Раздел i. жизнь первобытных людей.
Рабочая программа курса
Истории 5 класс
На 2014-2015 учебный год
Составитель: Ерёмина Алёна Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
г. Белая Холуница
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена по истории для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования , на основе примерной программа основного общего образования по истории и авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение, 2011).
Данная программа ориентирована на использование учебника А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой под редакцией А.А. Искандерова (М.: Просвещение, 2014).
Историческое образование на степени основного общего образования играет важнейшую роль для личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание уважения к истории и традициям, освоение исторического опыта, норм и ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода. Также наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных навыков, развитие способностей, развитие умений и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;
- личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленный, самостоятельно инициируемый процесс, направленный на освоение смыслов как элементов личностного роста;
- проблемный подход, предполагающий усвоения программных знаний в процессе решения программных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Цели обучения:
· осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
· показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
· охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Задачи обучения:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической , духовной и нравственной сферах и раскрытие ее особенностей;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладеть историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре , политическом устройстве общества Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества;
- развитие умения работать с книгой и картографическим материалом;
- формирование навыков пересказа материала учебника;
- формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Программа рассчитана на 68 часов (34 недели)
Основное содержание курса
Введение.
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Понятия история, археология, этнография, хронология, нумизматика.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры (обратный счет лет). Понятия год, век (столетие), тысячелетие.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК.
Глава 3. Древний Египет.
Местоположение и природные условия: разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат. Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения: насыпи, каналы, шадуфы.
Возникновение единого государства в Египте. Понятия фараон, вельможа, писец, налог. Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города – Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб, Нут, Осирис, Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараонов. Понятия храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг.
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Храм, его внутренний и внешний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия скульптура, статуя, рельеф, скульптурный портрет, роспись.
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечны календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов «Книга мертвых». Понятия иероглиф, папирус, свиток.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.
Глава 6. Древнейшая Греция.
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города – Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие фреска. Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Миф древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и паты, подвиги Геракла).
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ.
Планируемые результаты изучения истории в 5 классе
Ученик научится:
- Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э., н.э.).
- Использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий.
- Применять знания фактов для характеристики ключевых событий и явлений древней истории.
- Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира.
- Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории.
- Раскрывать характерные, существенные черты:
- форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);
- положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах;
- религиозных верований людей в древности.
7. Объяснять в чем заключается назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства.
8. Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Ученик получит возможность научиться:
- Давать характеристику общественного строя древних государств.
- Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них черты сходства и различий.
- Видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде.
- Высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки. В конце каждой темы предусмотрены следующие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или проверочных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал был усвоен. В конце курса предполагается проведение итогового обобщения.
Программа рассчитана на 68 часов (34 недели), на изучение предмета отводится 2 часа в неделю.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов | |
План | Факт | ||
Введение | |||
Жизнь первобытных людей | |||
Древний Восток | |||
Древняя Греция | |||
Древний Рим | |||
Итоговое повторение |
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история . История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. А.А. Искандерова. М.: Просвещение, 2014.
Поурочное планирование
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол-во час. | Содержание | Тип урока | Планируемые результаты | Информ. ресурсы | |||
План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Введение (2 ч.) | ||||||||||
Введение | Источники знаний о прошлом. Что изучает история Древнего мира. | урок изуч. нов. материала | Научиться овладевать целостным представлением о предмете «История»; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников. | К.: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. П.: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование стартовой мотивации к изучению истории. | |||||
Счет лет в истории | Историческое время. Наша эра, до нашей эры. Летоисчисление | урок изуч. нов. материала | Научиться читать ленту времени; соотносить годы с веками, тысячелетиями; вести счет лет с условным делением древней истории на время «до н.э.» и «н.э.»; решать исторические задачи на счет истории | К.: устанавливать рабочие отношения , эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р.: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П.: осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности | Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач. | |||||
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 ч.) | ||||||||||
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.) | ||||||||||
Древнейшие люди | Внешний облик древнейших людей. Первые орудия труда. Охота и овладение огнем. | урок изуч. нов. материала | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности эволюции человека; устанавливать ППС между средой обитания и жизнью первобытных людей, объяснять причины коллективизма среди древних людей. | К.: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе. Р.: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы. П.: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование мотивации к изучению нового. Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. | |||||
