Империя. Рубеж 1916—1917 годов
Содержание
Алексей Сокольский На Руси радость Пасхальная .....................3
Новости общества............................................................................... 6
Новые издания................................................................................... 12
«Имперский клуб» в Обществе «Двуглавый орел» ..................13
Наши анонсы ................................................................................14
Актуальные статьи .......................................................................15
Памятные даты .............................................................................48
Алексей Сокольский
На Руси радость Пасхальная…
На Западе, в бывшем Христианском мире о Пасхе помнят, ее отмечают, но гораздо менее торжественно, чем Рождество. Путь к Светлому Воскресению Христову начинается от Голгофы, через ад и гробницу. А это утомляет нынешние Европу и США. Потребительское общество, с его надуманными улыбками и надутым искусственно весельем в комфортных условиях, не может постоянно вспоминать о смерти.
Да, и к тому же почти половина протестантских сект отказалась от Бога Сына и низвела Его до пророка или даже до простого учителя нравственности. Господа нашего Иисуса Христа превращают то в оголтелого революционера, то в проповедника толстовского смирения перед злом, во всех личинах и проявлениях оного. Предвечного Бога сводят к человеку, да и то с далеко не лучшими свойствами характера и слабыми физическими силами. Кажется, что несторианство — старинная ересь или альбигойство — средневековая секта возродились вновь и сожрали западную цивилизацию изнутри.
Но не такова Россия. И во времена советского атеизма Пасху все равно отмечали, пусть и в превращенных формах. Даже советский общепит сдался и стал выпускать кекс «Праздничный», полностью повторявший пасхальный кулич. А кекс «Столичный», вообще, по ГОСТовским стандартам подходил к традиционному пасхальному столу. Коммунистическая власть на бытовом уровне капитулировала перед Православием еще и до падения своего. Как ни странно, но именно оголтелый атеизм и грубый материализм защитили Русь от тихого просачивания теплохладности со стороны Европы. Бог ведь знает, как все устроить. И поругаем не бывает! И в России до сих пор остается чувство Господа и ощущение неполноты общества без монархии. Ведь Бог наш — Царь, Царь царей. И президентом или партийным премьер-министром быть не может.
Бог любит всех. Бог отдает себя всем, а не только праведным и сугубо фарисейски послушным. Недаром святитель Василий Великий написал: «Каждый правитель может править, но только царь может умереть за своих подданных».
Русские цари следовали за Царем царей и умирали за подданных своих. Правда, последние нечасто понимали сие. Павел Петрович, Александр Второй и страстотерпец Николай Александрович — прямые последователи Христа, как тысячи и тысячи новомучеников: прославленных в лике святых и забытых, засвидетельствовали о своей верности Христу.
Россия многажды раз проходила в душе своей на Голгофу за Христом. А русские — народ православный стояли у Креста или распинались рядом с Крестом Господним, как разбойники. Всяко бывало. Но на этом и держалась Россия.
А бабушки? Которых сейчас принято злословить. Они твердо сохраняли веру. Недаром священник Димитрий Дудко говаривал:«Русь не одолеть, не уничтожить, пока хоть один праздничный платочек будет в русском храме». А сколько этих «платочков» наполняют церкви на Пасху. Не счесть. Пасха давно считается исконно русским праздником. И атеистам иногда приходят на ум пасхальные слова о всеобщем воскресении. И последний алкаш надеется у Престола Божия в день Страшного суда надеяться на милость Божию. Господь Бог ведь судит нас не по справедливости, а по милости своей. И Пасха свидетельствует об этом.
Слова святителя Иоанна Златоуста понятны русским. И радость Пасхальная звучит в сердцах, когда взлетают к Небу строки: «Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!
Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.
Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!
Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь».
С Праздником, братья и сестры!
Новости Общества
«Двуглавый орёл» в Ростове-на-Дону
С 3 по 5 апреля 2017 года делегация Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орёл» во главе кандидатом исторических наук, генерал-лейтенантом Л.П.Решетниковым посетила Ростовское и Шахтинское региональные отделения общества. В состав делегации входили помощник председателя общества Е. А. Волоскова, а также эксперты общества А. В. Атаев и Р. О. Руссу.
