Методология и методы исторического исследования

Г. М. Ипполитов

НАУКА ИСТОРИИ:

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Издание 2-е, переработанное, исправленное

Самара 2014

Рецензенты:

Валерий Яковлевич Ефремов, доктор исторических наук, профессор (Вольский военный институт материального обеспечения)

Тимур Валентинович Филатов, доктор философских наук, профессор (Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики)

УДК

ББК

И76

Ипполитов Г. М. Наука истории: методология и методы исторического исследования. Краткие конспекты лекций.Изд. 2-е, переработанное, исправленное Самара: изд-во... 2014 –с.

В книге размещены краткие конспекты лекций, прочитанных автором на историческом факультете Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 – педагогическое образование (профиль история и обществознание).

Адресуется студентам. Может стать, в какой-то степени, небезынтересным магистрантам, аспирантам, а также и преподавателям.

© Ипполитов Г.М., 2014

Лекция 1

ИСТОРИЯ КАК НАУКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Учебные вопросы:

Историческое сознание или коллективная память человечества

История как наука об уникальных единичных явлениях

Лекция 2

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ: ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ, СМЫСЛЫ

Учебные вопросы

Соотношение и смысл понятий: «теория истории», «методология истории», «эпистемология истории», «философия истории».

Проблема исторического детерминизма

Лекция 2

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ: ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ, СМЫСЛЫ

Учебные вопросы

Соотношение и смысл понятий: «теория истории», «методология истории», «эпистемология истории», «философия истории».

Проблема исторического детерминизма

Лекция 3

ПОДХОДЫ К ПОЗНАНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИСТИНЫ

Учебные вопросы:

Понятие «научный подход»

Лекция 4

ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ЛОГИКА, СТРАТЕГИЯ, ПРИНЦИПЫ

Учебные вопросы

Элементарные понятия о логике как науке и логики науки

Логика исторического исследования

Стратегия исторического исследования

Лекция 5

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Учебные вопросы

Понятие «метод»

2. Характеристика основных общенаучных методов

3. Место основных общенаучных методов в историческом исследовании

МЕТОД – в широком смысле сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения некоторых задач. Метод предполагает известную последовательность действий на основе четко осознаваемого артикулируемого и контролируемого идеального плана в самых различных видах познавательной и практической деятельности в обществе и культуре. Методы могут очень сильно варьироваться в зависимости от типов деятельности, в которых они применяются, и от сферы их применимости.

В отличие от конкретно-исторических фактов и концепций, подверженных быстрому обновлению, методы исследования отличаются, по точной оценке академика И.Д. Ковальченко, наибольшей «живучестью». В зависимости от широты применимости в процессе научного исследования используется следующая классификация методов: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специфические). Всеобщих методов в истории познания известно только два: диалектический и метафизический. Основные общенаучные методы: анализ – синтез; абстрагирование; обобщение; идеализация; индукция; дедукция). Частнонучные (в нашем случае — специально-исторические).

2.

Анализ— метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части и их отдельное изучение. Эта процедура ставит своей целью переход от изучения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстрагирования от связи этих частей друг с другом. Анализ — органичная составная часть всякого научного исследования, являющаяся обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от описания нерасчлененного изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также свойств и признаков. Однако, для постижения объекта как единого целого недостаточно знать, из чего он состоит. Важно понять, как связаны друг с другом составные части объекта, а это можно сделать, лишь изучив их в единстве. Для этого анализ дополняется синтезом.

Синтез— метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. Важно понять, что синтез вовсе не является простым механическим соединением разъединенных элементов в единую систему. Он показывает место и роль каждого элемента в этой системе, его связь с другими составными частями системы. Таким образом, при синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Синтез — такая же необходимая часть научного познания, как и анализ, и идет вслед за ним.

Лекция 6

Лекция 7

Г. М. Ипполитов

НАУКА ИСТОРИИ:

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Издание 2-е, переработанное, исправленное

Самара 2014

Рецензенты:

Валерий Яковлевич Ефремов, доктор исторических наук, профессор (Вольский военный институт материального обеспечения)

Тимур Валентинович Филатов, доктор философских наук, профессор (Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики)

УДК

ББК

И76

Ипполитов Г. М. Наука истории: методология и методы исторического исследования. Краткие конспекты лекций.Изд. 2-е, переработанное, исправленное Самара: изд-во... 2014 –с.

В книге размещены краткие конспекты лекций, прочитанных автором на историческом факультете Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 – педагогическое образование (профиль история и обществознание).

Адресуется студентам. Может стать, в какой-то степени, небезынтересным магистрантам, аспирантам, а также и преподавателям.

© Ипполитов Г.М., 2014

Лекция 1

Наши рекомендации