Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся

Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего и итогового контроля. Текущий контрольосуществляется в устной и письменной форме и связан,в том числе,

с проверкой самостоятельной работы студентов. Формы текущего контроля:

1) коллективное / парное / групповое / индивидуальное собеседование по пройденным темам, анализ результатов самостоятельной работы студентов;

2) проверка законспектированной литературы / составленных тезисов / подготовленных выписок, опорных конспектов, таблиц, схем, конспектов / фрагментов;

3) проверка и обсуждение проработанной исследовательской литературы;

4) рефераты, эссе, сообщения.

Формой итогового контроля с соответствии с УП является зачет.

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература:

1. Вяземский Е. Е. Теория и методика преподавания истории:Учебник для вузов/Е.Е.Вя-земский, О. Ю. Стрелова. М., 2003.

2. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования:от деятельности к лично-сти: Учебное пособие для студентов. М., 2003.

3. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории.В2ч. :Учеб.пособие длявузов. М., 2002.

Дополнительная литература:

1. Беспальско В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.М., 1995. Психология профессиональной подготовки.СПб, 1993.

2. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки//Высшееобразование в России. 1993. № 3.

3. Аванесов В. Теоретические основы разработки знаний в тестовой форме.М., 1995. Алексюк А. Педагогика высшей школы.Курс лекций:модульное обучение.Киев, 1993. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение.М., 1997.

4. Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы//Высшее образование в России.1996. № 3.

5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе,его закономерные основы и мето-

6. ды. М., 1980.

7. Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента//Вестник высшей шко-

8. лы. 1990. № 10.

9. Бережнова Е.В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студен-

10. тов. М., 2005.

11. Бершадский A.M., Кревский И.Г. Дистанционное образование на базе новых ИТ.Пенза,

12. 1997.

13. Богомазов Г. Г. Методика организации познавательной и исследовательской деятельностистудентов: Учебно-методическое пособие. СПб., 2001.

14. Бойко В. В. Диалог лектора со слушателями:психологические аспекты.Л., 1987. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе:контекстный подход.М., 1991. Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе:Учебное пособие для студентов.Ростов н/Д.,

15. 2002.

16. Вяземский Е. Е. Теория и методика преподавания истории:Учебник для вузов.М., 2003. Гамаюнов К. К. Самостоятельная работа студентов.Методические рекомендации препо-

17. давателям. Л., 1988.

18. Гапонов П. М. Лекция в высшей школе.Воронеж, 1977.

19. Гершунский Б.С. Россия:образование и будущее.Кризис образования в России на пороге

20. XXI века. М., 1993.

21. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХIвека.М., 1998.

22. Гликман И. З. Управление самостоятельной работой студентов(системное стимулирова-ние): Учебное пособие. М., 2002.

23. Горлов О. А. Анализ использования студентами свободного времени в дни самостоятель-ных занятий // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Эксперимен-тальная, профилактическая и тропическая медицина. 1995. № 2.

24. Громкова М. Т. Андрагогика:теория и практика образования взрослых.М., 2005. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире:Учебное пособие.М., 1999. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании.М., 1995.

25. Жуков В. М. Критерий оценки деятельности преподавателя вуза//Ветеринария. 1994.№ 7.

26. Змеёв С. И. Андрагогика:основы теории и технологии обучения взрослых.М., 2003.

27. Золотарев А. А. Теория и методика систем интенсивного информатизированного обуче-ния. Дидактические основы создания эффективных систем обучения: Учебное пособие. М.,

28. 2003.

29. Иудин А., Макробайт М. Студенты России и Канады(сходство и различие жизненных ус-тановок) // Высшее образование в России. 1995. №4.

30. Кириллов В. И. Логика в выступлении лектора.М., 1970. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования.М., 1987.

31. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования.М.,

32. 2005.

33. Козаржевский А. Ч. Мастерство устной речи лектора.М., 1983.

34. Козьменко В. М. Роль и место экзаменов в системе контроля за качеством образования погуманитарным и социальным наукам. М., 1999.

35. Кони А. Ф. Советы лекторам//Кони А.Ф.Избранные произведения.М., 1956.

36. Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России.М., 1995. Лобачев С.Л, Солдаткин В.И. Дистанционные образовательные технологии:информаци-

37. онный аспект. М., 1998.

38. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.М., 1998. Методика преподавания обществознания в школе:Учебник для вузов/Л.Н.Боголюбов;

39. Ред. Л.Н. Боголюбов. М. : ВЛАДОС, 2002.

40. Окомков О. П. Современные технологии обучения в вузе:их сущность,принципы проек-тирования, тенденции развития // Высшее образование в России. - 1994. - № 2.

41. Основы педагогики и психологии высшей школы/Под ред.А.В.Петровского.М., 1986. Павлова Л. Г. Активные формы обучения лекторов полемическому мастерству.М., 1988. Педагогика и психология высшей школы:Учебное пособие.Ростов н/Д., 2002.

42. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов.М.,

43. 2005.

44. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов.Л., 1983. Психологические и психофизические особенности студентов.М., 1977.

45. Реан А.Л. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента//Вопросыпсихологии. 1983. № 5.

46. Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения.М., 1985. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании.М., 1994.

47. Рогонов П. Не знанием единым(о духовно-нравственной подготовке студентов) //Высшееобразование в России. 1996. № 2.

48. Розман Г. Организация самостоятельной работы студентов//Высшее образование в Рос-

49. сии. 1995. - № 1.

50. Российская педагогическая энциклопедия:В2т.М.,Т. 1, 1993.Т. 2., 1999.

51. Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования//Высшееобразование в России. - 1994. - № 2.

52. Савкова З. В. Лектор и его голос.М., 1972.

53. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории.В2ч. :Учеб.пособие длявузов. М., 2002.

54. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе:Учебное пособие для вузов.

55. М., 2002.

56. Хуторской А. В. Современная дидактика.СПб., 2001.

57. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе:Учебное пособие для ву-

58. зов. М., 2002.

59. Штейнберг Л.Ф. Скоростное конспектирование:Учебно-методическое пособие.М., 2003. Энциклопедия профессионального образования:В3-х т. /Под ред.С.Я.Батышева.М.,

60. 1999.

61. Эхо Ю. Письменные работы в вузах.М., 2001.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необ-ходимых для освоения дисциплины

1. Хронос. Всемирная история в интернете: http://www.hrono.ru/ Мировая цифровая библиотека: http://www.wdl.org/ru/ Электронная библиотека РГБ: http://elibrary.rsl.ru/

2. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/

3. Единая коллекция образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/catalog/)

4. «Российский общеобразовательный портал» (http://www.school.edu.ru/)

5. Портал «Гуманитарное образование» (http://www.humanities.edu.ru/index.html)

6. Библиотека научной литературы «Гумер» (http://www.gumer.info/)

7. Руниверс (http://www.runivers.ru/)

8. Библиотека сайта «Политнаука» (http://politnauka.org/)

9. Отделение ГПНТБ СО РАН – Центральная библиотека Новосибирского Академгородка

10. (http://www.prometeus.nsc.ru/)

11. БИБЛИОТЕКА МАКСИМА МОШКОВА http://lib.ru/HISTORY/

12. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ http://www.world-history.ru/ ИСТОРИЯ. РУ http://www.istorya.ru/

13. Электронный портал «Учебно-методический комплект «Обществознание и история Рос-

14. сии» (http://history.standart.edu.ru/)

15. Биографический словарь Брокгауза и Ефрона (http://www.rulex.ru/be.htm)

16. Большая советская энциклопедия» (http://www.rubricon.com/bse_1.asp) -

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления обра-зовательного процесса по дисциплине.

Специализированная аудитория для чтения лекций с использованием мультимедийного проектора для показа слайдов, а также интерактивной доски. В распоряжении преподавателя и студентов находятся также компьютерные классы УВЦ, укомплектованные минимум 10-12 компьютерами каждый, объединенными в сетевую структуру, с выходом в Интернет. Во вре-мя занятий обеспечен также доступ студентов к электронной библиотеке и сети Интернет.

Методические указания для обучающихся по дисциплине.

Методические рекомендации по написанию рефератов

В письменном реферате магистр должен самостоятельно разработать одну из предложенных тем и показать:

· в какой степени усвоены общие представления по истории религии, насколько правильно и творчески применены эти знания к рассматриваемой теме;

· умение самостоятельно, на основе изучения и критического анализа источников

и специальной литературы определить значение выбранной темы, с возможно большей полнотой осветить все вопросы и сделать обоснованные выводы;

· в какой степени владеет литературным стилем и умеет правильно оформить письменную работу.

Особо важную роль играет освоение источника, так как только в этом случае можно говорить об исследовательской работе. Следует заметить, что чисто реферативный характер реферата снижает его уровень и уводит студента от основной задачи. Поэтому реферат никоим образом не должен представлять собой простое изложение сведений, заимствованных из литературы. В нем должен быть проведен анализ всего материала, относящегося к данной теме

и содержащегося в рекомендованных источниках, с учетом использованной литературы. Работа должна включать элементы научного анализа и в идеале по своему содержанию стремиться к научной статье, хотя это и не обязательно.

Ниже даются рекомендации, как наиболее целесообразно готовить доклад.

Выбор темы.

Темы докладов являются оригинальными, а не типовыми, поэтому не стоит тратить время на поиск готовой работы в Internet’е, даже если и удастся найти что-то созвучное с темой, это не будет соответствовать требованиям. Работа должна представлять собой самостоятельное и в идеале научное исследование.

Рекомендуемая литература представляет собой лишь некий минимум, отталкиваясь от ко-торого студент только знакомится с темой, вникает в суть поставленной проблемы. Для полноценной же работы требуется существенным образом расширять круг литературы по теме исследования. Тем более, что сам процесс поиска нужной литературы является творческим занятием, от которого в немалой степени зависит конечный результат работы.