3 апреля члены делегации приняли участие в вечернем богослужении в Храме Святого Благоверного Дмитрия Донского города Ростов-на-Дону. В запланированной после богослужения встрече с Л. П. Решетниковым помимо членов ростовского регионального отделения «Двуглавого орла» приняли участие прихожане Храма. Выступая перед аудиторией, Л. П. Решетников коснулся причин Русской катастрофы в 1917 году. Акценты в выступлении Л. П. Решетникова были расставлены таким образом, что у аудитории возникли вполне естественные вопросы о связи событий 1917 года с нынешними попытками дестабилизации общественно-политической ситуации в стране. В обсуждении приняли участие руководитель Ростовского регионального отделения, кандидат философских наук Д. А. Леусенко, представители молодежи, научной и творческой общественности города Ростов-на-Дону. Участниками встречи было акцентировано внимание на необходимости проведения аналогичных встреч в будущем.
4 апреля Председатель Совета Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» выступил перед общественностью города Ростов-на-Дону. Лекция была организована региональным отделением Общества и проходила в ростовском коворкинг-центре «Под крышей». С докладом на тему «Противники Империи (история в лицах)» выступил эксперт общества «Двуглавый орёл», кандидат политических наук А.В. Атаев.
В этот же день Л. П. Решетников, приняв приглашение ректората, выступил с лекцией в ростовском филиале Всероссийского государственного университета юстиции. Лекция, вызвавшая интерес студентов и преподавателей, стала поводом для обсуждения с руководством вуза программ более тесного сотрудничества между обществом и ростовским филиалом Всероссийского государственного университета юстиции. В тот же день делегация посетила станицу Старочеркасскую, в центре которой на прихрамовой территории находится майдан – место традиционного проведения казачьего круга. В рамках посещения Свято-Донского Старочеркаского мужского монастыря состоялось общение с братией монастыря.
5 апреля делегация выехала в Шахтинское региональное отделение Общества, возглавляемое известным в Ростовской области педагогом и общественным деятелем, директором Шахтинского казачьего кадетского корпуса В. А. Бобыльченко. В городе Шахты Председатель Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орёл» Л. П. Решетников возложил цветы к памятнику императору Александру II и к монументу в ознаменование Славы русского оружия в Великой войне (1914—1917).
В конце апреля в Нижнем Новгороде состоялась встреча московских историков и общественных деятелей Л.П. Решетникова и П.В. Мультатули с культурной и православно-патриотической общественностью города и области.
Послушать и задать вопросы видным представителям российской исторической науки в Белом зале областной универсальной научной библиотеки собрались представители и члены местного историко-краеведческого сообщества, Обществ «Нижегородский краевед» и «Отчина», Нижегородской митрополии, областной организации Союза писателей России, Поволжского казачьего войска, Нижегородского кадетского корпуса, региональных отделений «Русского собрания», «Союза русского народа» и др. объединений, преподаватели вузов, студенты и кадеты.
Леонид Петрович начал с презентации Общества «Двуглавый орел» и его Нижегородского регионального отделения, а затем подробно рассказал о состоянии современного исторического сознания, исторической науки и отражения их в СМИ и кинематографе.
«История нашего Отечества XX века — самая оболганная в мире, сказал он, и, если применительно к дореволюционной историографии можно говорить об отдельных случаях искажений, то в советскую эпоху имела место тотальная, системная фальсификация истории. Советский агитпроп внушал народу представления о дореволюционной России как стране лаптей и сохи, в то время как это была самобытная и высокоразвитая цивилизация, давшая нам и миру Пушкина, Достоевского, Рахманинова, Менделеева, Транссиб, первые подводные лодки и т.п. После 1917 г. преподавание истории России в школе и вузах вообще отменили, а с 1934 г., вернувшись в учебные программы, история выполняла роль служанки политики и в угоду ей постоянно переписывалась. Сначала из учебников исчез вождь революции и организатор Красной армии Троцкий, затем большая часть «ленинской гвардии», окружения Н.С. Хрущева и сам первый секретарь ЦК КПСС».
В 1917 году, по мнению Л.П. Решетникова, Россия была отброшена со столбовой дороги своего естественного развития и вступила на губительные для нее, чуждые, по сути, указанные недругами пути коммунизма и западнического либерализма. Православие и Святая Церковь, служившие нашему народу духовным стержнем, были исключены из жизни общества и подверглись хуле и разгрому. На русский православный народ обрушился свирепый террор. «Только раз за историю России наш народ уничтожал сам себя — это произошло после 1917 года», - сказал Л. П. Решетников. Спасение Родины, считает историк, — в возвращении на столбовую дорогу: в лоно русской православной цивилизации. А для этого необходимо знать подлинную историю наших предков, на протяжении более чем 1000 лет созидавших великое государство и великую культуру. А вот идея реанимировать «красный проект», которую проповедуют Зюганов сотоварищи, гибельна для России, убежден Леонид Решетников.
