Имени профессора И.И. Иванова»

Имени профессора И.И. Иванова»

Кафедра истории государства и права

СОГЛАСОВАНО: Председатель методической комиссии _______________________факультета ________________________________ (подпись, расшифровка подписи) протокол № ____ от «___» ______ 2011г. УТВЕРЖДАЮ: Декан _______________ факультета ______________________________ ______________________________ (подпись, расшифровка подписи) «____» ____________________ 2011 г.  

Планы семинарских занятий

по дисциплине «История»

Направление подготовки бакалавров

111900 Ветеринарно-санитарная экспертиза

Факультет: ветеринарной медицины

Форма обучения: очная

Курск – 2011

Тема 1.

История как наука и учебная дисциплина

Цель: сформировать представление об истории как науке и учебном курсе.

На семинаре формируются знания:

- об историческом сознании и знании;

- о методологии, методах, принципах исторической науки;

- об исторических источниках;

- о развитии российской исторической науки и концепциях ее главных представителей.

- об основных периодах отечественной истории.

умения:

- применять методы и принципы исторического исследования;

- анализировать исторические источники;

- использовать основные исторические теории в изучении отечественной истории;

- определять основные периоды истории России;

компетенции:

ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 – умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-10 – способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

ОК-11 – способность представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.

Материально-техническое оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации.

План семинарского занятия

1. Сущность, формы и функции исторического сознания и знания.

2. Методология, методы, принципы исторической науки.

3. Исторические источники и их характеристика.

4. Российская историография. Основные периоды отечественной истории.

Глоссарий

Выпишите и дайте определения следующих терминов (ОК-1, ОК-2):

История, историческое сознание, историография, исторические источники, материальные источники, этнографические источники, лингвистические источники, письменные источники, функции исторического сознания, методология, метод, методика, принципы исторической науки.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения. (ОК-1, ОК-2)

Вопросы для обсуждения

1. Что такое объект и предмет науки? Назовите объект и предмет Отечественной истории. (ОК-1, ОК-2)

2. Какие виды исторических источников вы знаете? (ОК-1, ОК-2)

3. В чем состоят познавательная, практически-рекомендательная, воспитательная функции истории? (ОК-1, ОК-2)

4. Назовите основные принципы, применяемые в современной исторической науке. (ОК-1, ОК-2)

Задания в тестовой форме:

(ОК-1)

Вариант 1.

1. Все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества называется ________________________________________________________

2. История исторической науки - _______________________________

3. Практическо-рекомендательная функция истории -

а) формирование уважения к непреходящим человеческим ценностям

б) выработка научно обоснованного курса внешней и внутренней политики государства

в) формирование научного мировоззрения на основе изучения прошлого и настоящего человеческого общества

г) выявление главных тенденций развития общества

Воспитательная функция истории -

а) оказание помощи государственным деятелям в выборе ориентиров в своей деятельности

б) формирование гражданской ответственности

в) изучение исторического опыта человечества и своего народа

г) теоретическое обобщение исторических фактов и событий

Принципы исторической науки

а) социального подхода

б) универсального подхода

в) историзма

г) последовательности

д) проблемности

Установление связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах – метод

а) сравнительно-исторический

б) периодизации

в) проблемно-хронологический

г) синхронический

Изучение явлений на высшей стадии их развития – метод

а) логический

б) исторический

в) ретроспективный

г) статистический

Вариант 2.

Принципы исторической науки

а. универсального подхода

б. объективности

в. детерминизма

г. системности

д. социального подхода

Первый русский историк

а. Н.В.Ломоносов

б. И.Байер

в. Г.Миллер

г. В.Н.Татищев

д. В.О.Ключевский

Основная литература

1. Зуев М.Н. История России: учеб пособие / М.Н.Зуев. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – С. 8 – 12.

2. История России: учебник / А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина; МГУ. Исторический ф-т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 3 – 6.

Дополнительная литература

1. Захаревич А.В. История Отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 3 – 16.

2. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 1: История России с древности до конца XIX века. / М.Н. Зуев. – М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – С. 9 – 12.

3. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – С. 8 – 12.

4. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 5 – 9.

5. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 3 – 6.

6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2004. – С. 1 – 12.

7. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 3 – 25.

8. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – С. 469 – 471.

9. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – С. 7 – 30.

11. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский и др. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 702 с.

12. Философия истории: Антология. Пособие для студ. гуманит. вузов / Сост. Ю.А. Киселева. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 351 с.

Тема 2.

Восточные славяне,

образование и развитие древнерусского государства

План семинарского занятия

1.Истоки формирования государственности на Руси. Великое переселение народов и первые государственные образования у восточных славян.

2. VI – IX вв. Образование древнерусского государства. Норманнская теория (XVIII в.).

3. Принятие христианства на Руси. Расцвет культуры Киевской Руси.

4. Феодальная раздробленность: понятие, предпосылки и итоги. Удельные княжества в XII – XIII вв. (Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская земля).

Глоссарий

Выпишите и дайте определения следующих терминов (ОК-1, ОК-2):

Индоевропейская языковая семья народов, восточные славяне, великое переселение народов, родовая община, соседская община, вервь, племенной союз, военная демократия, государство, феодальная раздробленность, христианство, православие.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения (ОК-1, ОК-2).

Вопросы для обсуждения

1. Какой теории происхождения восточных славян, автохтонной или одной из миграционных, Вы придерживаетесь? Обоснуйте свой ответ. (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-11)

2. В чем сходны, а чем различаются норманнская и антинорманнская теории? Как современные историки рассматривают процесс образования Древнерусского государства? (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-11)

3. В чем заключались основные задачи внутренней и внешней политики первых русских князей? (ОК-1, ОК-2).

4. Определите причины феодальной раздробленности на Руси. Почему этот этап в развитии государства считается закономерным? (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-11)

Ситуационные задачи (кейсы)

Объясните следующие исторические противоречия. Свой ответ законспектируйте. (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-11)

1. «Здесь, следовательно, на севере, в Новгороде, началась Русская земля, началось Русское государство», - писал один из патриархов отечественной истории С.М.Соловьев. Почему же в учебнике истории, по которому мы длительное время изучали историю Отечества, говорится, что «от Киевской Руси идет непрерывная тысячелетняя линия исторического развития к Московской Руси XV – XVII вв., к Российской империи...» и что «киевские князья построили на севере форпост для защиты от варягов – Новый город – Новгород у озера Ильмень»?

2. Норманнская теория, связывающая возникновение государства славян с влиянием пришельцев-варягов из Скандинавии, подвергается отрицанию. Тогда как объяснить, что, согласно летописи, княжить в Новгород были призваны трое братьев-варягов – Рюрик, Синеус и Трувор?

3. В житии святого Стефана Сурожского, бывшего долгое время архиепископом в византийской колонии в Крыму в городе Суроже (нынешнем Судаке) и умершего в 787 г., рассказывается о чудесах, которые творил святой. К одним из таких чудес авторы жития относят исцеление в Суроже новгородского князя Бравлина, хотя князь пришел в Крым далеко не с целью лечения. «Воинственный и сильный князь Новгорода русского Бравлин с многочисленным войском опустошил места от Корсуня до Керчи, с большой силой подошел к Сурожу... сломал железные ворота, вошел в город...», - писал автор.

По мнению отдельных историков возникает много «но»: и имя Бравлин кажется странным, и Новгорода, согласно общепризнанной точки зрения, будто бы еще не существовало и т.д. Однако, по описанию, и Новгород уже существовал, и Бравлин в нем уже княжил. Но как быть тогда с «киевской» теорией о происхождении русского государства из Киева (882 г.)? В конце концов, почему «Повести временных лет» доверять можно, а житию святого Стефана Сурожского нет?

4. Княгиня Ольга стала первой правительницей-христианкой на Руси. Киевский князь Владимир первым ввел христианство на славянских землях. Но религиозного почитания Владимира как, к примеру, его сыновей Бориса и Глеба или бабки Ольги, долгое время не было. Почему так произошло? Почему к лику святых первыми из русских официально были причислены князья Борис и Глеб, а не их отец или прабабка (Владимир «прошел» общерусскую канонизацию лишь при Иване Грозном)?

