Служебные части речи и междометие
предлог | союз | частица | междометие | |
функция | 1) невозможно задать вопрос; 2) связывает слова в предложении, указывает на падежные формы имен | 1) невозможно задать вопрос; 2) связывает однородные члены предложения и грамматические основы | 1) невозможно задать вопрос; 2) образует формы слов, выражает отрицание, смысловые оттенки, чувства, логические выделяет среди других слов | 1) невозможно задать вопрос; 2) выражает эмоции и чувства человека |
разряды | 1) по происхождению: - непроизводные (в, на, под, у, к, с, над, от, по, до) - производные, т.е. образованные от других частей речи (в течение, в продолжение, напротив, около, благодаря, вокруг, согласно и др.) 2) по составу: - простые (из одного слова); - составные (из нескольких слов) | 1) сочинительные: - соединительные (и, да, ни-ни, и-и, не только - но и, как – так и, тоже, также) - противительные (а, но, да(=но), зато, однако) - разделительные (или, либо, то-то, не то – не то, или – или). 2) подчинительные: - временные (когда, пока, едва, лишь, только лишь) - причинные (потому что, так как, оттого что, ибо) - целевые (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы) - условные (если, раз, когда (=если)) - уступки (хотя, несмотря на то что, пускай) - сравнительные (как, как будто, словно, точно) - следствия (так что) - изъяснительные (что, чтобы, будто) | 1) формообразующие (бы, да, пусть, пускай, давай, более, менее, самый) 2) отрицательные (не, ни) 3) модальные (ли, разве, неужели, вот, вон, именно, как раз, только, лишь, исключительно, почти, что за, как, даже, ведь и др.) | 1) непроизводные (ах! ой! увы! фу! о!) 2) производные (батюшки! брось! вот еще! вот тебе на! и т.д.) |
ÑРазбор задания
Укажите верную характеристику слова НЕСКОЛЬКО в предложении: Человек, написавший на листе бумаги несколько фраз, отражающих его впечатления и раздумья, скорее всего, не думал ни о каких жанрах.
1) краткое прилагательное
2) наречие
3) краткое причастие
4) местоимение
Рассуждение:Читаем предложение и задаем вопрос к данному слову: фраз сколько?несколько. На вопрос сколько? могут отвечать только две части речи: числительное, местоимение. В вариантах присутствует только местоимение, поэтому именно вариант 4 является верным.
При рассуждении можно пойти другим путем, действуя методом исключения. Например, краткое прилагательное отвечает только на вопрос каков?, у причастий есть специфические суффиксы. Оба эти варианта не подходят. Слово несколько указывает на некоторое количество, именно указывает, но не называет, поэтому при колебании между вариантами наречие и местоимение, следует выбрать последний.
Укажите верную характеристику слова СВЯЗАН в предложении: Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определенной ситуацией, а человек всегда находится в непредвиденной ситуации.
1) наречие
2) краткое прилагательное
3) краткое причастие
4) деепричастие
Рассуждение:Слово связан отвечает на вопрос что сделан?, кроме того, в его состав есть суффикс –н-, что указывает на отличительные признаки краткого страдательного причастия. Правильный вариант 3.
? Потренируйся
Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11.
(1)… (2) К северу от песков широкий пояс каменистой полупустыни занимает южную, гобийскую, половину Монгольской Народной Республики. (3)… в жарких безводных котлованах-впадинах между хребтами-залегают красноцветные породы. (4) Это пески, глины и песчаники, некогда отлагавшиеся в устьях рек Центральноазиатской суши, которая не покрывалась морем последние сто тридцать миллионов лет. (5) В этих породах сохранились неприкосновенными самые различные наземные животные, населявшие Центральноазиатский материк от меловой эпохи до наших дней, – исторические документы великой лестницы эволюционного развития животных от неуклюжих, безмозглых ящеров до быстрых и сообразительных млекопитающих – ближайших родичей человека.
А8Какое слово или сочетание слов является одной из грамматических основ в четвертом (4) предложении текста?
1) не покрывалась
2) не покрывалась морем
3) которая не покрывалась морем
4) которая не покрывалась
А9Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) простое осложненное
2) сложное бессоюзное
3) сложносочиненное
4) сложное с сочинительной и бессоюзной связью
А10Укажите предложение, в котором есть определительное местоимение.
1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
А11 Укажите значение слова ЛЕСТНИЦА в пятом (5) предложении.
1) неровности
2) уступы
3) сооружение в виде ряда ступеней
4) последовательное расположение по восходящей линии от низшего к высшему
Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11.
(1)… (2) Именно по тембру мы узнаем голос человека или различаем инструменты, которые исполняют одну и ту же мелодию в одной тональности и с одинаковой громкостью. (3) От чего же зависит тембр звука? (4) Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (5) Их можно наблюдать при помощи известного прибора – осциллографа. (6)… если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синуоида, а более сложная кривая.
А8Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) инструменты исполняют (предложение 2)
2) наблюдать (предложение 5)
3) можно наблюдать (предложение5)
4) появится кривая (предложение 6)
А9Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.
1) простое осложненное
2) сложное бессоюзное
3) сложносочиненное
4) сложноподчиненное
А10Укажите предложение, в котором есть неопределенное местоимение.
1) 5 2) 2 3) 6 4) 4
А11Укажите значение слова ИСТОЧНИК в предложении 4.
1) то, что дает начало чему-либо
2) естественный выход подземных вод на поверхность
3) тот, кто сообщает какие-либо сведения
4) первый момент какого-либо явления
Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11
(1)… (2) Одни люди лучше запоминают то, что они прочли или увидели (зрительный тип памяти), другие должны обязательно выслушать (слуховой тип). (3) Смешанный тип памяти отмечается, если память сочетает особенности всех трех типов. 4) Для совершенствования памяти нужно в первую очередь проследить за собой и определить, какой именно вид памяти у вас преобладает. (5) И в дальнейшем лучше тренировать не ту особенность памяти, которая хорошо развита, а другую. (6)… если человек хорошо запоминает прочитанное, то нужно, чтобы он еще и воспринимал материал на слух или записывал его.
А8 Какое слово или сочетание слов является сказуемым в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) должны (предложение 2)
2) проследить (и) определить (предложение 4)
3) нужно (предложение 4)
4) развита (предложение 5)
А9 Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) сложноподчиненное
2) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
3) сложносочиненное
4) сложное бессоюзное
А10 Укажите верную морфологическую характеристику слова РАЗВИТА (предложение5).
1) краткое прилагательное
2) деепричастие
3) страдательное причастие
4) действительное причастие
А11 Укажите значение слова ПАМЯТЬ (предложения 2 –5).
1) воспоминание
2) способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления
3) совокупность сведений о каких-либо событиях
4) запас хранящихся в сознании впечатлений
А12.
Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи
В этом задании необходимы знания о способах образования слов!
FПодсказка.Информацию о них ты сможешь найти в задании В1.
& Правило.
В зависимости от части речи правило делится на три части.