Отвечая на вопросы, Л.П. Решетников, в частности, дал негативную оценку фильму «Матильда» как исторически лживому и клеветническому и, подчеркнув, что воспрепятствовать его выходу на экраны вряд ли возможно, но протестовать против глумления над памятью Святого Царя и Его Семьи — долг каждого русского. Существование многочисленных названий городов и улиц, памятников в честь революционеров и террористов историк назвал «моральной шизофренией».
Историк Петр Валентинович Мультатули рассказал о фальсификациях истории царствования Николая II, изъятии из архивов многих документов. Ученый дал крайне негативную оценку взглядам и деятельности писателя А. Проханова, подчеркнув, что его прожекты чреваты новыми катастрофами, причем планетарного масштаба. Отвечая на вопрос о писателе М. Горьком, непомерный культ которого процветает в Нижнем Новгороде, гость рассказал о негативной роли Горького в русской и советской истории, назвав его безнравственным и «страшным человеком».
На встрече были представлены книги обоих историков. Желающие могли получить автографы Л.П. Решетникова (на его книги «Вернуться в Россию», «Русский Лемнос» и др.) и П.В. Мультатули.
От редакции. Встреча была организована областным отделением Общества «Двуглавый орел», которое возглавляет историк и общественный деятель Сергей Фадеев.
Новое издание Общества «Двуглавый орел».
Общество развития исторического просвещения «Двуглавый орел» выпустило сборник работ консервативных критиков различных тупиков социального экспериментирования. 26 апреля в Обществе «Двуглавый орел» состоялась презентация нового издания. В год столетия революции в России требуется осмыслить, какое наследие выбрать как историческую и духовную основу нашего дальнейшего развития. Нам необходимо решить, что для нас, как для русского общества важнее - наследие революции и коммунистического режима или наследие Российской Империи и Православного мира. Решению этого вопроса помогут консервативные критики различных тупиков социального экспериментирования. В сборнике представлены труды мыслителя Л.А. Тихомирова, профессора богословия Н.А. Боголюбова, философа В.А. Кожевникова, профессора политолога Н.В. Болдырева, экономиста профессора А.Д. Билимовича, историка Н.В. Ульянова.
Книга будет интересна всем интересующимся русской историей, политикой, социологией и политическими теориями.
По вопросам приобретения обращайтесь по телефону: +7-915-055-59-88
«Имперский клуб» в Обществе «Двуглавый орел».
При Обществе развития русского исторического просвещения в феврале 2017 года начал функционировать «Имперский клуб». В течение года в обществе будет работать дискуссионная площадка, в рамках которой студентами, аспирантами и молодыми учёными будут обсуждаться исторические и политические темы. В центре внимания историческая и политологическая проблематика, связанная с позитивным позиционированием Имперской России и Царской династии Романовых, а также анализ современных вызовов и угроз русской цивилизации. Ежемесячно в Обществе будут выступать ведущие российские эксперты-историки и политологи.
Работа «Имперского клуба» соотносится с основными целями и задачами Общества «Двуглавый орел», способствует формированию исторически просвещённой активной группы молодежи. Для организаторов важно привлечь к работе активных патриотически настроенных молодых людей, способных любить и развивать Россию. Формат мероприятия предусматривает выступление спикера и обсуждение тезисов и положений, представленных докладчиком.
Заседания клуба проводятся 2 раза в месяц, начало в 18.00.
Следите за анонсами на нашем сайте.
Наши анонсы.
18 мая 2017 г. в Москве пройдёт конференция на тему: «Русская Православная Церковь в Отечестве и за рубежом: смысл, итоги
и перспективы воссоединения РПЦ и РПЦЗ».
Цель мероприятия – анализ духовных, исторических, церковно-канонических и социально-политических аспектов воссоединения двух частей Русской Православной Церкви.
Организаторы круглого стола: Аналитический центр святителя Василия ВеликогоиОбщество развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орел». Для участия приглашаются священнослужители, богословы, историки, политологи, преподаватели и учащиеся православных духовных учебных заведений, общественные деятели и другие заинтересованные лица.