Весьма желательно, чтобы уже при выборе темы реферата студент проявил максимум самостоятельности. Труд будет намного эффективней, если студент станет работать над темой, отвечающей его собственным интересам и наклонностям. Студент не должен стремиться во что бы то ни стало выбрать такую тему, которая позволила бы ему сделать научное открытие. Надо помнить, что реферат - это форма учебной работы. Если студент сумеет сказать свое слово, выскажет свежее, оригинальное суждение, это повысит ценность работы, но это не основное требование.

Студент должен прийти к тому, к чему уже пришли до него другие, но пусть он пройдет этот путь самостоятельно, отшлифует свое умение работать с материалом, овладеет приема-ми исследования.

Окончательная формулировка темы работы, как правило, предоставляется самому студенту, но делать это можно, используя списки примерных тем.

Выбрав тему, следует:

· ознакомиться с кругом вопросов, относящихся к ней, повторить лекционный матери-ал и просмотреть заново, уже под иным углом зрения, специальную литературу, рекомендованную к занятиям. В результате студент должен получить четкое представление о сущности этой темы, месте и значении ее в проблематике курса;

· ознакомиться с обобщающими трудами. Если общая литература по какой-то теме отсутствует или она труднодоступна, можно обойтись учебными пособиями.

Итогом данного этапа должен стать предварительный план реферата. Этот план лучше составлять сразу в развернутом виде, не боясь, что в дальнейшем его придется неоднократно дорабатывать, а, быть может, и перерабатывать. Составление плана уже на первоначальной стадии работы над темой крайне необходимо, ибо без него невозможно выделить круг вопросов, подлежащих исследованию, последовательность их изучения, наконец, трудно будет определить направление работы в библиотеке.

План должен помочь:

3.1. раскрыть тему и найти ответы на поставленные вопросы. Каждый последующий пункт плана должен логически развивать предыдущий.

3.2. С помощью проблемно-хронологического подхода вычленить необходимые частные проблемы и показать, что представляло собой изучаемое явление, какие изменения оно пре-терпело за данный отрезок времени и чем стало в результате этих изменений.

Весь собранный материал распределяется в соответствии с планом работы. В процессе анализа материала вырабатываются рабочие гипотезы - генеральная (ключевая идея) и частные - по отдельным вопросам темы. В ходе исследования одни гипотезы могут уходить как несостоятельные и появляться другие. Итогом систематизации и анализа материала, прора-ботки на этой основе гипотез и ключевой идеи является выработка оригинальной концепции автора доклада.

Студенту следует постоянно поддерживать контакт с научным руководителем, информировать его о результатах своей работы, в случае затруднений обращаться за научной и методической помощью. Если в ходе работы возникает необходимость уточнять, корректировать, а иногда и менять тему исследования, все эти изменения определяются и вносятся также с помощью научного руководителя.

Составление библиографии.

Большинство рекомендованных книг и статей имеется в университетской библиотеке. Если же их не окажется там, можно обратиться в Государственную публичную научно-техническую библиотеку, Областную научную библиотеку. Литературу также можно заказывать по межбиблиотечному абонементу (МБА), который имеется в университетской библиотеке. Имеющие навыки работы с компьютером могут для подготовки к занятиям успешно использовать систему Internet.

Поиск литературы в библиотеке ведется по алфавитному и систематическому катало-гу и каталогу периодических изданий (журналов). Поскольку уже известны точные выходные данные работ, то можно обращаться сразу к алфавитному каталогу и каталогу периодических изданий. Можно и нужно привлекать дополнительную литературу, в этом случае не-обходимо искать соответствующий раздел в систематическом каталоге. При затруднениях может помочь дежурный библиограф.

Составление библиографии собственно исторической литературы следует начать одно-временно с предварительным знакомством с вопросом. Помимо рекомендованной литературы источниками для составления списка литературы послужат библиотечные каталоги (начинать надо с систематического), сноски и библиографические ссылки в изучаемых трудах как рекомендованных, так и выявленных самостоятельно; руководствуясь ими, нужно обратиться к алфавитному каталогу. Можно обратиться к различным библиографическим справочникам и другим указателям.

Таким образом, в результате большой и длительной работы по составлению библиографии накапливается множество названий книг, статей, источников и т. д. Чтобы иметь возможность ориентироваться в этом разнообразном библиографическом материале, целесообразно с самого начала завести картотеку. Она может быть на бумаге или в электронном виде. В первом случае должно стать правилом, чтобы на каждую монографию, статью, источник и т. д. заполнялась отдельная карточка. В карточке обязательно указывать фамилию и инициалы автора, полное название работы, место издания, издательство, год издания; для журнальных статей - год издания, номер журнала, страницы.

Желательно, чтобы карточки заполнялись единообразно и оставалось свободное место для заметок о книге, статье (ее содержании, структуре, о том, на каких источниках она написана и т. д.).

Наши рекомендации