5. Князь Владимир был неоднозначен в своих поступках. Он запятнал себя убийством Рогвольда и его сыновей, которые никогда не были его врагами, он вероломно умертвил собственного брата, предал своих боевых товарищей-варягов. Он отличался многоженством: летопись говорит о пяти законных женах и невероятном количестве наложниц князя, которых «было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести на Берестове...». Его грехи еще долго можно было бы перечислять. Но вот что любопытно: в народной памяти он остался князем Владимиром Красное Солнышко. Почему?

6. Письменность у восточных славян имела место еще задолго до принятия на Руси христианства и появления кириллицы. Почему исконно «руськие письмены» не получили своего дальнейшего развития, а на вооружение была взята кириллица, названная так по имени византийца Кирилла, составившего ее?

7. О.М. Рапов, анализируя причины принятия Русью христианства, так же как и другие авторы, исходит из признания христианства в качестве классовой религии. В самом деле, в исторической литературе давно уже сложился штамп противопоставления язычества как религии доклассовой, родовой и христианства как религии классовой. Но Рапов пошел дальше и в этой связи поставил такой вопрос: «...Совершенно непонятно, почему религия родового общества (язычество), не освящавшая господства одного класса над другим, вполне соответствовала рабовладельческому строю, существовала в рабовладельческих государствах сотни, а иногда и тысячи лет и совсем не подрывала неограниченной власти египетских фараонов, ассиро-вавилонских царей, римских императоров... вдруг перестает удовлетворять правящие круги общества при переходе к феодальному способу производства?» Действительно, почему?

8. Князь Василько Ростиславич был оклеветан Давидом Игоревичем, изменнически захвачен Святополком Изяславичем и варварски ослеплен ими при возвращении их из Любеча со съезда князей (1097 г.), где все целовали крест на… взаимную верность. Какова же истинная цена съезду, которому отдельные авторы отводят историческую роль в сплочении русских княжеств?

9. После смерти Мстислава Великого (1132 г.) все княжества Руси вышли из повиновения Киеву. Казалось бы, такая раздробленность шла во вред и единству, и развитию. Однако, академик Б.А. Рыбаков считает, что феодальная раздробленность – это не распад, не регресс, не движение вспять, а прогрессивная эволюция. Разве такое возможно?

10. На рубеже XI – XII вв. на Руси начался и довольно долго продолжался период феодальной раздробленности. Считается, что это был закономерный этап развития феодального общества. Почему закономерный? Разве нельзя было избежать этой раздробленности и сразу образовать централизованное русское государство, к чему в конечном счете и пришли княжества[1]?

Задания в тестовой форме:

(ОК-1)

ВАРИАНТ I

1. Укажите основные виды деятельности восточных славян:

а) земледелие;

б) виноделие;

в) садоводство;

г) скотоводство.

2. К родоплеменной знати славян относятся:

а) вождь, старейшины, жрецы;

б) князь, старейшины, жрецы-волхвы;

в) король, старейшины, друиды;

г) хан, старейшины, шаманы.

3 Восточные славяне вели оживленную торговлю с другими странами и народами. Они торговали:

а) солью, рыбой, воском, мехами;

б) оружием, воском, пенькой;

в) ювелирными изделиями, лесом, медом;

г) оружием, вином, зерном.

4. Восточные славяне исповедовали:

а) христианство;

б) ислам;

в) язычество;

г) буддизм.

5. Народное собрание у восточных славян называлось:

а) агора;

б) вече;

в) тинг.

6. Установление княгиней Ольгой «урока» связано:

а) с восстанием древлян против князя Игоря;

б) с укреплением государственной власти на Руси;

в) с княжескими усобицами;

г) с борьбой за власть с князем Мамоком.

7. Киевский князь, носивший прозвище Красное Солнышко:

а) Владимир Святославич;

б) Владимир Мономах;

в) Святослав;

г) Ярослав Мудрый.