Вопросы для рассмотрения:
- Церковно-исторический смысл события подписания Акта о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ 17 мая 2007 года
- Русский мир и единство Русской Церкви в Отечестве и за рубежом: политический и геополитический аспекты.
- 10-летие воссоединения РПЦ и РПЦЗ и 100-летие революционных событий.
- Богословское наследие РПЦЗ и его актуальность для современного духовного образования в России.
- Святитель Серафим (Соболев) и православный традиционализм. Проблема экуменизма в свете воссоединения Русской Церкви в Отечестве
и за рубежом. - РПЦ и РПЦЗ сегодня: проблема русской идентичности. Социальный аспект.
- Монархическая идея для Русской Церкви в Отечестве и за рубежом сегодня. Роль РПЦЗ в прославлении Царственных страстотерпцев.
Место проведения: г. Москва, Яузская ул., д. 5, офис 318, станция метро «Китай-город» или «Таганская».
Время проведения: 15.00-19.00.
Для участия в конференции необходимо не позднее 17 мая подать заявку по электронной почте [email protected] или по тел. +7 499 399-37-24.
Актуальные статьи
Петр Иванченко
«Матильду» оценили
Скандальный фильм «Матильда» наконец получил квалифицированную оценку: в Генпрокуратуру направлено отрицательное заключение на фильм «Матильда». Согласно этой оценке, трейлер и сценарий фильма «Матильда», снятого Алексеем Учителем, признан оскорбляющим религиозные чувства. Экспертизу проводила комиссия ученых по запросу депутата Госдумы Натальи Поклонской.
В связи с заключением Н. Поклонская направила в Генпрокуратуру РФ депутатский запрос. Как сообщает депутат, экспертизу провели доктора психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет. Среди них научные сотрудники Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, профессор Московского государственного лингвистический университета, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции РФ по Москве.
«Комиссия заключает, что созданный в фильме „Матильда“ образ канонизированного Русской православной церковью Российского императора Николая II не может не оскорблять религиозные чувства и не унижать человеческое достоинство значительной части православных христиан — верующих Русской Православной Церкви, поскольку названный фильм направлен на формирование вполне определенного — ложного образа Российского Императора Николая II как неадекватного и нравственно растленного человека», — говорится в тексте заключения. Как мы видим, российская власть получила аргументированное обоснование для запрета проката этой скандальной картины и теперь должно сделать выбор, что для нее важнее — выполнение российского закона предполагающего защиту религиозных чувств верующих, и пресечение разжигания религиозной вражды и ненависти, или соответствие навязываемым Западом и его агентами влияния стандартам толерантности, которые предполагают примат паталогических наклонностей и устремлений кучки девиантов и их «самовыражения» над абсолютным большинством нормальных и нравственно здоровых людей.
В вопросе принятия решения относительно прокатной судьбы этого провокационного фильма, помимо нравственного и правового, есть и сугубо прагматичный аспект. Не секрет, что защищающее «свободу самовыражения» меньшинство — прозападная, либеральная «пятая колонна», глубоко враждебная не только православию, но и вообще всему русскому, а так же и нынешней власти и политическому курсу, который проводит Президент. И никакие подачки и поблажки не сделают ее лояльной ни к России, ни к власти — ее ненависть к нашему народу, к нашей стране и ко всем ее институтам онтологична. Зато с другой стороны — те, кто поддержали Владимира Путина и его команду в критический для них момент «Болотной революции», кто встали на защиту российского государства, общественного порядка и суверенитета страны.
При этом следует учесть, что православная общественность, без малейших сомнений, не смирится с выходом в прокат кощунственной картины — его будут сопровождать акции протеста и громкие скандалы, отнюдь не способствующие гражданскому миру и согласию в стране. К этому можно добавить, что Владимир Путин еще в ходе предвыборной кампании объявил во время встречи с представителями традиционных для России конфессий, что приоритетом его политики станет защита христианства. И как мы видим, на христианские святыни посягают не только джихадисты на Ближнем Востоке, педерасты в Европе и фашисты на Украине, но и «деятели культуры» в России. Так что, Президенту России нужно выполнять свои обещания и в России.
Для Российской власти наступает момент истины.
Олег Мономах
Сергей Иващенко
Красные, белые, зеленые…
В ставропольской станице решили установить памятник всем погибшим в годы Гражданской войны.
