Методология и методы исторического исследования
Г. М. Ипполитов
НАУКА ИСТОРИИ:
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Издание 2-е, переработанное, исправленное
Самара 2014
Рецензенты:
Валерий Яковлевич Ефремов, доктор исторических наук, профессор (Вольский военный институт материального обеспечения)
Тимур Валентинович Филатов, доктор философских наук, профессор (Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики)
УДК
ББК
И76
Ипполитов Г. М. Наука истории: методология и методы исторического исследования. Краткие конспекты лекций.Изд. 2-е, переработанное, исправленное Самара: изд-во... 2014 –с.
В книге размещены краткие конспекты лекций, прочитанных автором на историческом факультете Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 – педагогическое образование (профиль история и обществознание).
Адресуется студентам. Может стать, в какой-то степени, небезынтересным магистрантам, аспирантам, а также и преподавателям.
© Ипполитов Г.М., 2014
Лекция 1
ИСТОРИЯ КАК НАУКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Учебные вопросы:
Историческое сознание или коллективная память человечества
История как наука об уникальных единичных явлениях
Лекция 2
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ: ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ, СМЫСЛЫ
Учебные вопросы
Соотношение и смысл понятий: «теория истории», «методология истории», «эпистемология истории», «философия истории».
Проблема исторического детерминизма
Лекция 2
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ: ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ, СМЫСЛЫ
Учебные вопросы
Соотношение и смысл понятий: «теория истории», «методология истории», «эпистемология истории», «философия истории».
Проблема исторического детерминизма
Лекция 3
ПОДХОДЫ К ПОЗНАНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИСТИНЫ
Учебные вопросы:
Понятие «научный подход»
Лекция 4
ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ЛОГИКА, СТРАТЕГИЯ, ПРИНЦИПЫ
Учебные вопросы
Элементарные понятия о логике как науке и логики науки
Логика исторического исследования
Стратегия исторического исследования
Лекция 5
ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Учебные вопросы
Понятие «метод»
2. Характеристика основных общенаучных методов
3. Место основных общенаучных методов в историческом исследовании
МЕТОД – в широком смысле сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения некоторых задач. Метод предполагает известную последовательность действий на основе четко осознаваемого артикулируемого и контролируемого идеального плана в самых различных видах познавательной и практической деятельности в обществе и культуре. Методы могут очень сильно варьироваться в зависимости от типов деятельности, в которых они применяются, и от сферы их применимости.
В отличие от конкретно-исторических фактов и концепций, подверженных быстрому обновлению, методы исследования отличаются, по точной оценке академика И.Д. Ковальченко, наибольшей «живучестью». В зависимости от широты применимости в процессе научного исследования используется следующая классификация методов: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специфические). Всеобщих методов в истории познания известно только два: диалектический и метафизический. Основные общенаучные методы: анализ – синтез; абстрагирование; обобщение; идеализация; индукция; дедукция). Частнонучные (в нашем случае — специально-исторические).
2.
Анализ— метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части и их отдельное изучение. Эта процедура ставит своей целью переход от изучения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстрагирования от связи этих частей друг с другом. Анализ — органичная составная часть всякого научного исследования, являющаяся обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от описания нерасчлененного изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также свойств и признаков. Однако, для постижения объекта как единого целого недостаточно знать, из чего он состоит. Важно понять, как связаны друг с другом составные части объекта, а это можно сделать, лишь изучив их в единстве. Для этого анализ дополняется синтезом.
Синтез— метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. Важно понять, что синтез вовсе не является простым механическим соединением разъединенных элементов в единую систему. Он показывает место и роль каждого элемента в этой системе, его связь с другими составными частями системы. Таким образом, при синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Синтез — такая же необходимая часть научного познания, как и анализ, и идет вслед за ним.
Лекция 6
Лекция 7
Г. М. Ипполитов
НАУКА ИСТОРИИ:
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Издание 2-е, переработанное, исправленное
Самара 2014
Рецензенты:
Валерий Яковлевич Ефремов, доктор исторических наук, профессор (Вольский военный институт материального обеспечения)
Тимур Валентинович Филатов, доктор философских наук, профессор (Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики)
УДК
ББК
И76
Ипполитов Г. М. Наука истории: методология и методы исторического исследования. Краткие конспекты лекций.Изд. 2-е, переработанное, исправленное Самара: изд-во... 2014 –с.
В книге размещены краткие конспекты лекций, прочитанных автором на историческом факультете Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 – педагогическое образование (профиль история и обществознание).
Адресуется студентам. Может стать, в какой-то степени, небезынтересным магистрантам, аспирантам, а также и преподавателям.
© Ипполитов Г.М., 2014
Лекция 1