Семинар VII. Русская ономастика

  1. Предмет, задачи и функции ономастики. Разделы дисциплины.
  2. Антропонимика имен.
  3. Антропонимика фамилий.
  4. Основные группы фамилий.

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию

При рассмотрении дисциплины Ономастика и ее конкретных разделов основное внимание следует сосредоточить на изучении топонимики, этнонимики и антропонимики, представляющих для историка наибольший интерес. Следует помнить, что у каждого этноса, как правило, существует несколько имен (этнонимов), из которых одно является самоназванием, а другие - даются соседями. Этнонимы могут возникать разными путями и в соответствии с различными принципами. Имена народов могут указывать на имя легендарного первопредка и ли вождя; они могут говорить о занятиях и территории проживания народа; в этнонимах иногда отражаются некоторые идеи (такие этнонимы принято называть манифестационными); есть большая группа названий народов, которые имеют значение «человек» или «люди». В ходе подготовки к семинарскому занятию по данной проблематике целесообразно подобрать примеры к каждому типу этнонимов и попытаться дать объяснение, почему каждый из них оказался связан с конкретным народом. Будет интересно проанализировать происхождение и этимологию этнонима «русские». Характеризуя этот вопрос, нужно привести мнение о значении данного названия, высказываемое сторонниками норманнской и антинорманской теорий.

Приступая к изучению исторической антропонимики следует иметь в виду, что с глубокой древности люди считали, что имя неразрывно связано с человеком и оказывает самое непосредственное влияние на его судьбу. Именно поэтому к выбору имени практически все народы относились очень серьезно, что породило целый ряд обычаев, связанных с имянаречением. Будет целесообразно, если студент сможет найти примеры таких обычаев. Рассматривая вопросы, связанные с именами древних славян, необходимо дать четкую классификацию видов имен, объяснить, чем отличались имена у простого народа и знати. Студент должен ответить на вопрос, какое влияние оказало принятие христианства на систему русских имен, и с чем это было связано. Важно проводить четкое различие между так называемыми календарными и докалендарными именами. Следует проследить, как менялась в русском языке исходная форма христианских имен (Иаков- Яков; Георгий – Юрий; Иоанн – Иван и др.). Необходимо понимать, что так называемые греческие имена на самом деле имели самое различное происхождение: древнееврейское; латинское; иранское и т.д. При подготовке к семинару необходимо ответить, почему новые календарные имена, несмотря на массовую христианизацию, распространялись очень медленно и с большим трудом? Отдельного внимания заслуживает показ взаимосвязи интенсивных межэтнических контактов с трансформацией системы имен. Следует показать, какое влияние на русские имена оказала октябрьская революция 1917 г. и установление советской власти. Важно понять, на основе каких принципов возникали новые, так называемые революционные имена, и в какой период они были наиболее популярны.

Рассматривая вопросы, связанные с происхождением русских фамилий, необходимо обратить внимание, что, в отличие от имен, фамилии появляются только в эпоху средневековья, причем распространяются первоначально только среди представителей феодальной знати. Нужно дать ответ на вопрос: среди каких группы посадского и крестьянского населения раньше всего появляются фамилии и почему? Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о влиянии отмены крепостного права на процессы распространения фамилий. Следует охарактеризовать основные пути образования фамилий у бывшего крепостного населения. При изучении темы: «Русская ономастика» необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: имя нарицательное; имя собственное; топонимика; этнонимика; антропонимика; зоонимика; космонимика; докалендарные и календарные имена; фамилия.

ЛИТЕРАТУРА

- Антропонимика. М. 1970.

- Никонов В.А. География фамилий. М. 1988.

- Никонов В.А. Имя и общество. М. 1974.

- Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М. 1993.

- Русская ономастика и ономастика России. Словарь. М. 1994.

- Рязанов Ю. Что ты знаешь о своем имени? Екатеринбург. 1992.

- Суперанская А.В. Имя – через века и страны. М. 1990.

Семинар VIII. Генеалогия



  1. Предмет и задачи генеалогии как ВИД.
  2. Возникновение и развитие генеалогических знаний от древности до наших дней.
  3. Генеалогия в России.
  4. Методика генеалогических исследований.

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию

Генеалогия дает историку ценный материал из области политической истории, фиксируя династические браки и основанные на родственных отношениях политические союзы. Специфика отношений между государствами, особенно в эпоху средневековья и нового времени, может быть понята только при учете генеалогии правящих династий. Данные обстоятельства необходимо учитывать при изучении указанной дисциплины. Важно определить пути практического применения материалов генеалогии в работе школьного учителя-историка.

