Запишите их номера в таблицу. Кратко обоснуйте свой выбор.
Класс
1. (3 балла). По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
а) 1589, 1721, 1918 гг.
б) 1772, 1791, 1812, 1829, 1878 гг.
в) Антон Фрязин, Петр Фрязин, Марк Фрязин, Алевиз Новый.
2. (9 баллов). Из предложенных изображений выберите три, связанных между собой.
Класс
1. (25 баллов). Перед вами фрагмент древнерусского источника, который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским языком, и изучающих историю России. Необходимо, однако, разъяснить сущность и смысл данного фрагмента, исторические обстоятельства его появления. Для этого:Переведите данный фрагмент на современный русский язык.
Укажите, как называется данный исторический источник.
1.3. Дайте комментарий к словам, выделенным курсивом.
Назовите хронологический период истории России, в который имело место описанное событие.
Охарактеризуйте смысл проводившейся меры.
1. Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, ли братню сынови; аще ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривенъ.2. По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ и мужи ихъ: Коснячько, Перенегъ, Никифоръ, и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все якоже Ярославъ судилъ, такоже и сынове его оуставиша.2. (8 балла). По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
а) 1551, 1666-1667, 1917-1918 г.г.
б) 1581, 1597, 1607, 1641, 1649 гг.
в) А.Н.Голицын, С.С.Уваров, А.В.Головнин, Д.А. Толстой, А.В.Луначарский.
г) В.В.Маяковский, Д.Д. Бурлюк, В.В.Каменский, В.В.Хлебников.
3. (4 балла). Заполните пропуск в ряду.
3.1. «Колокол», А.И. Герцен; «Вперед», П.Л. Лавров; _____________, В.И. Ленин, Л. Мартов.
3.2. «Слово о полку Игореве», поход против половцев 1187 г.; «Песня о Щелкане», ______________________________________; «Задонщина», Куликовская битва 1380 г.
4. (6 баллов). Что лишнее (одно) в данном ряду? Поясните свое решение.
Всего за задание 6 баллов.
1. Приказ, земский собор, министерство, коллегия.
2. Бурсак, смолянка, кадет, институтка, казачок, студент.
3. Бахтерец, визитка, капот, однорядка, сюртук, ферязь, охабень.
5. (6 баллов)Из перечисленных исторических личностей составьте три пары современников. Выпишите эти пары.
Митрополит Алексей, Алексей Михайлович, Александр Невский, Василий II Темный, Дмитрий Донской, Иван IV Грозный, митрополит Макарий, патриарх Никон, Феофан Прокопович
6. (5 баллов). Установите соответствие между князьями и событиями, связанными с их правлением:
1. Владимир I
2. Владимир Мономах
3. Святослав
4. Ярослав Мудрый
5. Олег
1 - ввел христианство как государственную религию; для обороны Руси от печенегов начал строительство городов – крепостей по притокам Днепра;
2. - разгромил Хазарский каганат; вел войны на территории Византийской империи;
3. – добился для русских купцов права беспошлинной торговли на византийских рынках;
4. - с деятельностью этого князя связано появление древнейшей части «Русской правды»;
5. – основатель г. Владимира - на - Клязьме; организатор походов в половецкие степи; один из инициаторов Любеческого съезда князей;
Князь | Олег | Святослав | Владимир I | Ярослав Мудрый | Владимир Мономах |
События |
7. (12 баллов). На основе какого принципа налогообложения взимался налог в различные периоды истории страны.
Принципы:
Поземельный
Подушный
Подворный
Время | В первые десятилетия ордынского ига | В XVI – первой половине XVII века. | В конце 1670-х – начале XVIII века. | В последние годы правления Петра I |
Принципы налогообложения (поставить нужную цифру) |
8. (3 балла). Расположите события в хронологической последовательности.
1. Образование СССР.
2. Выступление в Кронштадте («Кронштадтский мятеж»).
3. Смерть В.И.Ленина.
4. Начало коллективизации.
5. Советско-финская («зимняя» война).
6. Пакт Риббентропа – Молотова.
7. Высылка Л.Д.Троцкого за границу.
8. Включение территорий Западной Украины и Западной Белоруссии в состав СССР.
9. (8 баллов). Вверху – фотография, сделанная в Февральской революции 1917 года на Литейном проспекте Петрограда. Внизу – та же «подправленная» фотография, сделанная в том же году. Как вы думаете, кто ее «автор» (речь идет о партии)? Свой ответ обоснуйте.
