Аналитическая характеристика урока
1.Формирование устойчивого интереса к учебному предмету и учению в целом осуществлялось через:
· использование активных и интерактивных методов обучения (групповая работа, работа в парах, «Корзина идей» и др.);
· нетрадиционные формы подачи учебного материала (сюжетный рассказ);
· показа на протяжении всего урока мультимедийной презентации;
· использования творческих заданий исследовательской направленности (разгадать смысл наскального рисунка первобытного человека).
2.Организация восприятия учебного материала и работа по формированию наблюдательности учащихся заключалась в использование ТСО, наглядность, доску. При объяснении нового материала я старалась заострять внимание и интонационно выделять наиболее сложные моменты темы.
3.Для привлечения и поддержания внимания учащихся мною были использованы следующие приемы:
§ Смена вида деятельности каждые 5-7 минут;
§ Вопросы к учащимся и диалог с ними;
§ Акцентирование внимание на наиболее сложных вопросах темы (использование пауз, изменение интонации).
4.Для более успешного запоминания материала учащимися я использовала материал учебника, ТСО, раздаточный материал с заданиями, также необходимый материал был зафиксирован на доске. У учащихся было задействовано произвольное и осмысленное запоминание учебного материала. Можно выделить следующие особенности данных видов запоминания на проведенном уроке:
§ сознательное решение проблемных вопросов, которые были поставлены перед учащимися;
§ учащиеся комментировали ответы одноклассников, что способствовало их эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс восприятия информации.
5.На уроке формировались следующие основные представления и понятия:
§ Представления о фактах прошлого, в частности о историко-культурной жизни людей;
§ Представления об историческом времени (последовательность исторических явлений);
§ Представления об историческом пространстве, т.е. привязка к месту определенных событий (напр. Пещера Альтамира с наскальными рисунками находиться на территории Северной Испании);
§ Частные исторические понятие (Душа, пещерная живопись, колдовской обряд);
Для эффективного формирования представлений и понятий мною были использованы различные приемы и средства обучения (составление рассказа по картине, анализ события, просмотр и обсуждение видеофрагмента и т.д.).
6.На данном уроке у школьников проявились такие качества ума как самостоятельность, активность (при выполнении творческого задания), последовательность (при ответе на вопросы).
7.Для повышения эффективности усвоения учебного материала, я бы порекомендовала использовать следующие технологии и методы обучения:
§ Технология критического мышления. Например, на стадии обобщения изученного материала, использовать такой прием как синквейн, представляющий собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам и правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Данный прием активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо;
§ Личностно - ориентированное обучение (ЛОО) представляющее собой обучение, ставящее во главу угла самобытность ребенка, его самооценку, субъективность процесса обучения. Основным принципом разработки ЛОО, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Технология ЛОО предполагает специальное конструирование текста дидактического материала, методические рекомендации к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями;
§ Применение методов эвристического обучения. В частности эффективным средством развития творческого мышления является проблемность в обучении, созданная на уроке ситуацией затруднения, которая пробуждает учащихся к поиску, доказательству, обоснованию высказанных предложений. Проблемными являются такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные для себя, но и для решения которых недостает каких-то знаний и умений.