И спустя сто лет боль от братоубийственного противостояния здесь не утихла. А в истории этого края образовалось много белых пятен оттого, что никак не вписывалась она до последнего времени в официальные идеологические рамки...
Бориса Васильевича Орлова я знаю давно. Познакомились еще в начале двухтысячных. Он тогда, будучи главой администрации станицы Григорополисской, выступил в защиту единственного местного фермера, которого всесильный председатель местного колхоза «Россия» пытался задавить, так как не мог мириться с наличием в станице неподконтрольного ему человека. Невзлюбил он и Орлова по той же причине. Слишком строптивым был глава и на поклон к председателю не ходил, несмотря на то, что вся экономическая власть была, конечно, у руководителя хозяйства. Это противостояние длилось лет десять. В конце концов, Орлова удалось сместить. Сейчас он пенсионерствует, подрабатывает. А все свободное время, которого стало больше, посвящает изучению истории станицы Григорополисской.
Всего одна буква…
Борис Васильевич потомственный казак, как и многие его земляки. Но глубоко в историю своего рода не вникал, как и большинство молодых людей 70-х. Был активным комсомольцев, верил в светлое будущее, где будут царить равенство и неуклонная справедливость. А на фотографии предков в черкесках и папахах смотрел без священного трепета: ну, было и было, а теперь другая жизнь. Но в конце 80-х, когда наступила та самая гласность, и открылись факты, ранее недоступные большинству рядовых людей, по словам Орлова, его будто подменили. Он стал изучать и историю собственного рода, и родной станицы. По его выражению, «заболел казачеством». А когда стал главой станицы, то взялся просвещать и станичников. На собственные деньги начал издавать небольшую газету, которую назвал «Григориполисская правда», где рассказывал не только о текущих событиях, но и о прошлом станицы, основываясь на документах и рассказах старожилов.
Обратите внимание, газета называлась «Григориполисская правда», а станица - Григорополисская. Весьма символическое разночтение. Дело в том, что от основания и до начала 60-х годов прошлого века станица именовалась Григориполисской, что в переводе с греческого означает Город Григория. Большинство исследователей и местных жителей склоняются к тому, что названа станица так в честь Г.А. Потемкина, сделавшего много для развития Кубани и Предкавказья. А поменяли букву «И» на «О» по инициативе одной из местных учительниц русского языка. Она рассуждала просто. Мол, в русском языке существуют соединительные гласные в сложных словах «Е» и «О», а тут почему-то «И». Непорядок! В традициях того времени почин, идущий от трудовых масс и советской интеллигенции, был одобрен властью, и станица стала Григорополисской. Никого не смутило, что была попрана воля предков и историческая правда. То ж была другая история. Настоящая, правильная история страны началась только в 1917 году...
Когда Орлов частично реабилитировал букву «И», многие стали упрекать его в том, что он пытается реабилитировать и царский режим, которому служили казаки, и белое движение. На этот счет Орлов приводил слова одного станичника, который тоже стал интересоваться историей своего рода и станицы. Под давлением неопровержимых фактов он однажды заявил: «Нам все время говорили, что мы красные, а выходит, что все-таки белые». Думаю, правильней было бы сказать бело-красные, потому что в 1917 году станичное общество, как и вся страна, раскололось на два непримиримых лагеря. Но противников революционных перемен среди казаков было гораздо больше.
Помню, как посетил я станичный краеведческий музей лет 15 назад. Очень хороший музей, который содержал и содержит колхоз «Россия», и в советское время, и ныне остающийся экономически крепким предприятием. Удивило, что из 200-летней истории станицы ее казачьему прошлому уделено процентов 20 экспозиции, а все остальное – советское время и собственно история колхоза «Россия». Явный и несправедливый перекос. Но еще интересней, что тогдашний смотритель музея по фамилии Соловьев говорил мне: «Я убежденный коммунист и сын белогвардейца». Как вам такой коктейль?
И история, которую я привел в начале, о противостоянии председателя и главы станицы из-за фермера, тоже весьма показательна. Руководитель колхоза терпеть не мог в своей вотчине человека, живущего своим умом, исповедующего ценности «дореволюционного крестьянства и казачества, основанные на частной собственности». Фермер вроде как белый, получается, а председатель - красный. Вот и гнобил его, пользуясь положением. Но опять парадокс. Сам руководитель колхоза прекрасно вписался в рыночные отношения, удержал хозяйство на плаву в бурном рыночном море, и себя не забывает, богатея вместе с колхозом. Кто же он тогда, - красный? Как-то не вписывается в определенный когда-то стандарт. Похоже, жизнь требует полутонов.
