он спас Россию от нашествия забвения, воззвал ее к жизни, показал нам, что у нас отечество есть, как многие узнали о том в 12-ом году».

Василий Андреевич Жуковский отозвался так: «Историю Карамзина можно назвать воскрешением прошедших веков нашего народа. По сию пору они были для нас только мертвыми мумиями. … Теперь они все оживятся, подымутся, получат величественный, привлекательный вид».

Карамзин сделал очень многое для создания русского литературного языка. Русский письменный язык XVIII века – тяжелый, загроможденный как славянизмами, так множеством заимствований из иностранных языков, более всего из немецкого. Карамзин писал легким, удобопонятным языком, очищенным от устаревших славянизмов, от многих заимствований. Пушкин также много сделал для создания русского литературного языка.

Как историк Карамзин обладает следующими достоинствами. Он очень трудолюбив, вводит в научный оборот много новых источников и фактов, творчески осмысливает и излагает фактическую сторону истории. Карамзин обладал особым чутьем историка, помогавшем ему понимать и объяснять историю.

Для Карамзина характерна высокая оценка значения Православной Церкви и православного духовенства в истории России.

«История государства Российского» доведена Карамзиным до описания событий 1610 года. Тяжелая болезнь и смерть прервали труд историка.

Интересен Карамзин и своей «Запиской о древней и новой России», предназначенной для императора Александра I

Советская оценка Карамзина.

…….

Густав Эверс (1781-1830)

Эверс – сын фермера из Лифляндии. Учился в Германии. Закончил свое образование в Геттингенском университете. После окончания образования вернулся на родину и стал домашним учителем. Сферой научных интересов Эверса стала история России. Писал он на немецком языке. Первая книга Эверса «Предварительные критические исследования для российской истории» вышла в 1808 году. В 1810 году Эверс становится профессором русской истории Дерптского университета. Главный труд Густава Эверса «Древнейшее русское право в историческом его развитии» был издан в 1826 году.

Эверс не был сторонником норманнской теории. В противовес ей он выдвинул гипотезу хазарского происхождения Руси. Эверс полагал, что народ Русь жил первоначально в Причерноморье.

В монографии «Древнейшее русское право в историческом его развитии» Эверс выдвинул теорию родового быта. Эта теория в несколько измененном виде была воспринята Кавелиным и Сергеем Михайловичем Соловьевым. Эверс говорил, что «первоначально существует каждое семейство само по себе. … Род объемлет собой многие семейства: в каждом из них отец есть господин. … Из родов образуются племена, и главою племени становится тот же, кто был родоначальником. Начальник племени делается мало-помалу могущественным князем. Но первоначальное семейственное положение, основанное на самой природе, долго еще сохраняет свою силу».

Наши рекомендации