Кафедра отечественной истории
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Социально-политические процессы в современной России»
Направление подготовки /специальность
46.04.01 История
Профиль подготовки
Отечественная история
Москва
2017
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по 46.04.01 История
(направление подготовки (специальность)
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
« » _______ ___г. №
Разработчики:
ГАОУ ВО МГПУ__ доцент Смирнова Юлия Валерьевна
(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)
Эксперты:
ГАОУ ВО МГПУ профессор Токарева Елена Анатольевна
Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры_______________Отечественной_истории_______________________________
(название кафедры)
Протокол № 1 от «24» августа 2016 г.
Заведующий кафедрой: к.и.н., проф. Андреев И.Л.
(подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий выпускающей кафедрой _______________ к.и.н., проф. Андреев И.Л.
(подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.)
Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом Института гуманитарных наук и управления
(название института)
Протокол № 1 от «25» августа 2016 г.
Директор института _____________________ к.и.н., проф. Кириллов В. В..
(подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.)
1. Наименование дисциплины: «Социально-политические процессы в современной России»
2. Цель и задачи освоения дисциплины:
Целью дисциплины является изучение современных социально-политических аспектов российского исторического процесса.
Задачи курса:
- изучение литературы и источников по социально-политической истории современной России;
- анализ специфики социально-политической истории и ее роли на различных этапах российского исторического процесса;
- сравнение российско-политического процесса с общемировым и социально-политической истории различных цивилизаций;
- освоение комплекса необходимых знаний и приобретении самостоятельных оценок особенностей российского социально-политического процесса в различные периоды национальной истории;
- развитие навыков самостоятельного анализа развития социально - политического процесса и политических явлений.
3. Место дисциплины в структуре программы: дисциплина входит в Модуль М.4 «Политическая история России», относится к курсам по выбору (КВ.2) вариативной части и изучается в 3 семестре.
4. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Трудовые функции:
3.1.1. –Управлять собственным развитием;
3.2.1. –Организовывать выполнение проектов/проекта в подразделении;
3.2.5. –Осуществлять межфункциональное взаимодействие;
3.2.8. –Управлять данными;
3.1.1. –Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО и (или) ДПП;
3.1.3. –Разработка и обновление программно-методического обеспечения учебных курсов, дисциплин (модулей) программ СПО и (или) ДПП;
3.7.4. –Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей);
Трудовые действия:
- Определять собственный стиль обучения;
- Участвовать в научных семинарах по тематике проектов;
- Анализировать и оценивать имеющиеся ресурсы и условия, необходимые для выполнения плана/графика;
- Выбирать оптимальные схемы в зависимости от целей и задач деятельности;
- Руководить сбором, хранением, анализом данных;
- Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО и (или) ДПП;
- Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО и (или) ДПП;
- Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, дисциплин (модулей) программ СПО и (или) ДПП, в том числе оценочных средств для проверки результатов их освоения;
- Планирование занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО и (или) ДПП;
- Ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных курсов, дисциплин (модулей) СПО и (или) ДПП;
- Разработка (самостоятельно и (или) в группе под руководством специалиста более высокого уровня квалификации) новых подходов к преподаванию и технологии преподавания учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций:
- Способности к инновационной деятельности, к постановке и решению перспективных научно-исследовательских и прикладных задач (ОПК-6);
- Способности анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-7);
- Способности многофакторного анализа истории российской политической элиты, места и роли в истории российского государства, в том числе используя антропологический подход(СК-1);
- Способности рассматривать дефиниции политической истории России в социокультурном контексте и на основе современных теоретико-методологических подходов (СК-2).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- специфику инновационной деятельности, направления постановки и решения перспективных научно-исследовательских и прикладных задач; способы постановки и решения перспективных научно-исследовательских и прикладных задач; пути обсуждения этих задач;
- политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также основы цивилизационного подхода в истории;
- предметную область; методологию и методы исторических исследований, этапы развития политических элит в России; объясняет особенности развития российских политических элит; выражает свою точку зрения на важнейшие события истории российских элит;
- основные проблемы изучения истории политических элит России, основные этапы политической истории России; историографию основных проблем политической истории России; объясняет сущность основных проблем изучения истории политических элит России;
Уметь:
- иллюстрировать достижения в инновационной деятельности; сопоставлять результаты инновационной деятельности;
- анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей;
- анализировать исторические события, интерпретировать исторические факты; давать оценку историческим событиям учитывая многофакторность исторических процессов; использовать полученные знания для определения место и роли политических элит на современном этапе;
- ориентироваться в проблематике изучения политической истории России, интерпретировать точки зрения историков на основные проблемы изучения отечественной истории; применять на практике знание историографии отечественной истории, описывать в общих чертах различные подходы к изучению истории России;
Владеть:
-навыками формулирования результатов инновационной деятельности; постановкой и навыками решения перспективных научно-исследовательских и практически-прикладных задач в предметной области; определением ценности результатов инновационной деятельности;
- различными теориями исторического процесса;
- современными методами исторических исследований, междисциплинарными подходами при изучении предметной области;
- современными подходами к изучению истории России, навыком выделения основных подходов к изучению истории России; навыком определения ценности той или иной концепции истории России.