Красный яр
Борис Васильевич Орлов и пытается разобраться в этих цветовых смешениях, воздав дань замалчиваемому и охаянному прошлому, и при этом, не впадая в другую крайность. Правда-то, она - посередине. Верстах в двух от станицы по дороге на Армавир был такой лесок – Красным яром называли. Красный не потому, что красивый, а потому что много там крови людской пролито. Многих казаков, не желавших признавать советскую власть, отправляли по этой дороге в тюрьму в Армавир. А не люба эта власть была более чем половине населения. Красноармейцам лень было гнать толпу 40 верст, многих расстреливали без суда и следствия в яру. Некоторые станичники до сих пор сомневаются: враки ли это, легенды?
-А кто ж будет хвалиться такими подвигами? – рассуждает Борис Васильевич, - а родственники тех, кого расстреливали, так были запуганы, что до сих боятся эту тему поднимать. Вдруг времена поменяются? Поверьте, некоторые реально допускают смену социального устройства страны: мол, в России все возможно.
Вот запись архивная, которую раскопал Орлов. Отчет председателя станичного ревкома Еременко: «Когда вступили в станицу красные войска, карательный отряд, состоявший из матросов в количестве 150 человек, тотчас же принял меры к ликвидации бандитов, выступивших против советской власти. В период двух дней было расстреляно 80 человек, а 23 июля еще 8, и на митинге человек 12. Всего 100 человек расстреляно, а в заложниках сидят еще 150, судьбу которых выяснить не могу». Далее Еременко сообщает, что в станице состоялся митинг, на котором станичники пообещали не выступать против советской власти. «Когда митинг был закрыт, каждый гражданин бросился, то есть, взялся за выполнение данного ему наряда на хлеб и скот, и до настоящего времени хлеб и скот поступают максимально». Еще бы! А бандиты, по красной терминологии, бело-зеленые, это был повстанческий отряд, которым руководил Федор Сергеевич Шершнев. А его заместителем был дед Бориса Орлова по матери Григорий Иванович Пантелеев. До 1924 года эта «банда» сопротивлялась новым порядкам. И вряд ли бы она продержалась так долго, если бы ей не сочувствовали станичники. Шершнева все-таки убили. Чуть позже кто-то выдал и Пантелеева. Его труп привязали к лошади и возили по станице на устрашение всем непокорным. А его жену, бабушку Бориса Васильевича, искололи штыками, изрезали ножами, вспороли живот...
- Страшное было время. Выяснять, кто был более жестоким, вряд ли уместно. Надо всех помянуть, простить и самим молиться, чтоб не было больше смуты на нашей земле, - говорит Борис Васильевич. В память обо всех жертвах братоубийственной войны и решили в Григорополисской поставить памятник недалеко от того самого Красного яра. Орлов, можно сказать, воспользовался административным ресурсом. По его задумке этот памятник должен стать местом всеобщего покаяния и примирения.
Упокойтесь с миром…
Здесь бы и поставить точку. Но выясняются все новые факты кровавой драмы. Татьяна Ивановна Коновалова, в девичестве Буланкина, нашла прямого свидетеля еще одной трагедии, о которой в станице открыто не говорили. Бывший станичный врач Петр Васильевич Криволапов указал ей место на кладбище, где, по словам его матери, был захоронен его дед и еще сотня казаков, расстрелянных красными. Эта сотня под командованием Алексея Мытарева возвращалась в 1918 году с фронта Первой мировой войны. Казаки до последнего были верны присяге и оставили позиции только тогда, когда уже и защищать стало нечего. Ничего не подозревавших фронтовиков встретила засада красных пулеметчиков. Всех положили... Родственникам запретили забирать тела, наспех покидав их в фамильный склеп семьи Филимоновых, получившей дворянское звание за ратные подвиги и служение Отечеству.
- Не случайно, выходит, на этом месте у нас на кладбище никого не хоронят, - говорит Татьяна Ивановна. - Видно, энергетика здесь такая, что люди чувствуют ее, и не могут потревожить прах невинно убиенных.
