Кафедра отечественной истории

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Социально-политические процессы в современной России»

Направление подготовки /специальность

46.04.01 История

Профиль подготовки

Отечественная история

Москва

2017

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по 46.04.01 История

(направление подготовки (специальность)

утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

« » _______ ___г. №

Разработчики:

ГАОУ ВО МГПУ__ доцент Смирнова Юлия Валерьевна

(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)

Эксперты:

ГАОУ ВО МГПУ профессор Токарева Елена Анатольевна

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры_______________Отечественной_истории_______________________________

(название кафедры)

Протокол № 1 от «24» августа 2016 г.

Заведующий кафедрой: к.и.н., проф. Андреев И.Л.

(подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.)

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий выпускающей кафедрой _______________ к.и.н., проф. Андреев И.Л.

(подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.)

Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом Института гуманитарных наук и управления

(название института)

Протокол № 1 от «25» августа 2016 г.

Директор института _____________________ к.и.н., проф. Кириллов В. В..

(подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.)

1. Наименование дисциплины: «Социально-политические процессы в современной России»

2. Цель и задачи освоения дисциплины:

Целью дисциплины является изучение современных социально-политических аспектов российского исторического процесса.

Задачи курса:

- изучение литературы и источников по социально-политической истории современной России;

- анализ специфики социально-политической истории и ее роли на различных этапах российского исторического процесса;

- сравнение российско-политического процесса с общемировым и социально-политической истории различных цивилизаций;

- освоение комплекса необходимых знаний и приобретении самостоятельных оценок особенностей российского социально-политического процесса в различные периоды национальной истории;

- развитие навыков самостоятельного анализа развития социально - политического процесса и политических явлений.

3. Место дисциплины в структуре программы: дисциплина входит в Модуль М.4 «Политическая история России», относится к курсам по выбору (КВ.2) вариативной части и изучается в 3 семестре.

4. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

Трудовые функции:

3.1.1. –Управлять собственным развитием;

3.2.1. –Организовывать выполнение проектов/проекта в подразделении;

3.2.5. –Осуществлять межфункциональное взаимодействие;

3.2.8. –Управлять данными;

3.1.1. –Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО и (или) ДПП;

3.1.3. –Разработка и обновление программно-методического обеспечения учебных курсов, дисциплин (модулей) программ СПО и (или) ДПП;

3.7.4. –Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей);

Трудовые действия:

- Определять собственный стиль обучения;

- Участвовать в научных семинарах по тематике проектов;

- Анализировать и оценивать имеющиеся ресурсы и условия, необходимые для выполнения плана/графика;

- Выбирать оптимальные схемы в зависимости от целей и задач деятельности;

- Руководить сбором, хранением, анализом данных;

- Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО и (или) ДПП;

- Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО и (или) ДПП;

- Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, дисциплин (модулей) программ СПО и (или) ДПП, в том числе оценочных средств для проверки результатов их освоения;

- Планирование занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО и (или) ДПП;

- Ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных курсов, дисциплин (модулей) СПО и (или) ДПП;

- Разработка (самостоятельно и (или) в группе под руководством специалиста более высокого уровня квалификации) новых подходов к преподаванию и технологии преподавания учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций:

- Способности к инновационной деятельности, к постановке и решению перспективных научно-исследовательских и прикладных задач (ОПК-6);

- Способности анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-7);

- Способности многофакторного анализа истории российской политической элиты, места и роли в истории российского государства, в том числе используя антропологический подход(СК-1);

- Способности рассматривать дефиниции политической истории России в социокультурном контексте и на основе современных теоретико-методологических подходов (СК-2).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- специфику инновационной деятельности, направления постановки и решения перспективных научно-исследовательских и прикладных задач; способы постановки и решения перспективных научно-исследовательских и прикладных задач; пути обсуждения этих задач;

- политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также основы цивилизационного подхода в истории;

- предметную область; методологию и методы исторических исследований, этапы развития политических элит в России; объясняет особенности развития российских политических элит; выражает свою точку зрения на важнейшие события истории российских элит;

- основные проблемы изучения истории политических элит России, основные этапы политической истории России; историографию основных проблем политической истории России; объясняет сущность основных проблем изучения истории политических элит России;