Родовые общины охотников и собирателей | Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия и орудия труда | комбин. урок | Научиться работать с картой; устанавливать ППС между изменениями в климатических условиях и развитием человека; овладевать целостным представлением об историческом пути народов. | К.: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме, готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе. Р.: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность ; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. П.: исследовать современные источники информации ; решать творческие задачи , представлять результаты своей деятельности в различных формах. | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания , навыков выполнения творческого задания. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Возникновение искусства и религиозных верований | Возникновение искусства и религиозных верований, причины их появления. | комбин. урок | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания; выявлять закономерности взаимосвязи искусства и религии в первобытном обществе, описывать памятники истории и культуры. | К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р.: осознавать самого себя как движущую силу своего обучения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. П.: работать с учебной и внешкольной информацией; использовать современные источники информации , в том числе материалы на электронных носителях. | Формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира, воспитание уважения к культуре своего и других народов, толерантности. | |||||
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы | ||||||||||
Возникновение земледелия и скотоводства | Соседская община. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. | комбин. урок | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов; читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; расширять опыт оценочной деятельности. | К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р.: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательность действий. П.: объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Осмысление религиозных верований и социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач. | |||||
Появление неравенства и знати | Зарождение неравенства и знати. Развитие ремесел. Обработка металлов. Изобретение плуга. | комбин. урок | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов; объяснять процесс зарождения неравенства; научиться дифференцировать понятия первобытность и цивилизация. | К.: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р.: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. П.: выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям | Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Жизнь первобытных людей | Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе первобытности к цивилизации. | повт.-обобщ. урок | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути первобытных людей; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности древних людей; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории. | К.: самостоятельно организовывать учебное взаимодействия в группе; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. Р.: осознавать самого себя как движущую силу своего обучения. П.: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения , выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач. | |||||
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ч.) | ||||||||||
Глава 4. Древний Египет (8 ч.) | ||||||||||
Государство на берегах Нила | Древний Египет: местоположение и природные условия, население. | урок изуч. нов. материала | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути Древнего Египта; устанавливать ППС между природными условиями и образом жизни египтян; читать карту, анализировать и обобщать ее данные | К.: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. П.: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения , выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | Труд, быт и жилище ремесленников и земледельцев. | комбин. урок | Научиться создавать яркие образы земледельцев и ремесленников Древнего Египта; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности, объяснения жизни и быта земледельцев и ремесленников. | К.: слушать и слышать друг друга. Р.: прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П.: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературе, электронных изданиях и группировать ее. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; оценивание жизни и деятельности ремесленников и земледельцев. | |||||
Жизнь египетского вельможи | Жизнь египетского царского вельможи. Обязанности вельмож. | комбин. рок | Научиться создавать яркие образы жизни египетского вельможи; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников | К.: выслушивать мнения одноклассников. Р.: прогнозировать результат и уровень усвоения материала. П.: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте учебника, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной литературе, электронных изданиях и группировать ее. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Военные походы фараонов | Вооружение египетского войска. Походы египетских фараонов. Цели и последствия фараона Тутмоса III. | комбин. урок | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; объяснять причины активной завоевательной политики фараонов; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации. | К.: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Р.: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Религия древних египтян | Боги древних египтян. Религиозные верования древних египтян. Религия и власть фараона. Мифы о богах. | комбин. урок | Научиться объяснять и раскрывать символическое значение религиозных образов египтян; расширять опыт оценочной деятельности; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории | К.: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Р.: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения, используя дополнительные источники информации. | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества. | |||||
Искусство Древнего Египта | Культура Древнего Египта: храмы и пирамиды, искусства. | Комбин. Урок | Научиться описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства; применять понятийный аппарат исторического анализа для раскрытия сущности и культуры египтян. | К.: владеть навыками монологической и диалогической речи; точно и грамотно выражать свои мысли. Р.: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения, используя дополнительные источники информации. | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества. | |||||
Письменность и знания древних египтян | Письменность и научные познания. Древнеегипетские школы, палестры и гимнасии. | Комбин. Урок | Научиться описывать памятники истории и культуры древних египтян; объяснять особенности научных знаний египтян; выявлять закономерности появления письменности и научных знаний египтян | К.: владеть навыками монологической и диалогической речи. Р.: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, сопоставлять и сравнивать их; готовить тематические сообщения, используя дополнительные источники информации. | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества. | |||||