8. Важное историческое событие, произошедшее на Руси в 988 г.:

а) религиозная реформа князя Владимира;

б) крещение Руси;

в) образование государства Киевская Русь;

г) остановлены набеги на Русь печенегов.

9. Князь, с именем которого связано первое русское законодательство «Русская Правда»:

а) Иван Калита;

б) Ярослав Мудрый;

в) Владимир Мономах;

г) Владимир Святославич.

10. Вира – это:

а) штраф, судебная пошлина, шедшая в княжескую казну за убийство свободного человека;

б) сборщик штрафов;

в) денежная сумма в пользу семьи убитого;

г) свидетель.

11. Назовите первого русского историка, летописца, автора «Повести временных лет»:

а) Геродот;

б) Нестор;

в) Прокопий Кессарийский;

г) Маврикий Стратег.

12. Создание славянской азбуки связано:

а) с братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием;

б) с митрополитом Иларионом;

в) с монахом Нестором;

г) с монахами из Афона.

13. Укажите памятник архитектуры Киевской Руси:

а) Золотые ворота;

б) Георгиевский собор;

в) церковь Михаила Архангела

г) Московский Кремль.

14. Соотнесите славянские племена и города, которые они основали:

1. Поляне;

2. Кривичи;

3. Словене.

а) Русса, Ладога, Псков, Новгород;

б) Киев, Чернигов, Переяслав, Галич;

в) Смоленск, Полоцк, Туров.

ВАРИАНТ II

1. Определите соседей восточных славян:

а) финно-угорские племена;

б) западные славяне;

в) германцы;

г) булгары.

2. Славянские племена вынуждены были обороняться от кочевников. Отметьте, от каких именно:

а) хазар;

б) печенегов;

в) гуннов;

г) тюрков.

3. Переход от первобытнообщинного строя к феодализму у славян связан:

а) с развитием ремесла;

б) с совершенствованием земледелия;

в) с появлением соседской общины;

г) верны все ответы.

4. Вече в русских городах VIII—IX вв. — это:

а) народное собрание;

б) феодальная верхушка;

в) родоплеменная знать;

г) совет при князе.

5. Определите социальные группы Киевской Руси XI—XII в.:

а) князья, бояре, дворяне;

б) князья, бояре, духовенство, крестьяне;

в) князья, бояре, крепостные крестьяне;

г) князья, бояре, монахи.

6. Соотнесите товары, которые вывозили и ввозили русские купцы:

1. Вывозили.

2. Ввозили.

а) меха, мед, воск;

б) цветные металлы, краски;

в) кожу, шерсть, лен;

г) пергамент, книги, благовония.

7. Соотнесите историческую личность и событие:

1. Князь Владимир.

2. Князь Олег.

3. Ярослав Мудрый.

а) составление первого свода законов «Русская Правда»;

б) крещение Руси;

в) заключение договора с Византией, по которому Русь получала дань с Византии.

8. Свод законов «Русская Правда» включал статьи, содержащие:

а) отмену кровной мести;

б) разделение людей по имущественному и должностному положению;

в) осуществление суда на основе традиций и обычаев.

9. В пантеон славянских богов входили:

а) Перун;

б) Мокошь;

в) Один;

г) Сварог.

10. Укажите название славянской азбуки:

а) кириллица;

б) полуустав;

в) скоропись.

11. На каменное строительство на Руси оказала влияние:

а) византийская школа;

б) итальянская школа;

в) римская школа.

12. Наиболее известные каменные храмы:

а) церковь Успения Богородицы;

б) Спасо-Преображенский собор;

в) Софийский собор в Киеве;

г) верны все ответы.

13. Фреска – это:

а) роспись водяными красками по штукатурке;

б) изображение, выполненное из цветных камней, смальты;

в) древние надписи, рисунки, нацарапанные на стенах.

14. Укажите маршрут знаменитого торгового пути «из варяг в греки»:

а) Балтийское море — р. Волхов — оз. Ильмень — Черное море;

б) Белое море — р. Нева — Ладожское озеро — р. Днепр — Черное море;

в) Балтийское море – р. Нева – Ладожское озеро — р. Волхов — о. Ильмень – р. Ловать – верх Днепра — Черное море – Константинополь.

