Расскажите о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования.

«Повесть о… житии Александра Невского» была написана в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь. Цель Жития - прославить мужество и храбрость Александра Невского, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли. Автор в начале повествования описывает внешние и духовные качества князя, перед которым преклоняется. Александр, по его мнению, вобрал в себя все положительные качества выдающихся людей: лицо библийного красавца Иосифа, силу Самсона, премудрость Соломона. И все это помогло князю стать действительно защитником Земли Русской и уважаемым человеком.

В центре повести – повествование о битвах на Неве и на льду Чудского озера. В 1240 году шведские рыцари вторглись в пределы северо-западных земель Руси. Они вошли на кораблях в реку Неву и остановились в устье ее притока Ижоры. С небольшой дружиной князь Александр Ярославич 15 июня 1240 года напал на неприятеля и одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище Александра – Невский. В 1241-1242 годах он возглавил борьбу с войсками литовских рыцарей, захватившими псковские и новгородские земли. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло сражение, окончившееся разгромом врагов и вошедшее в историю под названием “Ледовое побоище”. Автор говорит о князе не как о богатыре, а как о мудром правителе, христианине, который «возгорел сердцем» о родной земле. Александр перед сражением просит помощи и мудрости у Бога.

О его мудрости и воинской доблести говорят слова, сказанные им воинам перед сражением: «Не в силе Бог, а в правде». В древнерусской литературе под словом «правда» подразумевали понятие «вера». Слова Александра Невского можно понимать так: в бою на стороне «сильных» выступает только человеческая сила, а на стороне «правых» стоит как сила человека, так и сила Господа. Мужество князя не знает границ. Он один с небольшим войском решает дать отпор многочисленным врагам, которые пришли завоевать Русь. «И не было ему равного в брани», – говорит автор. «И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей». Силу и храбрость князя подчеркивают образы воинов, которые плечом к плечу сражаются с ним. С радостью встречали его счастливые горожане, воздавали ему почести, а Богу благодарность.

Еще один подвиг совершил Александр Невский – это подвиг самопожертвования. Он лично разбирал многие дела крестьян, защищал их от бояр и купцов, объезжал солдат перед боем, выкупал у хана Батыя людей из плена. За этот подвиг самоотверженного служения народу и получил Александр Невский в народе великое звание «Святой».

Прочитайте выразительно наизусть отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября 1825 года». Какие чувства вызывают у поэта воспоминания о друзьях?

В начале стихотворения – это чувство одиночества и печали, так как рядом нет тех, кого любил и кем дорожил поэт – друзей. Далее Пушкин вспоминает Царское Село – и появляются яркие, счастливые воспоминания о прошлой лицейской жизни, звучит мысль: ничто не сможет разорвать эту дружбу.

БИЛЕТ № 3

Назовите признаки исторической песни как жанра устного народного творчества. Прочитайте наизусть народную песню (на выбор).

Исторические песни — песни, в которых рассказывается об определённых исторических событиях и конкретных исторических лицах. Они не имели специального обозначения и назывались просто «песнями» или, как былины, «старинами». В них описывались важные события из истории народа — такие, которые производили глубокое впечатление на участников и сохранились в памяти последующих поколений. Распространялись исторические песни более всего в тех местах, где происходили описанные в них события: в центральной России, на Нижней Волге, у казаков Дона, на Русском Севере.

Главная особенность исторических песен в том, что каждая из них посвящена одному событию. Слушатель песни погружается в мир прошлого, размышляет о давно минувших событиях. В композиции часто использовались монолог и диалог. Настроение песни обычно зависит от её содержания. Если в песне рассказывается о славных днях, о победах, то слушателю передается радостное настроение, он проникается значимостью события. Если же в песне рассказывается о тяжёлых минутах в истории страны, то слушатель грустит, сопереживает героям песни, жалеет их. Например, песня «Пугачев казнен».

Наши рекомендации