Студент должен разобраться с особенностями генеалогических воззрений в эпоху античности и средневековья. Следует обратить внимание, что в древности сове происхождение было принято возводить к языческим богам и мифологическим героям, а в христианской Европе – к Адаму и Еве. Необходимо подчеркнуть, что генеалогические знания имели преобладающее значение, прежде всего, для представителей привилегированных классов, а не для простонародья. Это было связано с тем, что социальные привилегии имели наследственный характер и доказать свое право на обладание ими человек мог только подтвердив свое родство со знатным предком. В этом свете большой интерес представляет тесная взаимосвязь генеалогии и геральдики.

Приоритетной задачей изучения данной дисциплины является овладение азами методики самостоятельных генеалогических исследований. Студенту необходимо усвоить, в чем заключалась специфика восходящих и нисходящих родословий, дать определение и показать характерные черты генеалогического древа, таблицы и росписи, отметить достоинства и недостатки каждого из этих видов родословия.

При подготовке к семинарскому занятию студентам предлагается графически изобразить собственное родословие, отразив в нем информацию о самых ранних известных предках, показать линии родства между представителями одного поколения и разных поколений. Такое родословие может строиться по восходящему или нисходящему принципу. Оно может включать исторические сведения о предках (годы жизни; участие в значимых событиях). При изучении темы: «Генеалогия» необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: восходящее и нисходящее родословия; генеалогическое древо; генеалогические росписи; генеалогические таблицы.

ЛИТЕРАТУРА

- Аксенов А.И. Генеалогия// Вопросы истории. 1972. № 10.

- Аксенов А.И. Очерки генеалогии уездного купечества. XVIII в. М. 1993.

- Дворянские роды Российской империи. Т. 1. СПб. 1993.

- Савелов Л.Я. Лекции по русской генеалогии// Родина. 1991. № 3.

- Федякин Г.В. Ваша родословная// Библиотекарь. 1988. № 12.

Семинар IX. Топонимика

  1. Топонимика как ИВИД. Разделы, термины и понятия топонимики.
  2. Топонимические субстраты России.
  3. Влияние исторических событий и идеологии на отечественную топонимию.
  4. Топонимия г.Омска и Омской области.

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию

При изучении такого вида исторических источников, как географические названия, следует обратить внимание на то, что они возникали по разным причинам, имеют различное происхождение и обширную хронологию. Анализ топонимов дает сведения о природно-географических условиях конкретного региона, о занятиях местных жителей, и исторических событиях. Топонимика предоставляет богатый материал об этнической истории регионов. В этом смысле особое внимание следует уделить анализу такого понятия, как топонимический субстрат. На примере конкретной территории или государства студент должен охарактеризовать сохранившиеся здесь топонимические субстраты, отметив самые ранние и более поздние из них.

При рассмотрении данной дисциплины необходимо уметь проводить четкую классификацию различных видов топонимов, выделяя среди них: ойконимы, гидронимы, дромонимы; оронимы и др. Нужно дать определение макротопонимам и микротопонимам. Студент должен привести конкретные примеры различных видов топонимов. При этом желательно использовать региональный материал. При изучении топонимии Кубани следует охарактеризовать представленные здесь основные топонимические субстраты: восточнославянский; адыгский и тюркский, назвать также армянские, греческие, иранские и другие географические названия. Рассмотрение топонимии Кубани следует проводить в тесной связи с характеристикой этнического состава населения региона.

Студент должен уметь показать прямую взаимосвязь топонимии и политической истории. На примере ряда географических названий, возникших в советское время (в масштабах всей России или нашего края), следует охарактеризовать идеалы и устремления послереволюционного общества, назвать наиболее значимые события советского периода, запечатленные в географических названиях. При рассмотрении топонимии Омского Прииртышья следует рассказать о первых вариантах названий распространенных в регионе.

При изучении темы: «Топонимика» необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: топонимический субстрат; ойконимы; полисонимы; комонимы; гидронимы; дромонимы; оронимы; посессионная топонимия; эпоним; микротопонимия; макротопонимия.

ЛИТЕРАТУРА

- Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М. 1966.

- Попов А.И. Географические названия (введение в топонимику). М. 1965.

- Русская ономастика и ономастика России. Словарь. М. 1994.

- Суперанская А.В. Что такое топонимика? М. 1985.

Наши рекомендации