Многообразие социальных групп

Многообразие социальных групп

Ряд заданий проверяют знания о социальных группах, их видах и критериях. Подобные задания, как правило, не вы­зывают каких-либо серьезных затруднений.

Пример задания:

Любая социальная группа характеризуется

1) малочисленностью состава

2) родственными связями

3) неформальным контролем за поведением

4) общностью социального статуса Ответ: 4.

Предлагаем выполнить следующие задания:

1. Элементом социальной структуры общества является

1) сословие

2) партия

3) предприятие

4) армия

2. К малой социальной группе можно отнести

1) верующих России

2) людей либеральных взглядов

3) женщин Москвы

4) бригаду рабочих

3. Социальной группой, члены которой обладают правами и обя­
занностями, передающимися по наследству, является

1) нация

2) сословие

3) класс

4) номенклатура

4. Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выде­
ляемые по

1) территориальному признаку

2) этническому признаку

3) демографическому признаку

4) профессиональному признаку

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5. Отношение к собственности, величина доходов, фактор пользо­
вания властью — это признаки

1) этноса

2) нации

3) расы

4) класса

6. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (тер­
риториальному) признаку, относится(-ятся)

1) народность

2) нация

3) горожане

4) класс

7. Установите соответствие (социальные группы — критерий): к
каждой позиции столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца.

КРИТЕРИИ 1) демографический 2) этнический

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

A) мужчины Б)племена

B) народности Г) дети

Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

А Б В Г
       

8. Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделе­ния социальных групп.

Социальный статус

Успешному выполнению заданий, проверяющих усвое­ние этого содержательного элемента, способствует понима­ние сущности понятия «социальный статус»; умение разли­чать предписанный (прирожденный) и достижимый (дости­гаемый, приобретаемый, приобретенный) статус.

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

Пример задания:

Положение личности или социальной группы в обществе, свя­занное с определенной совокупностью прав и обязанностей, — это

1) социальный престиж

2) социальная роль

3) социальный статус

4) социальная стратификация

Выполнение этого объективно несложного задания пред­полагает, что должны быть усвоены ключевые понятие разде­ла «Социальные отношения». Проанализировав каждую из предложенных альтернатив и соотнеся ее с условием зада­ния, можно получить правильный ответ — 3.

Выполним следующие задания:

9. Социальный статус — это

1) поведение, ожидаемое от индивида

2) положение человека в обществе

3) форма поощрения индивидов

4) форма осуществления социальных функций

10. Что из перечисленного относится к предписанному статусу?

1) раса

2) уровень образования

3) уровень доходов

4) род занятий

11. Какой статус личности характеризуется национальной принад­
лежностью, социальным происхождением?

1) правовой статус личности

2) политический статус личности

3) предписанный социальный статус личности

4) достижимый социальный статус личности

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

12. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию из второго столбца.

КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

A) национальность 1) достигаемый Б) профессия 2) предписанный

B) пол

Г) образование

Д) социальное происхождение

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г Д
         

13. Установите соответствие между видом статуса и отдельным со­циальным статусом: к каждой позиции первого столбца подбе­рите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ СТАТУСОВ

СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ

A) маргинал 1) приобретенный Б) белорус 2) предписанный

B) председатель профкома Г) женщина

Д) 25-летний человек Е) мать

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г д Е
           

14. Найдите в приведенном ниже списке признаки социального ста­туса и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) профессия

2) пол

3) цвет глаз

4) следование требованиям моды

5) уважение к родителям

6) семейное положение

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИ^ СБОРНИК ЗАДАНИЙ

Социальная мобильность

Определенные затруднения вызывают задания, связан­ные с дидактической единицей «социальная мобильность». Напомним, что под ней принято понимать перемещение чело-

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

века в «социальном пространстве», т.е. переход из одной со­циальной группы в другую. Социологи выделяют несколько видов социальной мобильности. Во-первых, существуют два основных вида социальной мобильности — горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне) и вертикальная (перемещение из одной страты в другую). В зависимости от направления перемещений различают восходящую мобиль­ность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящую мобильность (социальный спуск, движение вниз). Во-вто­рых, социальная мобильность может быть групповой и инди­видуальной.

При групповой мобильности перемещения внутри социу­ма происходят коллективно, при индивидуальной — индивид опускается или поднимается по социальной лестнице незави­симо от других.

Именно знание различных подходов к классификации ви­дов социальной мобильности и умение распознавать призна­ки, проявления отдельных видов были залогом успешного выполнения большинства заданий по данной теме.

Приведем пример:

Переход человека из одной социальной группы в другую назы­вается

1) социальным неравенством

2) социальной мобильностью

3) социализацией

4) социальной адаптацией Ответ: 2.

Выполним следующие задания:

Возвышение А. Д. Меншикова, сподвижника Петра I, от денщи­ка до генералиссимуса — это пример

1) социальной стратификации

2) социальной адаптации

3) социальной мобильности

4) социализации

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

20. Выберите из перечня пример восходящей вертикальной социа­
льной мобильности.

1) актер перешел из одного провинциального театра в другой

2) футбольный тренер перешел из одной команды высше­го дивизиона в другую

3) помощник режиссера получил приглашение занять должность главного режиссера-постановщика

4) офицер был разжалован в рядовые

21. Вертикальная социальная мобильность проявляется в

1) разделении общества на группы

2) наличии у человека определенного статуса

3) переходе человека в группу того же уровня

4) перемещении по социальной лестнице

22. Что является примером горизонтальной социальной мобиль­
ности?

1) повышение по служебной лестнице

2) разжалование офицера в солдаты

3) получение второй рабочей специальности

4) понижение в должности

23. Среди богатых людей Древнего Рима (II—I вв. до н.э.) часто
встречались бывшие рабы. Это пример проявления

1) горизонтальной социальной мобильности

2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации

4) социальной адаптации .

24. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А) Получение образования является средством социаль­ной мобильности.

Б) Вертикальная мобильность может осуществляться во­преки желанию человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

Социальные нормы

Человек живет в обществе и не мол^ет от него не зависеть. Он выстраивает линию своего поведения в соответствии с ус­тановленными в обществе правилами, т.е. подчиняется опре­деленным социальным нормам. Нормы вырабатываются об­ществом и отражают господствующие в нем представления о допустимом и недопустимом, желательном и нежелатель­ном поведении людей. Какие виды социальных норм сущест­вуют? Что является объектом регулирования каждого из них? Какие нормы обеспечиваются силой государства, а ка­кие — только силой общественного мнения? Ряд заданий эк­заменационной работы направлен на выявление понимания выпускниками этих вопросы.

Выполним следующие задания:

25. Социальные нормы, отражающие представления людей о добре
и зле, называются

1) обычаями

2) моральными нормами

3) эстетическими нормами

4) традициями

26. Обычаи и традиции

1) закрепляют привычные образцы поведения

2) обеспечиваются силой государственного принуждения

3) имеют формальный характер

4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном в поведении людей

27. Эстетические нормы

1) закрепляются в государственном законодательстве

2) обеспечиваются силой государственного принуждения

3) основаны на вере в сверхъестественные силы

4) закрепляют представления о прекрасном и безобразном

28. Силой государства обеспечиваются нормы

1) моральные

2) правовые

3) эстетические

4) религиозные

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

29. Вера в сверхъестественные силы — основа

1) этических норм

2) религиозных норм

3) моральных норм

4) эстетических норм

30. Исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в
привычку в результате его многократного повторения, — это

1) обычай

2) норматив

3) закон

4) норма права

31. Верны ли следующие суждения?

А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели,

стандарты должного поведения. ( Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, меж­дународных договорах, политических принципах, мо­ральных нормах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

32. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А, Социальные нормы регулируют жизнь общества. Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

33. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы — это общественные правила пове­дения.

Б. В социальных нормах отражаются ценности общества, социальных групп.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

34. Какие социальные нормы иллюстрирует следующее предписа­
ние: ходить по улице, придерживаясь правой стороны, умерен­
ным шагом, прямо и подтянуто, не размахивая руками?

1) нормы права

2) нормы этикета

3) правила этикета

4) традиции и обычаи

35. Найдите в приведенном ниже списке правовые нормы и обведи­
те цифры, под которыми они указаны.

1) В полном объеме дееспособность по общему правилу наступает в 18 лет.

2) К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели.

3) Общество с осуждением относится к нарушителям тру­довой дисциплины.

4) Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя.

5) Супруги могут заключить брачный договор.

6) Ближнего своего нужно любить как самого себя.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Отклоняющееся поведение

В задании на выбор двух суждений предлагалось обдумать следующие положения:

А. Отклоняющееся поведение нарушает только правовые нормы.

Б. Отклоняющееся поведение нарушает писаные и непи­саные нормы.

Большинство учащихся правильно выполняют задание, справедливо отмечая второе утверждение как верное. Часть учащихся допустили ошибку, признав в качестве такового первое суждение. В принципе ход их рассуждений ясен: на­рушение правовых норм является одним из самых серьезных и опасных видов социальных отклонений. Но понятие «от­клоняющееся поведение» употребляется в более широком значении, как поведение, не соответствующее социальным нормам. Как известно, правовые нормы представляют один из видов социальных норм.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Определенные трудности, как показали результаты экзаме­на, вызвали задания, связанные с определением возможных по­следствий отклоняющегося поведения. У многих школьников, судя по всему, слово «отклонения» вызывает устойчивую нега­тивную ассоциацию, поэтому они не могут даже допустить, что у такого явления могут быть весьма позитивные последствия.

Выполним следующие задания:

36. Отклоняющееся поведение всегда нарушает

1) правовые нормы

2) моральные нормы

3) социальные нормы

4) обычаи и традиции

37. Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняю­
щегося поведения?

1) следование моде

2) конформизм

3) преступление

4) коллекционирование марок

38. Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося
поведения?

А. Отклоняющееся поведение всегда имеет противоправ­ный характер.

Б. Все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

39. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклонения от норм могут иметь полезные для общест­
ва последствия.

Б. Проявления отклоняющегося поведения разнообразны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

40. Укажите два признака отклоняющегося поведения.

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

Многообразие социальных групп

Ряд заданий проверяют знания о социальных группах, их видах и критериях. Подобные задания, как правило, не вы­зывают каких-либо серьезных затруднений.

Пример задания:

Любая социальная группа характеризуется

1) малочисленностью состава

2) родственными связями

3) неформальным контролем за поведением

4) общностью социального статуса Ответ: 4.

Предлагаем выполнить следующие задания:

1. Элементом социальной структуры общества является

1) сословие

2) партия

3) предприятие

4) армия

2. К малой социальной группе можно отнести

1) верующих России

2) людей либеральных взглядов

3) женщин Москвы

4) бригаду рабочих

3. Социальной группой, члены которой обладают правами и обя­
занностями, передающимися по наследству, является

1) нация

2) сословие

3) класс

4) номенклатура

4. Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выде­
ляемые по

1) территориальному признаку

2) этническому признаку

3) демографическому признаку

4) профессиональному признаку

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5. Отношение к собственности, величина доходов, фактор пользо­
вания властью — это признаки

1) этноса

2) нации

3) расы

4) класса

6. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (тер­
риториальному) признаку, относится(-ятся)

1) народность

2) нация

3) горожане

4) класс

7. Установите соответствие (социальные группы — критерий): к
каждой позиции столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца.

КРИТЕРИИ 1) демографический 2) этнический

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

A) мужчины Б)племена

B) народности Г) дети

Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

А Б В Г
       

8. Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделе­ния социальных групп.

Социальный статус

Успешному выполнению заданий, проверяющих усвое­ние этого содержательного элемента, способствует понима­ние сущности понятия «социальный статус»; умение разли­чать предписанный (прирожденный) и достижимый (дости­гаемый, приобретаемый, приобретенный) статус.

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

Пример задания:

Положение личности или социальной группы в обществе, свя­занное с определенной совокупностью прав и обязанностей, — это

1) социальный престиж

2) социальная роль

3) социальный статус

4) социальная стратификация

Выполнение этого объективно несложного задания пред­полагает, что должны быть усвоены ключевые понятие разде­ла «Социальные отношения». Проанализировав каждую из предложенных альтернатив и соотнеся ее с условием зада­ния, можно получить правильный ответ — 3.

Выполним следующие задания:

9. Социальный статус — это

1) поведение, ожидаемое от индивида

2) положение человека в обществе

3) форма поощрения индивидов

4) форма осуществления социальных функций

10. Что из перечисленного относится к предписанному статусу?

1) раса

2) уровень образования

3) уровень доходов

4) род занятий

11. Какой статус личности характеризуется национальной принад­
лежностью, социальным происхождением?

1) правовой статус личности

2) политический статус личности

3) предписанный социальный статус личности

4) достижимый социальный статус личности

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

12. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию из второго столбца.

КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

A) национальность 1) достигаемый Б) профессия 2) предписанный

B) пол

Г) образование

Д) социальное происхождение

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г Д
         

13. Установите соответствие между видом статуса и отдельным со­циальным статусом: к каждой позиции первого столбца подбе­рите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ СТАТУСОВ

СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ

A) маргинал 1) приобретенный Б) белорус 2) предписанный

B) председатель профкома Г) женщина

Д) 25-летний человек Е) мать

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г д Е
           

14. Найдите в приведенном ниже списке признаки социального ста­туса и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) профессия

2) пол

3) цвет глаз

4) следование требованиям моды

5) уважение к родителям

6) семейное положение

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИ^ СБОРНИК ЗАДАНИЙ

Наши рекомендации