Образная система арабской классической литературы» (Москва, Главная редакция восточной литературы, 1974).
В этой работе советского востоковеда Б. Я. Шидфар священному Корану посвящена только одна глава «Основы образной системы Корана». Однако даже этого вполне достаточно, чтобы дать оценку усилиям, которые прикладывала советская востоковедческая школа для того, чтобы опровергнуть пророческую миссию Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует). С самого начала этой главы читателю предлагается в качестве аксиомы признать то, что Коран был написан Мухаммадом, (да благословит его Аллах и приветствует), и что нельзя упускать из виду «возможность включения в суру одного или нескольких более поздних фальсифицированных стихов». [Б. Я. Шидфар, «Образная система арабской классической литературы (VI – XII вв.)», стр. 59].
Рассматривая Коран как одно из древнейших произведений арабской рифмованной прозы, своеобразную сокровищницу сюжетов, автор стремилась приравнять его к поэзии времен невежества и даже доказать, что деятели мусульманской культуры периода расцвета «воспринимали Коран в первую очередь как образец «истинно арабского» красноречия, ставя его в этом отношении в один ряд с лучшими образцами языческой поэзии и не делая между ними никаких различий». [Б. Я. Шидфар, «Образная система арабской классической литературы (VI – XII вв.)», стр. 84-85].
Подход Шидфар не всегда научный. Порой она делает предположения, не опирающиеся на разумные аргументы и исторические факты. Она пишет: «Таким образом, можно предположить, что Мухаммад имел перед собой какие-то образцы, определенные формы, определенные традиции, на которые он опирался. Возможно, сыграло в этом некоторую роль его знакомство с арабами-христианами в Сирии». [Б. Я. Шидфар, «Образная система арабской классической литературы (VI – XII вв.)», стр. 60].
При этом она совершенно не принимает во внимание тот факт, что предполагаемая поездка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), в Сирию состоялась, когда он был еще двенадцатилетним ребенком.
Шидфар допускает грубые ошибки в трактовке фундаментальных мусульманских воззрений, пренебрегая авторитетными трудами и комментариями. Говоря об Аллахе, она описывает Его как «восседающего на небесном престоле», несмотря на то, что подобное описание отвергается мусульманскими комментаторами как уподобление Аллаха творениям. Ранние мусульмане верили в вознесение Аллаха на трон, но не описывали Его «восседающим на троне»*.
Несмотря на такой предвзятый подход автора, который во многом объясняется влиянием марксистско-ленинской идеологии, эта работа представляет интерес для желающих ознакомиться со стилистикой священного Корана. Шидфар переосмыслила взгляды Ибн аль-Мутазза на использование в Коране стихотворных размеров и художественных средств, таких как метафора, уподобление, противопоставление, соответствие, украшение. Она также сравнила коранический стиль с теми стилями, которые пользовались наибольшим успехов в языческой поэзии.
*[Примечание не из книги]:
О словах Кулиева: Ранние мусульмане верили в вознесение Аллаха на трон, но не описывали Его «восседающим на троне».
Эти слова не правильные, потому что как раз таки ранние ученые Ислам описывали Аллаха тем что он сидит на троне и это не противоречит идеологии Ислама также как и то что Аллах вознесен над троном.
Передал Абдуллах Ибн Халифа от Умара Ибн аль-Хаттаба что он сказал: «Сказал Посланник Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам): «Истинно, Его Престол находится над небесами и землей, и Он сидит на нём»
Передали его Дыя аль-Макдиси в «Сахихе», 153, Ад-Дарими, «Накд», 74, Ибн Аби Асым, в «Ас-Сунна», 574, Абдуллах Ибн Ахмад в «Ас-Сунна», 585, Ибн Хузейма в «Ат-Таухид», 150, Ибн Джарир в «Ат-Тафсир», 3/11, Ибн Маджа в «Китаб ат Тафсир», Абу аш Шейх в «Аль-Азама», 256, Ибн Батта, в «Аль-Ибана аль-Кубра», 135 и другие.
И в другом слове: «Когда сидит наш Господь на Престоле…»
Сказал Абдуллах Ибн Ахмад: «Рассказал мне имам Ахмад Ибн Ханбаль, сказал он: «Рассказал нам Уаки Ибн аль-Джаррах хадис Исраиля от Исхака от Абдуллаха Ибн Халифы от Умара Ибн аль Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда садится Господь, Свят Он и Велик, на Престол..» и это поразило человека, который присутствовал у Уаки, и Ахмад назвал его. И разгневался Уаки, и сказал: «Мы застали А’маша, и Суфьяна – и они рассказывали эти хадисы и не отрицали их!». Источник: «Аль-Арш», 2/155
Сказал аз-Захаби, комментируя эти слова:
«Скажу я: этот хадис достоверный у большой группы мухаддисов. Передал его Хафиз Дыя аль-Макдиси в своём «Сахихе» и он соответствует условиям достоверности Ибн Хиббана, и я не знаю, передал он его или нет. . И раз эти имамы – Абу Исхак ас-Сабии, ас-Саури, Аль-Амаш, Исраиль, Абдур-Рахман Ибн Махди, Абу Ахмад аз-Зубейри, Уаки, Ахмад Ибн Ханбаль, и другие, кого будет очень долго упоминать и пересчитывать, которые являются светильниками прямого пути, освещающими мрак – если они приняли этот хадис, и рассказывали его, и не отрицали его, и не ослабляли его иснад – то кто же мы такие, чтобы порицать его и умничать выдавая себя за более знающих, чем они?!!». Источник: «Аль-Арш», 2/156
Сказал имам Абдуллах, сын имама Ахмада:
«Был спрошен мой отец о том, что передано касательно аль-Курси (Престола), и сидения Господа на престоле, Свят Он и Велик. И я увидел, как мой отец называет достоверными эти хадисы, и также хадисы о Видении Аллаха, и высказывается в соответствии с их смыслом, и собирает их в книге, и рассказывает нам их, да будет доволен им Аллах». Источник: «Ас-Сунна», 1/302
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: «Известный хадис Абдуллаха Ибн Халифы который он передает от Умара, от Пророка, мир ему – передал его Абу Абдуллах Мухаммад ИбнАбдуль Вахид аль-Макдиси в «Аль-Мухтара». Группа из ахлюль хадис отвергает его под причиной иддтираба, как сделали это Абу Бакр аль-Исмаили и Ибн аль-Джоузи и другие. Однако большинство ахли-Сунна приняли его. И в нём пришло, что Его Трон или Престол обьемлет небеса и землю, и что Он сидит на нём».
Источник: «Маджму аль-фатауа», 19-435.
Хадис Са’ляба Ибн аль-Хакама, да будет доволен им Аллах,сказал он: «Сказал Пророк, мир ему: «Скажет Аллах учёным в Судный День, когда сядет на своем Престоле для суда между рабами…» и до конца хадиса.
Передали его Ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-Кабир», 2-1381, от него Абу Нуейм в «Аль-Ма’рифа», 1387, и другие.
Назвали его достоверным многие хафизы
Сказал Ибн Касир: «Его иснад хороший». Источник: «Тафсир Ибн Касир», 5-272.
Сказал аль-Мунзири: «Его передатчики достоверные».
Источник: «Ат-Тархиб уа ат таргиб», 1/81.
Сказал ад-Димьяты: «Его иснад хороший». Источник: «Ат-Таджир ар-Робих», 19.
Сказал аль-Бусейри:
«Передатчики этого иснада достоверные». Источник: «Аль-Итхаф», 8-266.
Сказал ас-Суюты: «Его передатчики достоверные».
Источник: «аль-Будур ас-сафира», 281.
Есть и другие хадисы указывающие на это. Так что ни кто не имеет право отрицать это.
[Конец примечания].