Кафедра истории государства и права
СОГЛАСОВАНО: Председатель методической комиссии _______________________факультета ________________________________ (подпись, расшифровка подписи) протокол № ____ от «___» ______ 2011г. | УТВЕРЖДАЮ: Декан _______________ факультета ______________________________ ______________________________ (подпись, расшифровка подписи) «____» ____________________ 2011 г. |
Планы семинарских занятий
по дисциплине «История»
Направление подготовки бакалавров
111900 Ветеринарно-санитарная экспертиза
Факультет: ветеринарной медицины
Форма обучения: очная
Курск – 2011
Тема 1.
История как наука и учебная дисциплина
Цель: сформировать представление об истории как науке и учебном курсе.
На семинаре формируются знания:
- об историческом сознании и знании;
- о методологии, методах, принципах исторической науки;
- об исторических источниках;
- о развитии российской исторической науки и концепциях ее главных представителей.
- об основных периодах отечественной истории.
умения:
- применять методы и принципы исторического исследования;
- анализировать исторические источники;
- использовать основные исторические теории в изучении отечественной истории;
- определять основные периоды истории России;
компетенции:
ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-2 – умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-10 – способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
ОК-11 – способность представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентации.
План семинарского занятия
1. Сущность, формы и функции исторического сознания и знания.
2. Методология, методы, принципы исторической науки.
3. Исторические источники и их характеристика.
4. Российская историография. Основные периоды отечественной истории.
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов (ОК-1, ОК-2):
История, историческое сознание, историография, исторические источники, материальные источники, этнографические источники, лингвистические источники, письменные источники, функции исторического сознания, методология, метод, методика, принципы исторической науки.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения. (ОК-1, ОК-2)
Вопросы для обсуждения
1. Что такое объект и предмет науки? Назовите объект и предмет Отечественной истории. (ОК-1, ОК-2)
2. Какие виды исторических источников вы знаете? (ОК-1, ОК-2)
3. В чем состоят познавательная, практически-рекомендательная, воспитательная функции истории? (ОК-1, ОК-2)
4. Назовите основные принципы, применяемые в современной исторической науке. (ОК-1, ОК-2)
Задания в тестовой форме:
(ОК-1)
Вариант 1.
1. Все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества называется ________________________________________________________
2. История исторической науки - _______________________________
3. Практическо-рекомендательная функция истории -
а) формирование уважения к непреходящим человеческим ценностям
б) выработка научно обоснованного курса внешней и внутренней политики государства
в) формирование научного мировоззрения на основе изучения прошлого и настоящего человеческого общества
г) выявление главных тенденций развития общества
Воспитательная функция истории -
а) оказание помощи государственным деятелям в выборе ориентиров в своей деятельности
б) формирование гражданской ответственности
в) изучение исторического опыта человечества и своего народа
г) теоретическое обобщение исторических фактов и событий
Принципы исторической науки
а) социального подхода
б) универсального подхода
в) историзма
г) последовательности
д) проблемности
Установление связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах – метод
а) сравнительно-исторический
б) периодизации
в) проблемно-хронологический
г) синхронический
Изучение явлений на высшей стадии их развития – метод
а) логический
б) исторический
в) ретроспективный
г) статистический