5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов/зачетных единиц | Семестры | |||
Контактная работа (всего) | 24 / 0,7 | ||||
В том числе: | |||||
Лекции | 8 / 0,2 | ||||
Практические занятия (ПЗ) | 16 / 0,5 | ||||
Семинарские занятия (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Из них: | |||||
Интерактивные и активные формы занятий (всего) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | 84 / 2,3 | ||||
Подготовка к защите информационных образовательных проектов | 84 / 2,3 |
6. Структура и содержание дисциплины
6.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Семинары | СРС | Всего |
1. | Краткий обзор истории социально- политических процессов в России | ||||||
2. | Российский социально - политический процесс второй половины 1980-х – 1990-х гг. | ||||||
3. | Российский социально-политический процесс начала XXI в. | ||||||
4. | Итоги и перспективы развития современной России |
6.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Обзор истории социально- политических процессов в России | Предмет, задачи, теоретико- методологические основы курса. Краткий обзор истории социально-политических процессов в России. |
2. | Российский социально - политический процесс второй половины 1980-х – 1990-х гг. | Причины и начало «перестройки». Реформа политической системы в СССР. Политический кризис августа 1991 г., его итоги и последствия. Б.Н. Политический кризис осени 1993 г. Классификация, программы, лидеры. Коммуникационная политика партий. |
3. | Российский социально-политический процесс начала XXI в. | Россия к началу XXI в. Российские политические партии начала XXI в.: Эволюция взаимоотношений бизнеса и власти. Политика по отношению к неправительственным организациям. Политические деятели России начала XXI в. Бизнес и власть. Власть и гражданское общество. Портреты политических и общественных деятелей современности. Характеристика социальных процессов в России начала XXI в. |
4. | Итоги и перспективы развития современной России | Итоги политического развития Российской Федерации в начале XXI в. Стабилизация социально-политического положения Российской Федерации в начале ХХI века. Задачи и перспективы политического развития современной России. |
Образовательные технологии
Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) | Наименование раздела дисциплины | Образовательные технологии (в том числе интерактивные) | Объем, ауд. Часов/в том числе в интерактивной форме |
1. Лекция | Теоретико- методологические основы курса | Проблемная лекция | 2/1 |
2. Практическое занятие | Этапы развития социально- политических процессов в России | Проблемный семинар | 2/2 |
3. Лекция | Российский социально - политический процесс второй половины 1980-х – 1990-х гг.. | Проблемная лекция | 2/2 |
3. Практическое занятие | Российский социально- политический процесс 1985- – 1991 гг. | Проблемный семинар | 4/4 |
4. Практическое занятие | Российский социально- политический процесс 1991- – 1999 гг | Проблемный семинар | 2/2 |
5.Лекция | Российский социально-политический процесс начала XXI в | Проблемная лекция | 2/2 |
5. Практическое занятие | Российский социально- политический процесс 2000- 2004 гг | Проблемный семинар | 2/2 |
6. Практическое занятие | Российский социально- политический процесс 2004- 2012 гг. | Проблемный семинар | 2/2 |
7. Лекция | Итоги и перспективы развития современной России | Проблемная лекция | 2/1 |
8. Практическое занятие | Итоги и перспективы развития современной России | Коллоквиум | 4/4 |
Итого: | часы 24/ 19 |
6.4. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине