Формирование интеллектуальных умений как основа успешности в обучении

Новые ситуации в обществе и экономике требуют специалиста, сочетающего в себе способность к интеллектуальной и практической деятельности.

Успешность самостоятельной учебной работы каждого студента во многом зависит от уровня сформированности его интеллектуальных умений к выполнению основных видов мышления, которым надо специально учиться:

Анализ – это мысленное расчленение целостной системы на взаимосвязанные подсистемы, а также установление связей и отношений между ними.

Синтез – мысленное соединение в единые целые части системы или ее признаков, полученных в результате анализа.

Абстрагирование – мыслительное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и отвлечении от несущественных, второстепенных.

Аналогия- мыслительная операция, при которой подбирается подобие, прототип.

Дедукция - мыслительная операция, предполагающая развитие рассуждения от общих закономерностей к частным фактам.

Индукция- мыслительная операция, основанная на логике обобщения частных фактов.

Обобщение – объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам.

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Конкретизация – операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого предмета.

Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место.

Моделирование - теоретический метод исследования, предполагающий построение модели объекта исследования.

Чаще всего формирование и развитие интеллектуальных умений происходит в процессе решения задач и рассмотрения проблемных ситуаций по принципу «от простого – к сложному». Поэтому возьмите за правило – не уклоняться от трудных заданий и вопросов, тренировать свои мыслительные способности так же, как тренируют спортсмены свои мышцы, волю и выносливость.

5 КАК НЕ ЗАСНУТЬ НА ЛЕКЦИИ… ИЛИ СЛУШАЯ, УСЛЫШАТЬ

Слушание и запись лекций - сложные виды учебной работы; и надо немало потрудиться, чтобы овладеть ими. В процессе слушания вы должны разобраться в том, что излагает лектор; обдумать сказанное им; связать новое с тем, что тебе уже известно по данной теме из предыдущих лекций, прочитанных книг и журналов. То, что действительно внимательно прослушано, продумано и записано на лекциях, становится вашим достоянием, составляет ваш образовательный фонд.

Лекция(от лат. lectio - чтение) – это систематическое, последовательное устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, методов науки.

Умение слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.

Эффективной работе во время лекции студентам во многом способствуют такие качества как сосредото­ченность, внимание, вдумчивость, умение перерабатывать и быстро записы­вать текст. Однако для достижения успеха этого мало.

Непреодолимую преграду для понима­ния содержания лекции могут создать пропущенные лекции и занятия, небреж­ное отношение к прослушанным ранее лекциям, низкий уровень знаний. Вот по­чему целесообразность подготовки к каж­дой новой лекции (работа по конспекту предыдущей лекции и просмотровое чте­ние соответствующего материала по учебной книге) не вызывает сомнений.

Кроме этого, нужно стремиться к расширению словарного запаса и ак­тивному использованию слов на практи­ке, повышению культуры речи. Пополнить лексический запас можно, обращаясь к различным словарям (толковому, линг­вистическому, иностранных слов и др.) и энциклопедическим изданиям.

Очень важно научиться правильно слушать лекцию, для этого:

- слушая лекции, надо стремиться понять цель изложения, уловить ход мыслей лектора;

- внимание человека очень неустойчиво - требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным; систематически контролируйте себя, не отвлекайтесь на мешающие факторы, так как время лекции они снижают ваше внимание и качество восприятия информации;

- учитесь думать вместе с преподавателем - собственная мысль возникает при контакте с мыслью другого человека;

- обязательно сопровождайте лекцию записями в тетради, которые прочитывайте в тот же день.

КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ

За время учебы в колледже вы должны будете прочитать много учебников, статей, книг и другой необходимой для будущего специалиста литературы на родном и иностранном языках. В связи с этим перед студентами стоит большая и важная задача - в совершенстве овладеть рациональными приемами работы с текстовыми материалами.

По степени проникновения в содержание различают чтение:

-просмотровое- обычно предшествует изучающему и ознакомительному. Используется в тех случаях, когда необходимо познакомиться с содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При просмотровом чтении обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения;

-ознакомительное (выборочное) чтение используется для выяснения определенных вопросов из нескольких источников, а также для сравнения и сопоставления извлеченной информации, выработки своей собственной точки зрения по данному вопросу;

-изучающее чтение является активным видом чтения, когда вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию и нацелено на усвоение главной мысли текста, его цели; на понимание логики доказательств; на поиск ответов на поставленные перед вами вопросы. Данный вид чтения требует последовательности в изучении материала - по параграфам, главам, частям; побуждает к составлению собственного мнения о тексте; формирует умение критически воспринимать информацию.

Педагогической наукой выработан ряд требований для работы с книгой, соблюдение которых поможет каждому студенту взять из книг самое ценное и стать широко образованным и культурным человеком:

- приступая к работе над книгой, следует сначала ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей;

- после этого следует переходить к внимательному чтению - штудированию материала по главам, разделам, параграфам. Это самая важная часть работы по овладению книжным материалом. Читать следует про себя. (При этом читающий меньше устает, усваивает материал примерно на 25% быстрее, по сравнению с чтением вслух, имеет возможность уделить больше внимания содержанию написанного и лучше осмыслить его);

- изучая книгу, надо обращать внимание на схемы, таблицы, карты, рисунки, математические формулы: рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет понять и усвоить изучаемый материал.

При чтении необходимо пользоваться словарями, чтобы всякое незнакомое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти.

- надо стремиться выработать у себя не только сознательное, но и беглое чтение. Обучаясь быстрому чтению (самостоятельно или на специальных курсах), вы можете прочитывать до 50-60 страниц в час и даже более! Одновременно вы приобретете способность концентрироваться на важном и схватывать основной смысл текста.

- запись изучаемого - лучшая опора памяти при работе с книгой (тем более научной). Читая книгу, следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты.

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛЕКЦИИ

Письмо-продуктивный вид речевой деятельности, который имеет своей цельюпередачу информации в письменной форме, соответствующей ситуации общения, и который обладает механизмом, подобным механизму говорения.

В процессе обучения в колледже студентам предстоит освоить несколько функциональных типов письменных текстов, таких как ведение записей в процессе чтения, аннотация, реферат, отзыв, рецензия, научная статья, курсовая работа, дипломная работа. Среди них – и такой вид учебной работы как конспектирование лекций.

Установлено, что конспектирование лекций имеет большое образовательное и воспитательное значение; оно развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками.

Конспектирование-сложный и свое­образный вид учебной деятельности, который объединяет в себе многие виды записей: пометки, выписки, цитаты, план, тезисы. Конспекты бывают текстуальными, свободными и смешанными.

Что же надо записывать на лекции? Прежде всего - тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию, научные определения и выводы, которые дает лектор по материалу; затем - некоторые яркие примеры. Над конспектами лекций надо систематическим работать: перечитывать их, выправлять текст, делать дополнения, размечать цветом то, что должно быть глубоко и прочно закреплено в памяти.

Несколькими простых приемов, делающих процесс конспектирования более эффективным:

1) Заимствуйте слова и словосоче­тания, употребляемые преподавателем. Точное употребление тер­минов важно для передачи истинности мысли. Формулировки законов, правил, гипо­тез, положения теорий, выводы формул записывайте на лекции полностью.

2) Сворачивайте ранее известную ин­формацию, запи­шите ее в кратком виде. В этот мо­мент наступает психическая и физиологи­ческая разрядка в чрезвычайно напряжен­ном ритме конспектирования.

3) Развивайте скоропись. На первых лекциях при конспектировании, как пра­вило, возникает проблема скоростной записи. Тренируя специальными упражнениями мускулатуру руки, необходимо до­биваться автоматизма правильного напи­сания слов.

4) Учитесь сокращать слова. Сокра­щение слов - один из эффективных спо­собов увеличения скорости письма. Сокращение должно быть достаточным для восстановления целого слова без затруднений. Новые и редко употребляемые сло­ва лучше фиксировать полностью, пока они не войдут в ваш активный словарь.

ПОДГОТОВКА И УЧАСТИЕ В СЕМИНАРСКОМ ЗАНЯТИИ

Семинар - сложная форма организации занятия, способствующая закреплению и углублению теоретических знаний студентов, развитию навыков самостоятельной работы с литературными источниками, обмену духовным опытом, эмоциональному общению, раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности.Семинарские занятия являются логическим продолжением лекционного курса по дисциплине, требующие умение говорения.

На семинарских занятиях под руководством преподавателя ведется заранее подготовленное совместное обсуждение вопросов каждым участником семинара. Семинары проводятся в виде беседы по заранее намеченным и возникающим в ее ходе вопросам, дискуссии, обсуждения докладов, рефератов. При подготовке к семинарским занятиям студент должен внимательно изучить литературу, рекомендованную по данной теме, подготовить план ответа на каждый вопрос, вынесенный на обсуждение на семинаре. Сообщение в пределах 10 минут готовится по заданию преподавателя либо по инициативе студентов по теме, согласованной с преподавателем.

Подготовка к семинарскому занятию является одним из видов самостоятельной работы студентов и включает нескольких этапов:

- теоретический (изучение рекомендованной литературы);

- теоретико-практический (составление аннотаций, конспектов, тезисов, реконструкция текста в виде таблиц, диаграмм, схем и пр.);

- презентационный (продумывание тактики выступления перед аудиторией, подготовка устного выступления или компьютерной презентации);

- аналитический (анализ семинарского занятия, уяснение новой информации, систематизация ранее усвоенных знаний).

Оценка за участие в семинарском занятии выставляется за умение устного выступления, умение слушать оппонента, обобщать полученную информацию, аргументировать свою точку зрения, привлекая в этих целях имеющийся запас знаний, примеры, факты. Успешная работа на семинарском занятии зависит от соблюдения общепризнанных правил:

- на семинаре говори, а не читай материал подготовленного ответа;

- ответ должен быть четким и обоснованным;

- быстро включайся в обсуждение поставленных вопросов;

-слушай и оценивай ответ сокурсника, что улучшит собственные аналитические способности.

9 МОЖНО ЛИ СТАТЬ ЦИЦЕРОНОМ… ИЛИ ОБ ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ

Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь - это основной инструмент деятельности специалиста практически любой профессии. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Справиться с этой задачей он сможет только при соблюдении нескольких условий.

1) Внешний вид. Хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным пу­тем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, как он жестикулирует.

Когда возникает необходимость встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требова­ниям слушателей и обстановки. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти - чистыми, обувь - начищенной, платье или костюм - тщательно отглаженными и аккуратно застегнутыми.

2) Манеры. Надлежащие манеры оратора имеют более сущест­венное значение, чем его внешность. Если оратор будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слу­шателя немедленно сменится разочарованием и досадой. «Читай не как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой…».

3) Поза. Не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. При­мите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи.

4) Контакт со слушателями. Прежде всего, следует подтвердить основной прин­цип: подлинно движущая и направляющая сила внеш­них данных и приемов оратора заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией.

5) Жесты. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом, управляйте жестами. Жесты должны отвечать своему назначению.

Резюме.В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, по­зы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Лучшая черта во внешнем облике оратора - коррект­ность. Неотъемлемые качества хороших ораторских ма­нер - непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непри­нужденность осанки и легкость движений. Жесты - это любые движения, усиливающие впечатление от выска­зываемых идей.

КАК ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ НАД РЕФЕРАТОМ И ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

За несколько лет учебы студент должен научиться не только правильно пользоваться научной литературой, но и самое главное – извлекать из нее нужную информацию и использовать полученные знания для изложения своих (не чужих!) мыслей. А это – процесс творческий. И этому процессу во многом способствует написание реферата.

Как правильно работать над рефератом? Наверняка, подобным вопросом задавались многие студенты, потому что написание реферата - это наиболее часто встречающийся вид самостоятельной работы.

Для начала надо знать некоторые общие сведения о том, что такое реферат.

Реферат - это краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

В учебном процессе реферат понимается в более широком смысле – как краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учебника, научной проблемы, результатов научного исследования и т.п.Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий ее вопросы на основе обзора литературы и других источников.

Работа над рефератом состоит из нескольких этапов.

1) На первом этапе студент должен самостоятельно выбрать интересную для него тему. Тема должна быть актуальной, понятной и интересной студенту, которую затем можно было бы развить и в последующих работах, и даже, доработав ее, превратить в дипломную работу.

2) После выбора темы логично начать сбор научной и иной информации по данной теме. Это самый важный и ответственный этап работы. От количества и качества найденных материалов во многом будет зависеть и содержание работы. Обычно преподаватель предлагает примерный перечень основной и дополнительной литературы по темам рефератов. Но и сам студент должен проявить, инициативу, прибегнув к поиску нужных источников в библиотечном каталоге, библиографическом справочном материале, справочных электронных системах.

3) Далее следует этап изучения литературы, конспектирование первоисточников. Особенно следует обратить внимание на цитаты разных авторов, при этом следует выписать автора цитаты, полное наименование книги (включая дату, город издания), страницу, откуда она взята - все это пригодится при оформлении ссылок.

4) Затем начинается анализ собранного материала, в ходе которого отбрасывается все лишнее, а из оставшегося составляется логически систематизированное содержание работы, раскрывающее поставленную проблему. В последствии данное содержание может быть дополнено какими-то новыми фактами, идеями, мыслями.

5) Оформление реферата представляет собой заключительный этап. Автор сводит весь материал в единую работу, оформляет его в соответствии с установленными требованиями (подробнее об этом, смотри далее). Приступать к чистовому оформлению работы можно лишь после окончательного обобщения и структурирования материала, после учета замечаний и дополнений преподавателя, после внесения всех дополнений и уточнений, тщательной проверки материала на отсутствие ошибок, опечаток, после проверки на логичность и последовательность изложения. Также следует проверить точность цитат и ссылок, устранить стилистические ошибки.

6) Защита реферата - не менее важный этап. Защита работы, как правило, состоит из доклада, время которого устанавливает преподаватель, и ответов на задаваемые вопросы. Доклад должен быть четким, конкретным, раскрывающим основные положения работы. От студента потребуется реализовать свое умение перечислить и описать основные задачи, поставленные перед ним, объяснить причины выбора темы и ее актуальность, обосновать те или иные положения работы и сделать соответствующие выводы.

На старших курсах студентам предстоит выполнять самостоятельные довольно сложные проектные работы, какими являются курсовые работы по отдельным дисциплинам и дипломная работа. Они допускаются к защите только при условии соблюдения нормативных требований к оформлению. Поэтому, работая над оформлением своего реферата, помните, что тем самым вы подготавливаете себе ситуацию успеха в будущем.

При оформлении реферата следует учитывать, что открывается работа титульным листом, где указывается полное название ведомства, университета, колледжа, тема реферата, фамилии автора и руководителя, место и год написания.

Текст реферата печатается (пишется) на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (параметры страницы: верхнее, нижнее – 20 мм, правое поле – 15 мм, левое поле – 30 мм) шрифтом Times New Roman, кегль 14, через 1,5 интервала. Текст форматируется по ширине листа. Не допустимо писать работу с грамматическими ошибками, с редакционными и стилистическими погрешностями.

Страницы реферата нумеруются арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последнего, включая список использованных источников и приложения без пропусков и повторений. Порядковый номер страницы размещается в правом углу нижнего поля. Номера страниц проставляются, начиная с содержания (2-я страница).

Композиционно реферат состоит из: 1) титульного листа; 2) содержания; 3) введения; 4) основной части (описания); 5) заключения; 6) списка использованных источников; 7) приложения (если имеются в наличии). Объем всего реферата (включая титульный лист и приложения, если они есть) должен составлять 15 страниц.

В содержании указывают обозначение и наименование всех разделов, подразделов и номера страниц, на которых размещается их начало:

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Слово «СОДЕРЖАНИЕ» оформляется в текстовом редакторе – полужирный шрифт, 14 пт Times New Roman, прописные в виде заголовка симметрично основному тексту. Наименования разделов и подразделов, включённые в содержание, оформляются шрифтом в текстовом редакторе – 14 пт, Times New Roman строчными буквами, начиная с прописной за исключением разделов: «ВВЕДЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и «ПРИЛОЖЕНИЯ». Если наименование раздела (пункта) не умещается на одну строку, его переносят на следующие строки, при этом перенос слов запрещён. Номер страницы проставляется напротив последней строки.

Структурные части основного текста обозначаются заголовками, которые выделяются прописными буквами, размером шрифта или способом начертания. Различают заголовки первого и второго уровней. К заголовкам первого уровня относятся: «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «НАЗВАНИЯ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ (ГЛАВ)», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ». В тексте работы они печатаются прописными буквами без кавычек, подчеркивания и точки в конце, выравниваются по центру, переносы в словах не допускаются. Каждый заголовок первого уровня и следующий за ним текст начинаются с новой страницы.

Во введении объясняется актуальность выбранной темы, раскрывается ее значимость, определяются объект и предмет исследования, цели и задачи, которые намечаются реализовать в реферативной работе. Маленькая хитрость - введениецелесообразно писать после того, как исследование полностью выполнено и в рабочем варианте написаны все главы. Начать «Введение» можно, например, со слов «Настоящее содержание данного реферата посвящено проблеме …». Далее целесообразно обосновать выбор темы работы и раскрыть содержание основных понятий, фигурирующих в названии работы.

По объему введение должно составлять 1-2 страницы текста.

Введение начинают с нового листа. Слово «ВВЕДЕНИЕ» располагается симметрично основному тексту.

Восновной части реферата должны четко и логически последовательно раскрываться содержание, даваться характеристика степени проработанности темы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), на основе изученных источников рассматриваться сущность исследуемой проблемы, различные подходы е ее решению, излагаться собственная позиция студента.

Следует помнить, что достоинство работы зависит не только от качества использованных источников, достижения содержательной целостности изложения, логически верно выстроенной структуры, но и от умелого включения материалов, отражающих личный опыт студентов, результаты их самостоятельных исследований. Суждения, характеристики, предположения и выводы необходимо подкреплять ссылками на имеющиеся концепции и факты. При обращении к теоретическим работам отечественных и зарубежных авторов, материалам исследований, необходимо указывать источники, а в случае заимствования оригинальных идей - дословно цитировать, заключая эту часть текста в кавычки.

Текст необходимо разбивать на абзацы, т.е. примерно равные по объему части текста, тесно связанные между собой и объединенные по смыслу, начала которых пишут с абзацного отступа 1,27 см.

Внутри глав и параграфов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис [-].

Раздел «Заключение» является обязательным для работы. Заключение должно содержать краткие выводы, рекомендации и оценку результатов выполненной работы. Заключение начинают с нового листа, по объему оно не превышает 2-х страниц текста.

Слово «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» оформляется симметрично основному тексту.

Список использованных источников должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.32 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления, и правилами библиографического описания документов ГОСТ 7.1 Библиографическая запись. Список использованных источников начинают с нового листа. Слова «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» оформляются симметрично основному тексту. Список является обязательным разделом и включается в содержание. Список должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении работы. Список обязательно должен быть пронумерован и содержать не менее 5 наименований. Список использованных источников приводится в следующей последовательности:

- законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

- монографии, учебники, справочники и т.п.;

- научные статьи, материалы из периодической печати;

- электронные ресурсы.

Официальные документы ставятся в начале списка в определённом порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.). Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке, образуя дополнительный алфавитный ряд.

Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т.п.) должны включать фамилию и инициалы автора (авторов) в именительном падеже, полное название книги с прописной буквы без кавычек, город, издательство, год издания обозначают арабскими цифрами без слова «год» или сокращения «г.»; сведения о количестве томов; порядковый номер тома, части, а также номера страниц и количество страниц. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже, допускается сокращение названия только двух городов – Москва (М) и Санкт-Петербург (СПб). Сведения о статье из периодического издания должны включать фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания (журнала), год выпуска, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Все цитаты и другие заимствования должны сопровождаться сносками и ссылками, оформлению которых следует уделять самое серьезное внимание, поскольку в этом в определенной мере находит свое выражение научная этика и культура научного труда.

Приложения — это материал, дополняющий текст реферативной работы. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы, схемы, иллюстрации, рисунки т.д. На все приложения должны быть ссылки в тексте, а в разделе «Содержание» должны быть перечислены все приложения с указанием их обозначений и заголовков. Приложения располагаются в порядке появления ссылок в тексте. Слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» печатается в верхней части страницы, посередине, все буквы прописные, выделяются полужирным шрифтом, Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывается симметрично относительно текста строчными буквами с первой прописной буквы в виде отдельной строки (или строк) и выделяется полужирным шрифтом. Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением Е (Ё), З, и (Й), о, Ч, я, Ь, Ы, Ъ, или латинского алфавита за исключением букв I и O. Приложения должны иметь общую с остальной частью, сквозную нумерацию страниц. Приложения размещаются после списка использованных источников.

Иллюстрации(таблицы, графики, схемы, рисунки и пр.), занимающие менее 1/2 страницы, могут быть расположены в тексте работы. Иллюстрации, занимающие более 1/2 страницы, выносятся из текста, выполняются на отдельном листе и даются в разделе «Приложение».

Итоговая оценка будет выставлена в зависимости от нескольких факторов, среди которых следует назвать: 1) глубина разработки проблемы; 2) основательность использования научной литературы; 3) самостоятельность и творческой подход к осмыслению темы; 4) достоверность и научная обоснованность выводов; 5) правильность оформления. Помните, что не допускается прямое переписывание текста из учебников или другой литературы, должна быть произведена творческая обработка материала; а реферат, «позаимствованный» из Интернета или компакт-диска типа «Сто лучших рефератов», может надолго испортить вашу репутацию.

Выполнение и успешная защита реферата – это важный этап в становлении высококвалифицированного специалиста, владеющего основами научной организации труда, способного к самостоятельному поиску истины и постоянному профессиональному росту.

Наши рекомендации