Основная литература

3. Зуев М.Н. История России: учеб пособие / М.Н.Зуев. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – С. 12 – 19, 284 – 287, 392 – 395, 563 – 568.

4. История России: учебник / А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина; МГУ. Исторический ф-т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 14 – 49.

Дополнительная литература

1. Русские Веды. Велесова книга. – М.: Менеджер, 1995. – 320 с.

2. Балакина Т. История русской культуры. – М., 1995. – С. 9.

3. Богданов А.П. Княгиня Ольга // Вопросы истории. – 2005. – № 2. – С. 57 – 72.

4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. – М.: Мысль, 1991. – С. 31 – 34.

5. Карамзин И.М. История государства российского. Книга первая. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 512 с.

6. Качановский История культуры России.: Учеб.пос. – Минск: Экоперспектива, 1997. – С. 3 – 61.

7. Ишимова А.И. История России в рассказах для детей. – М.: Экопас, 1992. – С. 24.

8. Соловьев С.М. Учебная книга русской истории: Учеб. дорев. России по истории. – М.: Учеб. лит., 1996. – С. 14 – 64.

9. Соловьев С.М. Об истории Древней России. Т.1. – М.: Просвещение, 1992. – С. 13 – 167.

10. Как была крещена Русь. – 2-е. изд. – М.: Политиздат, 1989. – 320 с.

11. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации // Вопросы истории. – 2005. – № 3. – С. 72 – 89.

12. Волощук М.М. Венгерское присутствие в Галиции в 1214 – 1219 годах // Вопросы истории. – 2005. – № 12. – С. 97 – 106.

13. Бердинских В.А. О происхождении Кирилла и Мефодия и отношениях между греческой и славянскими церквами // Вопросы истории. – 2006. – № 4. – С. 155 – 162.

Тема 3.

План семинарского занятия

1. Борьба народов Отечества с иноземными захватчиками:

а) от нашествия Батыя до падения монголо-татарского ига; Куликовская битва и стояние на реке Угре;

б) нападение немецких, шведских, польских, литовских агрессоров и образование белорусской и украинской народностей.

2. XIV – начало XVI вв. Формирование Московского государства. Исторические предпосылки возникновения теории «Москва – третий Рим».

3. Укрепление единого государства при Иване Грозном. Россия.

4. Формирование русской (великорусской) народности и самобытной национальной культуры. Роль православной церкви в сохранении русской культуры и традиционных основ Российского государства.

Глоссарий

Выпишите и дайте определения следующих терминов(ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-13):

Ярлык, выход, баскак, иго, феодальная война, национальное государство, нация, народ, Великое княжение, царь, Боярская дума, Избранная рада,Земский собор, Стоглавый собор,автокефалия Русской православной церкви, нестяжатели, иосифляне, Судебник, местничество, вотчина, поместье, дворянин, тягло, Юрьев день, крепостное право, опричнина, земщина.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения. (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-13)

Вопросы для обсуждения

1.В каких формах осуществлялась власть Золотой Орды на Руси? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)

2. Какую роль сыграло монголо-татарское завоевание в возникновении на основе единой древнерусской народности украинского, белорусского и русского народов? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)

3. Каковы последствия монголо-татарского ига для Руси? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)

4. Какими средствами московские князья добились своего возвышения? Оцените политику Ивана Калиты с точки зрения морали и исторического прогресса. (ОК-1, ОК-3, ОК-6)

5. Каким образом оценивают политику опричнины Ивана Грозного историки С.Ф. Платонов, В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев?

(ОК-1, ОК-3, ОК-6)

Задания в тестовой форме:

(ОК-1, ОК-3)

ВАРИАНТ I

1. Новгород был феодальной республикой. Определите, в чем это выражалось:

а) власть сохранялась за вече;

б) Новгород выбирал князя на княжество;

в) новгородское население делилось на граждан и не граждан.

