Василий Никитич Татищев (1685-1750)

Петр Великий прилагал заботы о написании истории России, однако в его царствование дело в этом направлении мало продвинулось. Впрочем, благодаря интересу Петра к истории появился первый значительный историк из числа русских. Это Василий Никитич Татищев (1686-1750). Сын псковского помещика, потомок князей Смоленских, Татищев был крупным государственным деятелем. Дважды он управлял казенными горными заводами на Урале. Во время первого своего управления этими заводами (1720-1722) Татищев нашел место для строительства завода и города на реке Исеть. Собственно строительством основанных в 1723 году завода и города, получившего название Екатеринбург, руководил уже его преемник генерал Вильям де Геннин. Татищев, вместе с Геннином, считается основателем Екатеринбурга. В центре города установлен памятник Геннину и Татищеву. Татищев деятельно способствовал провозглашению Анны Иоанновны самодержавной императрицей. В начале царствования Елизаветы Петровны он занимал пост Астраханского губернатора. Татищев основал город Ставрополь на Волге, ныне известный под названием Тольятти. В этом городе также установлен ему памятник – виде конной статуи.

Как ученый Василий Никитич Татищев известен рядом трудов по географии, истории, этнографии. Именно он научно обосновал, где по территории России проходит граница между Европой и Азией. Самый значительный его труд – пятитомная «История Российская с самых древнейших времен». Своими историческими трудами Татищев занялся по поручению Петра I. Еще в 1719 году Петр I поручил своему высокообразованному сподвижнику Якову Брюсу написание истории России. Брюс, загруженный государственными делами, предложил поручить это дело Татищеву, что Петр I и сделал. Татищев представил Петру I план своей работы. Петр I его одобрил и выдал Татищеву из своей личной библиотеки рукопись древней летописи. С этого начались разыскания Татищева в области русского летописания. В 1724-1725 годах Татищев ездил по поручению Петра I в Швецию. Там он беседовал со шведскими историками, которые указали ему на существование древних скандинавских саг, которые могли служить вспомогательными источниками для истории России. Помощь Татищеву в поиске и доставлении материалов для его «Истории» оказали Яков Брюс и архиепископ Феофан (Прокопович).

Свои труды над «Историей» Татищев закончил в 1746 году. Через два года он составил вторую редакцию своего труда в пяти томах. «История» доведена до 1558 года. Далее следуют выписки об истории Смутного времени. Свою «Историю» Татищев отправил в Академию Наук. Уже после смерти автора его современник академик Г.Ф. Миллер опубликовал первые три тома «Истории». Четвертый том появился в 1784 году, а пятый том в 1849 году. Татищев заслуженно пользуется славой первого исследователя русских летописей. Он установил, что основным автором «Повести временных лет» является преподобный Нестор Летописец. Татищев открыл важнейшие исторические памятники – «Русскую правду» и «Судебник» 1550 года. Они были опубликованы по рукописям Татищева соответственно Шлецером и Миллером. Татищев предложил научно обоснованную периодизацию российской истории. Он разделил историю России на три периода. Первый период (862 – 1132) Татищев назвал «Господство единовластия». 862 год – это летописный год призвания варягов, начало единовластия. 1132 год – это год смерти Мстислава Великого. Мстислав Великий – последний великий князь Киевский, которому подчинялись все русские князья. После Мстислава такого единоначалия уже не было. Второй период российской истории (1132-1462) назван Татищевым «Нарушение единовластия». В 1462 году великим князем Московским стал Иоанн III, который фактически завершил объединение Северо-Восточной Руси в единое государство. С 1462 года Татищев начинает третий период российской истории – период «восстановления единовластия».

Достоинство Татищева как историка неоднократно подвергалось сомнениям. Проще говоря, его не раз обвиняли в том, что целый ряд сообщаемых им фактов вымышлен им самим. Эти обвинения небезосновательны. Одним из важнейших источников Татищева является «Иоакимовская летопись», восходящая, якобы, к первому епископу Новгородскому Иоакиму Корсунянину. По словам самого Татищева он получил этот источник от архимандрита Бизюкова монастыря Мелхиседека (Борщова). Эта летопись измышлена Татищевым. Она никогда не существовала. Сохранившиеся черновики Татищева отличаются от опубликованного им ее текста. Он также ссылается один раз на несуществующее место этой летописи. Кроме того, Татищев цитирует еще ряд источников, вероятно не существовавших в реальности: «Ростовскую летопись», «Голицынскую летопись», «Раскольничью летопись», «Летопись Симона епископа». В XIX и XX веках неоднократно высказывались предположения, что Татищев сам стал жертвой подлогов, однако «извести» выполнены со столь выдающимся для XVIII века знанием источников русского летописания, что никто кроме Татищева не мог их исполнить. Новейшее исследование «Истории» Татищева принадлежит украинскому историку Алексею Толочко. Его книга «История Российская» Василия Татищева: Источники и известия» опубликована в 2005 году.[3] Толочко достаточно убедительно показал, причины и методику произведенных Татищевым фальсификаций.



Наши рекомендации