10. (6 баллов). Восстановите утерянные на марках детали (допишите нужную информацию).
|
|
|
| | |
|
3. Фамилия ___________________________ 4. Фамилия_______________
5. Фамилия ___________________________ 6. Фамилия _______________
11. (16 баллов). Распределите указанные события из военной истории по векам
1. Сражение на реке Сити
2. Битва при Молодях
3. Взятие Батыем Владимира
4. Освобождение Москвы II ополчением
5. Присоединение Казанского ханства.
6. Куликовская Битва
7. «Ледовое побоище»
8. Сражение при Лесной
9. Взятие Москвы Тохтамышем
10. Кагул
11. «Стояние на Угре»
12. Взятие крепости Корфу
13. Взятие Измаила
14. Сражение при Кунерсдорфе
15.Оборона Пскова от войск Стефана Батория
16. Битва на реке Калке
XIII в. | XIV в. | XV в. | XVI в. | XVII в. | XVIII в. |
12. (18 баллов). Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо пяти ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил девять. Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.
Метод социалистического реализма стал единственным официальным художественным методом советского искусства (1), и произошло это во второй половине 1940-х гг. (2) Большой вклад в его теоретическое обоснование внесли М.Горький (3) и В.Маяковский (4). Образцовым музыкальным произведением социалистического реализма на многие годы стала опера Д.Д.Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» (5). В литературе классическими для этого методами работами считались «Оптимистическая трагедия» В.В.Вишневского (6) и «Поэма без героя» А.А.Ахматовой (7), в живописи – творчество Б.В.Иогансона (8) и К.С.Малевича (9).
13. (10 баллов). Расположите изображения государственных гербов России в хронологической последовательности:
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8.
Класс
1. (6 баллов). По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
1.1. 1755, 1804, 1835, 1863, 1884 гг._________________________________
1.2. С.Ю.Витте, В.И.Ленин, В.М.Молотов, А.Н.Косыгин.______________
1.3. «Суд о холопах», «Суд о крестьянах», «О службе всяких ратных дел»________________
2. (12 баллов). По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
2. 1. 1497, 1550, 1649, 1682.
2.2. Действительный статский советник, титулярный советник, коллежский секретарь, коллежский регистратор.
2.3. Басма, жезл, «яблоко», пояс.
2.4. Дрожки, «эгоистка», одноколка, двуколка.
2.5. Бойница, флешь, шанец, равелин.
2.6. Дымное, мыт, извоз, ясак.
3. (34 балла). Вставьте пропущенные буквы и дайте определение термина (слова). Для правильного написания термина обратите внимание на те случаи, когда определение уже есть:
№ | Слово | Определение (что значит?) |
Го_ме_стер | ||
Д_тинец | ||
Кавалер_ар_ | ||
М_с_рка | Старинная воинская шапка в виде шлема | |
Дил_жанс | ||
Лес_ _ ица | В древней Руси – определенный порядок старшинства между родами, порядок замещения престолов у князей Рюриковичей | |
Кан_нир | ||
Имп_р_ал | ||
И_дольщина | ||
И_ _ольщина | Разновидность земельной аренды, при которой плата за пользование землей равнялась половине урожая | |
_пашень | ||
К_с_в_ротка | ||
Фельд_ _герь | ||
П_р_к | Метательная машина, применяемая при осаде и обороне крепостей |
4. (33 балла). Определите приблизительное время возникновения документов, по-возможности и их название, и расположите их в хронологическом порядке.
1. «Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев изъявил желание некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их утвердить в собственность продажею… участки из принадлежащих ему земель… [переведя их] в состояние свободных земледельцев».
2. «…А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет…»
3. «..Которые крестьяне… из поместий и из вотчин… выбежали до нынешняго 106 году за пять лет, и на тех беглых крестьян в их побеге… давати суд и сыскивати накрепко всякими сысками и по суду и по сыску тех беглых крестьян с женами и с детьми… возити назад, кто за кем жил. А которые крестьяне выбежали до нынешняго 106 году лет за шесть и за семь и за десять… суда не давать».
4. «Помещиком всем…в тех же сказках для ведома писать именно крестьян и особливо деловых людей… А однодворцам всем, каждому о себе, о детях, внучатах и родственниках своих мужеска пола, которые с ними в домах живут, велеть подавать оные сказки самим… А ежели от кого из них явится какая в душах утайка… взять за утаенное против вышеписанного вдвое».
5. «Объявляется во всенародное известие… Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян.., которые вместо должных по своим званиям услуг занимаются воровством, пьянством и прочими непристойными продерзновенными поступками и приносят многия вред, разорения, убытки и беспокойства… отдавать к… отправлению в Сибирь…»
6. «…А христианом отказыватися из волости в волость, из села в село один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделя после… Дворы пожилые платить в полех за двор рубль, а в лесах полтина…»
7. «Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий… научает нас седьмой день посвящать ему (Богу)… Оставшиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работы их в пользу помещиков…»
5. (27 баллов). Перед вами 8 изображений. Если применить единый критерий классификации, их можно сгруппировать в четыре группы, по два изображения в каждой.
