Тур Хейердал: Охота на Одина
В разгар подготовки настоящего исследования, Координатор Ресурсов из Проекта Y-ДНК Фамилий Шетландских Островов сообщил автору, что “Несколько лет назад во время посещения Фоснавага (Fosnavag) в Норвегии, я присутствовал на докладе, сделанном известным эксплорером Туром Хейердалом. Он поднял вопрос, почему северные Европейцы называются Кавказоидами? Он читал Эдда Снорри Стурлусона и решил выяснить для себя. Он исследовал горный район, и на юге России нашел легенду о группе людей, которые в далеком прошлом эмигрировал в северные районы Европы. Он обнаружил, что их лидер был человек по имени Один. Его визит конечно был в горы Кавказа.
19
“Он принес с собой в Норвегию группа музыкантов из этого района, которые исполняли после его речи” (Э. Морвуд (E. Morewood), личное сообщение, 2004).
Поиск в Интернете подтвердил что действительно, этот проект был одним из последних предпринятых (но не оконченным) д-ром Хейердалом до его смерти в 2002 году. Он написал по Норвежски книгу под названием “Jakten pa Odin”, которая должна была быть переведена на Английский язык к ноябрю 2002 года, но, видимо, это не было сделано к моменту написания этой статьи. Что можно почерпнуть в Интернете показывает, что он сосредоточил свои археологические исследования в районе, где Дон впадает в Азовское море. Похоже, что доктор Хейердал сделал вывод, что Асы эмигрировали около 63 г. н.э., и он нашел следы той цивилизации в этом районе.
Очень интересным для целей настоящего исследования является что доктор Хейердал нашел людей с названием “Один-люди” (Осетины), проживающих там где сегодня находится Азербайджан, о который он сказал что они считают себя потомками тех людей, которые мигрировали в Скандинавию давно назад.
Что толкнуло доктора Хейердала на расследование этого дела было очевидно сходство слова Азов с племенным местом приношения жертв которое Снорри называет “Асхов”. Это побудило совместный Норвежско- Шведско-Русский археологический проект, который начался в 2001 году. В Англии был создан научно-исследовательский центр, а после смерти д-ра Хейердала, он поставил своей задачей продолжить работу на Азове и на Кавказе.
Хотя все содержание книги не было доступно для автора, есть весьма полный обзор книги в переводе с Норвежского. Группа исследователей изучила содержание книги, и по меньшей мере нашла его крайне неудовлетворительным почти в каждой категории. Они рисуют Тура Хейердала как ищущего сенсацию псевдо-ученого, чья докторская степень не может быть проверена. Видимо Хейердал и Лиллиестром(Lilliestrom) использовали выборочно отобранные доказательства и игнорировали все, что может не соответствовать их предвзятым склонностям. Только жить на
Некоторые очень серьезные примеры включают следующее. Обозреватели утверждают, что “Один-люди”, найденные Хейердалом в Азербайджане никогда не использовали это название для обозначения самих себя, они свободно маневрируют лингвистическими “доказательствами”, люди “Ванник (Vannic)” не существовало во времена Снорри, не говоря уже о берегах озера Ван в Турции (которая в свою очередь не стала страной до нового времени), и Троя, из которой по схеме Хейердала Один якобы отправился, даже не была отождествлена с указанным местом до прошлого века. Далее существует археология, где артефакты, собранные для поддержки их теории, не демонстрируют непрерывность в материалах первого века на Азове и в Скандинавии. Кроме того, Хейердал и Лиллиестром (Lilliestrom) указывают на захоронения с кремацией в Упсале, чтобы поддержать их аргумент - но эти памятники были датированы 5-м и 6-м вв. Что касается сходства народной музыки между этими двумя районами, очевидно знающий Скандинавский народный музыкант на которого ссылаются авторы опубликовал пресс-релиз, в котором он опроверг манеру как его взгляды были отражены в “Охоте за Одином”. Кроме того, по-видимому другие авторы исследовали предмет, например, Русский писатель Владимир Щербаков и Скандинав Штайн Ярвинг (Stein Jarving), но Хейердал и Лиллиестром (Lilliestrom) не упомянули их.
20
Рецензенты сделали вывод, что “Книга является золотой шахтой для тех, кто интересуется этикой науки. Чтобы тех кто любят сочные ошибки и веселый анахронизм, H и L (Heyerdahl и Lilliestrom) дают хорошее чтение.”