Древний Египет | повт.-обоющ. Урок | Научиться анализировать исторические факты и события, связанные с темой «Древний Египет»; решать тестовые задания; устанавливать ППС, выявлять закономерности в развитии древних цивилизаций. | К.: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р.: составлять последовательность действий, формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий. П.: выделять существенную информацию из текстов разных видов; решать тестовые задания. | Формирование познавательного интереса. | ||||||
Глава 5. Западная Азия в древности (7 ч.) | ||||||||||
Древнее Двуречье | Природные и климатические условия Древнего Двуречья. Занятия жителей Двуречья, Религия и письменность древних жителей Двуречья. | урок изуч. нов. материала | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостным представлением об историческом пути жителей Двуречья; устанавливать ППС между географическими условиями обитания шумеров и их экономическим развитием; расширять опыт оценочной деятельности. | К: владеть навыками монологической и диалогической речи. Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, сопоставлять и сравнивать их; представлять результаты своей деятельности в различных формах. | Формирование познавательного интереса. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Вавилон – главный город Двуречья. Законы царя Хаммурапи. | комбин. урок | Научиться давать образную характеристику Хаммурапи; объяснять причины возникновения законов; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников. | К: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Р: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. П: выделять существенную информацию из текстов разных видов; обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона, высказывать аргументированное суждение о значении его законов. | Формирование способности к творческому подходу при выполнении заданий. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Финикийские мореплаватели | Географическое положение и города Финикии. Население и его занятия Открытия, сделанные финикийцами. | комбин. урок | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать закономерности в возникновении занятий жителей Финикии в контексте природно-географических условий страны; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П: выделять существенную информацию из текстов разных видов; готовить краткие сообщения о достижениях финикийских ремесленников. | Формирование познавательного интереса. Определение собственного отношения к финикийскому народу, осмысление его вклада в развитие исторического общества. | |||||
Библейские сказания | Ветхий Завет. Мифы и сказания древних евреев. | комбин. урок | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостным представлением об историческом пути иудейского народа; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников. | К: владеть навыками монологической и диалогической речи. Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе исследования учебного материала. | Формирование познавательного интереса. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Древнееврейское царство | Предания о первых царях. Царь Соломон и его правление. | комбин. урок | Научиться рассказывать о важнейших событиях Древнееврейского царства, используя основные и дополнительные источники информации; давать образную характеристику исторических личностей; расширять опыт оценочной деятельности; выявлять закономерности исторического развития. | К: владеть монологической и диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношений к самому себе как к субъекту деятельности. П: решать развивающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы. | Формирование познавательного интереса. Осмысление подвигов Самсона и Давида, культурного многообразия мира; воспитание уважения к культуре других народов, толерантности. | |||||
Ассирийская держава | Ассирийская держава: местоположение, военное искусство, ассирийское искусство и библиотеки. | комбин. урок | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия сущности и значения событий в Ассирийской державе; расширять опыт оценочной деятельности. | К: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование познавательного интереса к изучению нового. | |||||
Персидская держава «царя царей» | Три великих царства в Западной Азии. Персидские завоевания. Дарий I. | комбин. урок | Научиться сопоставлять древние государства (Ассирия, Вавилон, Мидия) по различным критериям, выделять сходства и различия; использовать историческую карту как источник информации; объяснять, как управлял Персидской державой Дарий I. | К: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий. | Формирование навыков исследовательской культуры, осмысление собственных впечатлений о памятниках мировой культуры | |||||
Глава 6. Индия и Китай в древности (5 ч.) | ||||||||||
Природа и люди Древней Индии | Природные условия Древней Индии, занятия населения, религиозные верования, легенды, сказания, касты | комбин. урок | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать закономерности в возникновении занятий жителей Древней Индии в контексте природно-географических условий страны; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории. | К: обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. П: объяснять исторические явления, процессы, связи отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Формирование навыков анализа. Осмысление культурного многообразия мира, воспитание уважения к культуре других народов, толерантности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | |||||
Индийские касты | Миф о происхождении четырех каст. Неравенство между кастами. | комбин. урок | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути возникновения буддизма; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений. | К: слушать и слушать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности. П: решать развивающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы; анализировать мифы; описывать наиболее значимые события, сравнивать исторические факты и явления. | Формирование собственного мнения о тех или иных событиях и личностях. Осмысление культурного многообразия мира, воспитание уважения к культуре других народов, толерантности. | |||||
26-27 | Древний Китай | Природные условия Древнего Китая, основные занятия населения, император Цинь. Религиозно-философские учения, Конфуций. Изобретения китайцев. | комбин. урок | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; давать образную характеристику Конфуцию; аргументировать собственные версии и личностные позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого; овладевать целостным представлением об историческом пути китайского народа. | К: Воспринимать тест с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; самостоятельно определять цель. П: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемы в ходе исследования учебного материала. | Осмысление учения Конфуция, культурного многообразия мира, воспитание уважения к культуре други |