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8.
Всего – 209 баллов.
Класс
1. (3 балла). По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
а) 1589, 1721, 1918 гг.
б) 1772, 1791, 1812, 1829, 1878 гг.
в) Антон Фрязин, Петр Фрязин, Марк Фрязин, Алевиз Новый.
2. (9 баллов). Из предложенных изображений выберите три, связанных между собой.
Запишите их номера в таблицу. Кратко обоснуйте свой выбор.
3. (9 баллов). Журналист, пишущий на исторические темы, изложил основные факты из жизни императрицы Елизаветы Петровны. Однако некоторые эпизоды имеют отношение не к Елизавете, а к двум другим российским императрицам XVIII в. В статье 7 предложений. Они пронумерованы. В заголовки второй и третьей колонок приведенной таблицы впишите имена этих деятелей. Порядковые номера предложений впишите в соответствующие колонки таблицы.
1. По инициативе одного из главных лиц в ее правительстве П.И. Шувалова создается комиссия по разработке нового свода законов – Уложения.
2. Именно в ее правление, по сути, было покончено с наследием средневековья – принятый новый таможенный тариф уничтожил внутренние сборы.
3. «Рабочая сила императрицы выходила за пределы обыкновенного. Вставая рано утро, она около двух часов занималась чтением, писала и пр. Затем начинались занятия государственными делами».
4. «Она образовала себе двор, на котором отражалось тогдашнее переходное время в России: некоторые русские обычаи еще оставались, но немецкие уже преобладали».
5. Такие качества, как крайняя осторожность, сдержанность и внимание были приобретены ею в те времена, когда ее безопасность и свобода постоянно висели на волоске.
6. Фавориты и фаворитки встречались во все времена и при всех государях, но именно в ее правление фаворитизм становится официальным государственным учреждением, и фавориты оказывают прежде невиданное воздействие на течение государственных дел.
7. Русская история не знает подобного случая, когда бы простая деревенская девушка вдруг стала императрицей огромного государства.
Елизавета Петровна | ||
4. (12 баллов). Определите авторов приведенных ниже поэтических отрывков и исторических деятелей, о которых в них идет речь.
Запишите напротив буквы, обозначающей поэтический отрывок, порядковый номер автора и исторического деятеля из приведенного списка. Вы не должны использовать имена всех поэтов и всех исторических деятелей!
Поэты Исторические деятели
1. В.В. Маяковский I. М.И. Кутузов
2. А.С. Пушкин II. Наполеон I
3. Н.А. Некрасов III. Н.Н. Раевский
4. В.А. Жуковский IV. В.К. Кюхельбекер
5. М.Ю. Лермонтов V. М.Б. Барклай де Толли
6. В.Я. Брюсов VI. Вильгельм II
А. Поэт, которому было поручено разработать план обучения наследника престола, писал об этом историческом деятеле:
… слава наших дней.
Хвала! перед рядами
Он первый грудь против мечей
С отважными сынами.
Б. Поэт,отдаленным родством с которым гордился П.А.Столыпин, писал об этом историческом деятеле:
Один, – он был везде, холодный, неизменный.
Отец седых дружин, любимый сын молвы,
В степях египетских, у стен покорной Вены.
В снегах пылающей Москвы!
В. Поэт,утверждавший, что человеку просвещенному гордиться славою предков не только можно, но и должно, писал об этом историческом деятеле:
И на полупути был должен наконец
Безмолвно уступить и лавровый венец,
и власть, и замысел, обдуманный глубоко, -
И в полковых рядах сокрыться одиноко.
Там, устарелый вождь, как ратник молодой,
Свинца веселый свист заслышавший впервой,
Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, -
Вотще!..
Г. Поэт,после Октябрьской революции 1917 г. ставший членом Коммунистической партии, в одном из стихотворений напомнил имя этого исторического деятеля:
И заглушат ли гулы славы
Вопль здесь встающих голосов,
Где первой вольности предтечи
Легли под взрывами картечи!
Иль слабый стон, каким душа
Вильгельма плачет с Иртыша!
5. (4 балла). О ком идет речь?
А)Родился в 1656г, но только в 1702 г. грамотой Петра I пожалована фамилия … вместо прозвища Антуфьев. Главный поставщик оружия для русской армии. Пожаловал несколько тысяч рублей на строительство Санкт-Петербурга. Построил четыре завода на Урале и один на Оке. В 1720 году получил дворянское звание. Умер в год смерти Петра I.
Б) Она застрелила губернского советника в Тамбове. За что провела 11 лет на каторге. Возвратившись с каторги, она стала активным членом левого крыла партии эсеров. В романе «10 дней, которые потрясли мир» Джон Рид писал о ней: «Это самая популярная и влиятельная женщина в России». В феврале 1918 г. она поддержала В.И. Ленина в вопросе о Брестском мире, а уже в июне назвала этот документ «похабным договором». Была расстреляна большевиками в сентябре 1941 г.
6. (9 баллов). Из предложенных изображений выберите три, связанных между собой. Запишите их номера в таблицу. Кратко обоснуйте свой выбор.
7. (7 баллов). Расположите в хронологической последовательности. Ответы внесите в таблицу.
А. Софийский собор в Киеве. Б. «Троица» Андрея Рублева. В. «Повесть временных лет» Нестора. | Г. «Слово Даниила Заточника». Д. Собор Василия Блаженного. Е. «Повесть о Князьях Владимирских» | |||||
8. (15 баллов). Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. И дайте определение данным понятиям и терминам.
1. Хр…ст…матия –
2. Ц…л…бат –
3. Д…льм…ны –
4. …встрал…п…тек –
5. М…м…р…альный –
9. (16 баллов). Ученику случайно попал в руки отрывок из документа:
При приобретении крестьянами в собственность… полевого надела оказывается… содействие от правительства посредством выкупной операции (выкупа). Содействие сие заключается в том, что правительство ссужает под приобретаемые… земли определенную суммы с рассрочкой крестьянам уплаты оной на продолжительный срок и само взыскивает следующие с них платежи как в счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Означенная сумма выдается помещику процентными кредитными бумагами, по коим правительство принимает на себя уплаты процентов и капитала…
Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, ответив на вопросы:
9.1.Назовите документ, отрывок из которого попал ученику, и укажите дату его публикации.
9.2. Кому и в какой форме правительство выдает выкупную сумму?
9.3. Кто оплачивает эту сумму правительству?
9.4. В документе сказано, что операция рассчитана на «продолжительный срок». Укажите точное количество лет.
10. (15 баллов). Ознакомьтесь со статистической таблицей. Выполните задания.
Производство хлеба в 1909−1913 гг.
Социальные группы | Валовые сборы | Товарный хлеб | Процент товарности | ||
млн пуд. | % | млн пуд. | % | ||
Помещики Крестьяне В том числе: зажиточные | 12,0 88,0 38,0 | 281,0 1019,0 650,0 | 21,6 78,4 50,0 | 47,0 23,2 34,0 | |
середняки и бедняки | 50,0 | 369,0 | 28,4 | 14,7 | |
Итого: | 100,0 | 1300,0 | 100,0 | 26,0 |
10.1. Запишите названия социальных групп в порядке, который соответствует их роли в производстве хлеба. Начните с социальной группы, производившей наибольшее количество хлеба.
10.2. Запишите названия социальных групп в порядке, который соответствует их роли в производстве товарного хлеба. Начните с социальной группы, производившей наибольшее количество товарного хлеба.
10.3. Запишите названия социальных групп в порядке, который соответствует уровню товарности их хозяйств. Начните с социальной группы с самым высоким процентом товарности
10.4. Сформулируйте выводы, которые следуют из сравнения этих трех перечней. Как вы думаете, в чем заключались причины низкой товарности середняцких и бедняцких хозяйств?
11. (5 баллов). Дайте названия понятия, термина.
1. Полукруглый выступ или выступы на восточной стороне церкви, в котором размещается алтарь называется ______
2. Комплекс исследованных памятников на определенной территории, в границах которой ее древние обитатели изготавливали и пользовались однотипными орудиями труда, керамикой; строили одинаковые по устройству жилища, сохраняли единый погребальный обряд называется____
3. 12-ти томный церковно-литературный памятник, составленный в XVI веке под руководством митрополита Макария для ежемесячного чтения называется___________________
4. Передача монархом части государственной власти землевладельцу, прежде всего в податной и судебной сферах называется____________
5. Система денежных и натуральных повинностей, налогаемых на крестьянское и посадское население в XV-XVII вв. по принципу круговой поруки называлось ___________
6.
Класс
1. (25 баллов). Перед вами фрагмент древнерусского источника, который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским языком, и изучающих историю России. Необходимо, однако, разъяснить сущность и смысл данного фрагмента, исторические обстоятельства его появления. Для этого: