Из выступления по радио И.В. Сталина. 03.07.1941 г.
Товарищи! Граждане!
Братья и сестры!
Бойцы нашей армии и флота!
К вам обращаюсь я, друзья мои!
Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается…
Враг жесток и неутомим. Дело идет… о жизни и смерти народов СССР, о том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение. Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили всю свою работу на новый, военный лад, не знающий пощады врагу…
Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко – фашистских войск.
Целью этой всенародной отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма… В этой освободительной войне мы не будем одиноки… Наша война за свободу нашего Отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера…Все силы народа – на разгром врага! Вперед за нашу победу!
Вариант ответа учащихся
Цели Германии:
1. уничтожить государство…Колониальные задачи!
2. Борьба двух идеологий
3. Уничтожить целые народы
Значение Победы:
1. Сохранение целостности государства
2. Демократические свободы
3. Сохранение своих ценностей
4. Сохранение народов СССР
ЦЕНА ПОБЕДЫ СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Савина Н.В., учитель истории
МОУ СОШ № 22 х. Зайцева Курского района
Форма урока: урок-диспут
Место урока в разделе«История России, XX-начало XXI века».Урок проводится в 9 классе при изучении главы «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.».
Тип урока: урок обобщения (последний урок по общению и преобразованию полученных ранее знаний).
Оборудование: АРМ учителя,. мультимедийный диск «От Кремля до Рейхстага», учебник А.И. Кругова «Ставропольский край в истории России».
Дидактические материалы: анкета «Судьба моей семьи в годы ВОВ», раздаточный материал.
Формы учебной работы на уроке:индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель урока:оценить и сопоставить причины и цену победы СССР в Великой Отечественной войне;
Задачи урока:
Образовательные:
· продолжать учить учащихся анализировать события, делать выводы, используя личный опыт, информацию из различной источников литературы.
Воспитательные:
· продолжить формирование гражданственности, патриотизма, расширение их социального опыта;
· формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.
Развивающие:
· развивать способности учащихся в сопоставлении различных версии и оценок исторических событий и личностей.
Задачи учителя на уроке: создание условий для
· проявления активности и гуманности учащихся;
· развития исследовательской компетентности учащихся;
· повышение их интереса к предмету.
· воспитания гражданственности, патриотизма, и определения личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.
Содержание урока:стандарт + личностный рост ребёнка
· Стиль взаимодействия: диалог.
· Позиция ребёнка: активно-инициативная.
Методы обучения:
· по уровню самостоятельности: поисковый и творческий;
· по уровню исследовательской деятельности: проблемно-поисковый, моделирующий.
Педагогические технологии:
· Информационные;
· Проблемно-развивающая ─ Н.Г Мошкина;
· Адаптивная система обучения ─ А.С.Границкая.
Ожидаемый результат
Предметные УУД:
· Осознанность, системность и мобильность полученных знаний.
Метапредметные УУД:
· использование при решении нестандартных заданий причинно-следственных связей, умение связать изучаемый материал с практикой и жизнью.
Личностные УУД:
· формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.
План урока:
І. Организационный момент
II. Мотивационный этап (Значение Победы в Великой Отечественной войне для России, мира)
III. Актуализация знаний (Причины Победы).
IV. Организация практической части урока (Ставрополье в годы Великой Отечественной войны, Судьба моей семьи в годы ВОВ.)
V. Этап подведения итогов урока (рефлексия)
VI. Инструктаж домашнего задания
II. Мотивационный этап Слово учителя:
В результате Берлинской операции был завершен разгром немецко-фашистской армии. 2 мая над Рейхстагом было водружено знамя Победы, а 9 мая, а пригороде Берлина Карлхосте подписан Акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. Длившаяся 1416 дней борьба советского народа за свою свободу и независимость окончилась полной Победой.
Задание: «В чем значение Победы в Великой Отечественной войне для страны, мира?»
При обсуждении вопроса целесообразно использовать видеофильм (2-3 мин) о людских и материальных потерях, понесенных нашей страной в ходе Великой Отечественной войны.
Старшеклассники называют свои версии значения Победы для человечества:
Советский союз сыграл решающую роль в разгроме гитлеровской Германии. Эта победа оказала огромное влияние на все послевоенной развитие общества, была спасена мировая цивилизация, оказана помощь народам Европы в освобождении от фашистской тирании. Гитлеровская Германия стремилась разгромить СССР, захватить материальные ресурсы и богатства страны и в дальнейшем установить мировое господство.
III. Актуализация знаний
Задание: «Причины Победы».
Старшеклассники называют такие истоки победы, как:
· мужество, героизм, стойкость, самоотверженность советских людей, которые понимали, что борьба с врагом и победа над ним ─ единственная возможность сохранить жизнь своим родным и любимым, своей Родине;
· единение народов Советского Союза, представителей различных конфессий в борьбе с фашизмом;
· превосходство советской экономики в обеспечении фронта, героическая работа тыла;
· превосходство советского военного искусства;
· партизанское движение как составная часть движения Сопротивления;
· создание и деятельность антифашистской коалиции.
Великая победа, главным источником которой были стойкость и героизм народов СССР, изменила социально-психологическую атмосферу в обществе, сознание людей. Патриотизм, готовность отдать жизнь за Родину были осознанным выбором. Формировались такие качества личности, как инициативность и ответственность, готовность принимать самостоятельные решения.