2. Первое упоминание о Москве связано с именем князя:

а) Андрея Боголюбского;

б) Юрия Долгорукого;

в) Даниила Московского.

3. Отметьте, каковы были последствия феодальной раздробленности на Руси:

а) Русь потеряла свою независимость;

б) произошел спад экономического развития;

в) начались междоусобные войны;

г) расцвет Руси.

4. Укажите военно-монашеский орден, участвовавший в крестовом походе на Русь:

а) Тамплиеров; в) Ливонский;

б) Тевтонский; г) Меченосцев.

5. Соотнесите даты и события:

а) 1240 г.;

б) 1223 г.;

в) 1242 г.;

г) 1380 г.

1. Битва на Калке;

2. Ледовое побоище;

3 Куликовская битва;

4. Невская битва.

6. В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха собрался съезд русских князей. Он вошел в историю как:

а) Любечский съезд;

б) Киевский съезд;

в) Владимирский съезд;

г) Новгородский съезд.

7. Определите историческое значение победы русских в битве на Чудском озере:

а) сохранение независимости новгородских и псковских земель;

б) сохранение единства Руси;

в) сохранение религиозного единства.

8. Боярская дума — это:

а) орган городского самоуправления;

б) совещательный орган при князе;

в) законодательный орган.

9. Определите даты монголо-татарского ига:

а) 1240—1480 гг.;

б) 1242—1485 гг.;

в) 1240—1580 гг.;

г) 1140—1440 гг.

10. К единению князей призывал автор:

а) «Моления Даниила Заточника;

б) «Слова о полку Игореве»;

в) «Хождения за три моря».

11. После падения Киева политическим центром становится:

а) Новгород;

б) Владимир;

в) Ярославль.

12. События, в результате которых произошло присоединение Новгорода к Московскому княжеству, - это:

а) сражение на р. Шелони в 1471 г. и походы 1475 и 1478 гг.;

б) подавление новгородского восстания Иваном Грозным;

в) вмешательство Золотой Орды.

13. Соперничество Москвы и Твери проявилось:

а) в феодальной усобице;

б) в борьбе за торговые интересы;

в) в борьбе за право стать центром объединения русских земель.

14. Автор идеи «Москва – третий Рим»:

а) монах Филофей;

б) Сергий Радонежский;

в) митрополит Макарий.

15. В XIV в. у русского народа формируется национальное самосознание. Выберите правильный ответ, который объясняет это понятие:

а) чувство единства народа;

б) осознание права на независимость;

в) сознание превосходства над другими народами.

16. Елена Глинская осуществила:

а) денежную реформу;

б) военную реформу;

в) административную реформу.

17. Территории, в XVI в. вошедшие в состав Русского государства, — это:

а) Казанское ханство;

б) Балтийские земли;

в) Западная Сибирь.

18. Кто из русских князей первым принял титул царя:

а) Иван III;

б) Иван Грозный

в) Михаил Романов

19. Опричнина прекратила свое существование:

а) в 1552 г.; в) в 1572 г.;

б) в 1571 г.; г) в 1584 г.

20. Соотнесите представителей культуры и сферу их деятельности:

1. И. Федоров;

2. Дионисий;

3. П. Яковлев;

4. А. Чохов.

а) русский зодчий;

б) первый русский книгопечатник;

в) ремесленник-кузнец;

г) русский живописец.

21. Стоглавый собор 1551 г. регламентировал:

а) церковное строительство;

б) церковную живопись;

в) оформление церковных книг.

22. При Иване Грозном продолжался процесс закрепощения крестьян. Это подтверждается:

а) составлением нового Судебника;

б) проведением государственного учета земель и их описанием с указанием владельцев и размера угодий (писцовые книги);

в) принятием ряда указов, регулирующих взаимоотношения крестьян и феодалов.

ВАРИАНТ II

1. Определите, на каком уровне развития находились монголо-татары перед нашествием на Русь:

а) феодальной раздробленности;

б) распада первобытного общества;

в) раннефеодального государства.

2. Соотнесите понятия и их объяснение:

1. Ярлык.

2. Дань.

3. Баскаки.

а) золотоордынцы, собирающие дань на Руси;

б) ханская грамота, дающая право на княжение;

в) поборы с покоренных народов в пользу Золотой Орды.

3. В 1097 г. состоялся Любечский съезд. Укажите, какую цель он преследовал:

а) прекращение княжеских усобиц;

б) разделение Киевской Руси на самостоятельные княжества;

в) объединение раздробленной Руси.

4. Во времена правления Владимира Мономаха Русь решила одну из важнейших внешнеполитических задач. А именно:

а) обезопасила себя от набегов кочевников-половцев;

б) заключила мирный договор с Византией на выгодных для нее условиях;

в) отстояла свою независимость от немецко-шведских рыцарей.

5. Укажите, кто был основателем династии московских князей:

а) Александр Невский;

б) Юрий Долгорукий;

в) младший сын Александра Невского Даниил.

6. На Руси формируется новое сословие – «дворянство». Оно характеризуется:

а) наличием земельного владения за несение военной службы;

б) наличием больших привилегий;

в) участием в управлении государством.

7. Определите, что входило в функции князя в Новгороде:

а) сбор налогов; б) защита города; в) суд.

8. Соотнесите территорию и города:

1. Юго-Западная Русь.

2. Северо-Западная Русь.

а) Галич;

б) Владимир;

в) Суздаль;

г) Москва;

д) Чернигов;

е) Ростов.

Тема 4.

Династический кризис и Смутное время на Руси:

План семинарского занятия

1. Экономическое и политическое положение России после смерти Ивана Грозного до 1613 г. Династический кризис. Федор Иоаннович и Борис Годунов.

2. Причины Смутного времени. Борис Годунов и Лжедмитрий I.

3. Шведская и открытая польская интервенция 1609 – 1612 гг. «Конечное разорение Московского царства» и Курск в Смутное время.

4. Роль народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского в освобождении Москвы и изгнании интервентов. Земский собор 1613 года.

Глоссарий

Выпишите и дайте определения следующих терминов (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-13):

династический кризис, Смутное время, самозванство, Гражданская война, Крестьянская война, иностранная интервенция, народное ополчение, семибоярщина, «заповедные лета», «урочные лета», патриаршество.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения. (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-13)

Вопросы для обсуждения

1. Назовите предпосылки и причины возникновения династического кризиса и Смутного времени в конце XVI – начале XVII века. (ОК-1, ОК-3, ОК-6)

2. Какие внутренние и внешние общественно-политические силы принимали участие в Смуте? С какими требованиями они выступали? Какую роль сыграл Курский край в Смутное время? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)

3. Проанализируйте составы первого и второго народных ополчений. Какие обстоятельства стали решающим фактором развала первого и успеха второго ополчения? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)

4. Какие были последствия русской Смуты начала XVII века? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)

Задания в тестовой форме:

(ОК-1, ОК-3)

ВАРИАНТ I

1. «Семибоярщина» — это:

а) ополчение для борьбы против интервенции;

б) правительство России с 1610 г.;

в) государственная судебная инстанция;

г) оппозиционная группировка бояр.

2. Смутным временем называется период:

а) 1598—1613 гг.;

б) 1584—1613 гг.;

в) 1603 – 1614 гг.;

г) 1607—1613 гг.

3. Впервые в истории России был избран на престол Земским собором:

а) Михаил Романов в 1613 г.;

б) Борис Годунов в 1598 г.;

в) Василий Шуйский в 1606 г.;

г) Лжедмитрий I в 1606 г.

4. Лжедмитрий I правил в:

а) 1605—1606 гг.; в) 1605—1607 гг.;

б) 1606—1607 гг.; г) 1605—1612 гг.

5. Соотнесите личности и события:

1. Иван Болотников.

2. Лжедмитрий I,

3. Дмитрий Пожарский;

4. Борис Годунов.

а) претендент на русский престол;

б) руководитель второго ополчения;

в) предводитель восстания;

г) первый царь, избранный на престол Земским собором.