Уметь:

- иллюстрировать достижения в инновационной деятельности; сопоставлять результаты инновационной деятельности;

- анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей;

- анализировать исторические события, интерпретировать исторические факты; давать оценку историческим событиям учитывая многофакторность исторических процессов; использовать полученные знания для определения место и роли политических элит на современном этапе;

- ориентироваться в проблематике изучения политической истории России, интерпретировать точки зрения историков на основные проблемы изучения отечественной истории; применять на практике знание историографии отечественной истории, описывать в общих чертах различные подходы к изучению истории России;

Владеть:

-навыками формулирования результатов инновационной деятельности; постановкой и навыками решения перспективных научно-исследовательских и практически-прикладных задач в предметной области; определением ценности результатов инновационной деятельности;

- различными теориями исторического процесса;

- современными методами исторических исследований, междисциплинарными подходами при изучении предметной области;

- современными подходами к изучению истории России, навыком выделения основных подходов к изучению истории России; навыком определения ценности той или иной концепции истории России.

5. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/зачетных единиц Семестры
       
Контактная работа (всего) 24 / 0,7      
В том числе:          
Лекции 8 / 0,2      
Практические занятия (ПЗ) 16 / 0,5      
Семинарские занятия (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Из них:          
Интерактивные и активные формы занятий (всего)          
Самостоятельная работа (всего) 84 / 2,3      
Подготовка к защите информационных образовательных проектов 84 / 2,3      

6. Структура и содержание дисциплины

6.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Семинары СРС Всего
1. Краткий обзор истории социально- политических процессов в России    
2. Российский социально - политический процесс второй половины 1980-х – 1990-х гг.    
3. Российский социально-политический процесс начала XXI в.    
4. Итоги и перспективы развития современной России    

6.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Обзор истории социально- политических процессов в России Предмет, задачи, теоретико- методологические основы курса. Краткий обзор истории социально-политических процессов в России.
2. Российский социально - политический процесс второй половины 1980-х – 1990-х гг. Причины и начало «перестройки». Реформа политической системы в СССР. Политический кризис августа 1991 г., его итоги и последствия. Б.Н. Политический кризис осени 1993 г. Классификация, программы, лидеры. Коммуникационная политика партий.
3. Российский социально-политический процесс начала XXI в. Россия к началу XXI в. Российские политические партии начала XXI в.: Эволюция взаимоотношений бизнеса и власти. Политика по отношению к неправительственным организациям. Политические деятели России начала XXI в. Бизнес и власть. Власть и гражданское общество. Портреты политических и общественных деятелей современности. Характеристика социальных процессов в России начала XXI в.
4. Итоги и перспективы развития современной России Итоги политического развития Российской Федерации в начале XXI в. Стабилизация социально-политического положения Российской Федерации в начале ХХI века. Задачи и перспективы политического развития современной России.

Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) Наименование раздела дисциплины Образовательные технологии (в том числе интерактивные) Объем, ауд. Часов/в том числе в интерактивной форме
1. Лекция Теоретико- методологические основы курса Проблемная лекция 2/1
2. Практическое занятие Этапы развития социально- политических процессов в России Проблемный семинар 2/2
3. Лекция Российский социально - политический процесс второй половины 1980-х – 1990-х гг.. Проблемная лекция 2/2
3. Практическое занятие Российский социально- политический процесс 1985- – 1991 гг. Проблемный семинар 4/4
4. Практическое занятие Российский социально- политический процесс 1991- – 1999 гг Проблемный семинар 2/2
5.Лекция Российский социально-политический процесс начала XXI в Проблемная лекция 2/2
5. Практическое занятие Российский социально- политический процесс 2000- 2004 гг Проблемный семинар 2/2
6. Практическое занятие Российский социально- политический процесс 2004- 2012 гг. Проблемный семинар 2/2
7. Лекция Итоги и перспективы развития современной России Проблемная лекция 2/1
8. Практическое занятие Итоги и перспективы развития современной России Коллоквиум 4/4
Итого: часы 24/ 19

6.4. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине

Наши рекомендации