6. После отречения Василия Шуйского от престола власть оказалась в руках:

а) Боярской думы;

б) «Семибоярщины»;

в) Земского собора;

г) Сигизмунда II.

7. Руководитель крестьянского восстания 1606—1607 г.:

а. Е. Пугачев;

б. И. Болотников;

в. С. Разин;

г. П.Ляпунов.

8. Со смертью царя Федора Ивановича прекратилась династия:

а. Рюриковичей;

б. Ивана Калиты;

в. Романовых;

г. Даниила Московского.

9. С 1601 —1603 гг. в Российском государстве связаны:

а) неурожаи, голод в стране;

б) польско-шведская интервенция;

в) приглашение на престол польского королевича;

г) улучшение экономического положения.

10. Для борьбы с интервентами К. Минин и Д. Пожарский:

а) создали боеспособное, хорошо вооруженное войско;

б) организовали сбор добровольных пожертвований;

в) заручились поддержкой правительства;

г) обратились за помощью к Швеции.

11. И. Болотников во время восстания выдавал себя:

а) за царевича Дмитрия;

б) за родственника Бориса Годунова;

в) за воеводу, спасшего царевича Дмитрия;

г) за казацкого старшину.

12. В 1613 г. Земский собор избрал на престол Михаила Романова. Укажите, чем определился его выбор:

а) Михаил Романов был государственным деятелем;

б) «Миша де Романов молод, умом не дошел и нам будет поваден»;

в) его кандидатуру поддерживала армия;

г) он был самым ближайшим родственником Ивана Грозного.

ВАРИАНТ II

1. С именами Д. Пожарского и К. Минина связано:

а) второе ополчение;

б) выборы Василия Шуйского на престол;

в) восстание холопов;

г) первое ополчение.

2. В составе Земского собора, выбиравшего в 1613 г. царя, были представлены:

а) дворяне;

б) казаки;

в) бояре;

г) стрельцы;

д) черносошные крестьяне;

е) верны все ответы.

3. Участники второго ополчения:

а) дворяне; в) казаки;

б) крестьяне; г) бояре.

4. Прозвище «Тушинский вор» относится:

а) к Лжедмитрию I;

б) к Ивану Болотникову;

в) к Лжедмитрию II.

5. Условия, на которых шведский король согласился помочь Василию Шуйскому в борьбе против Лжедмитрия II:

а) спасти Россию от самозванца;

б) вернуть себе балтийские земли;

в) оказать помощь в подавлении крестьянского восстания;

г) возвратить себе московскую корону.

6. Русская православная церковь получила самостоятельность и независимость от Константинополя. Это связано:

а) с учреждением в России патриаршества;

б) с расколом между русской и константинопольской церквями;

в) с церковной реформой;

г) с усилением влияния католической церкви.

7. Временной период «Семибоярщины»:

а) 1605—1606 г.;

б) 1610—1613 г.;

в) 1598—1605 г.;

г) 1606—1613 г.

8. Руководитель штурма Китай-города и Кремля в 1612 году:

а) князь Д. Трубецкой;

б) князь Д. Пожарский;

в) дворянин П. Ляпунов;

г) дворянин И. Пашков.

9. Начало XVII в. историки называют:

а) «бунташным веком»;

б) Смутным временем;

в) эпохой дворцовых переворотов;

г) заповедными летами.

10. Свергнутый в 1610 г. царь Василий Шуйский:

а) отправлен воеводой в Тобольск;

б) отправлен на Соловецкие острова;

в) отправлен в Троице-Сергиев монастырь;

г) был казнен.

11. Соотнесите события и даты:

1. Восстание И. Болотникова.

2. Правление Лжедмитрия I.

3. Первое ополчение.

4. Польско-шведская интервенция.

а) 1605—1606 гг.; в) 1609—1618 гг.;

б) 1606—1607 гг.; г) 1611 г.

12. Появление самозванцев на Руси в начале XVII в. связано:

а) с династическим кризисом;

б) с противоречиями внутри господствующего класса;

в) с экономическим упадком в стране;

г) со склонностью русского народа к авантюризму.

Основная литература

Наши рекомендации