- А это, действительно, невинно убиенные, – соглашается Борис Васильевич. - Их вина перед новой властью была только в том, что они казаки, что верны были присяге и защищали то Отечество, которому присягали. Мы тоже решили поставить на этом месте памятник – могильный крест (на фото). Не все поддержали мою идею. Некоторые говорили: зачем ворошить прошлое, опять вносить раскол в общество. Ведь до сих пор деление на красных и белых в какой-то степени остается в сознании людей. А мне кажется, этим мы продолжаем ту же идею покаяния, извлечения уроков из прошлого. Без этого не будет мира в наших душах, не будет примирения в обществе. Хорошо, что на траурном митинге было много молодежи. Пусть задумаются над нашим прошлым, и сами сделают выводы, как им жить, чтобы такое не повторилось.
Ставропольский край
http://www.stoletie.ru/sozidateli/krasnyje_belyje_zelenyje_289.htm
Андрей Мановцев
Екатеринбургские останки
Размышления о докладе владыки Тихона (Шевкунова)
Недавно на «Русской Народной Линии» был опубликован доклад владыки Тихона (Шевкунова), в котором весьма подробно и обстоятельно обрисовано состояние, на данный момент, новых исследований, связанных с останками, извлеченными в 1991 году из могильника в Поросенковом Логу. В настоящей статье автор, подчеркивая субъективность своих суждений, желает обратить внимание читателя на отдельные моменты, относящиеся к проблеме этих останков и связанные с докладом владыки Тихона.
Честное признание
Прежде всего: мой взгляд пристрастен. Я принадлежу к тому «лагерю» (если следовать терминологии владыки Тихона), который не признает «екатеринбургские останки» царскими. Я убежден, что аргументация против такового признания слишком серьезна, чтобы быть поколебленой. Более того, я убежден, что осенью 2015 года Церковь упустила момент, когда имела возможность ставить свои условия и выдвигать свои, обоснованные, положения. «Из приличия» не стали тогда отрицать официальной версии, а теперь она снова торжествует...Мне около 70 лет, я не ученый, только публицист и, будучи рядовым человеком, к рядовому человеку и обращен. Понятно, что бОльшую часть своей жизни я прожил при советской власти, и это накладывает на мое восприятие неизгладимый отпечаток. Что же делать? Я претендую лишь на то, чтобы поделиться своими мыслями, не утверждая их бесспорности. В частности, я могу понять, что установка на закрытость исследований имеет свои основания, и все же, исходя из опыта своего поколения, с большим подозрением отношусь ко всему, что творится за непроницаемой завесой, особенно если это происходит под эгидой и при помощи людей, которые обладают разного рода большими возможностями и чьи мотивации заведомо спрятаны.
Если мне скажут: «У вас неизжитые фобии», то на это возразить мне будет нечего. И все же непрозрачность в вопросе общенациональной значимости представляется мне попросту оскорбительной — для всех, кто неложно почитает Царственных Мучеников. Всем понятно, что зачастую СМИ — это свора папарацци, всем понятно, что гласность чревата большими издержками, но без нее мы возвращаемся к дикости советского времени: «вы нам обязаны верить»... С ощущением таковой, хорошо знакомой, «обязанности», мне и приходится, читая доклад владыки Тихона, (опять же по советской старинке) читать между строк. Надеюсь, это «чтение» будет «по делу». Начнем с того, что бросается в глаза.
Подготовка понятно к какому известию
Для меня очевидно, что новое следствие признАет останки царскими, за исключением, вероятно (такова тональность упоминания) находки 2007 года. Слишком многое говорит в пользу этого впечатления.
Прежде всего, в противоречие с прежними заверениями владыки Тихона, акцент снова смещен в сторону «генетических исследований». Да, подчеркнута комплексность подхода, но понятно, чтО заново стало главным, остальное же будет «подверстано». Упоминания скелета № 4 и черепа № 4 таковы, что через несколько месяцев потребуется лишь констатация: «да, все исследования о которых мы говорили, подтвердили принадлежность этих останков Императору». Обозначена важная деталь: имела место консультация владыки Тихона с епископом Марком на предмет необязательности чудес в случае останков новомучеников. Удивление вызвало у меня указание на необходимость стоматологических исследований, сейчас объясню, почему.
Лечил ли зубы Государь?
В работе следствия 1993 года принимал участие известный американский антрополог, профессор Чарльз Мейплз. В 1994 г., в соавторстве с другими учеными, Мэйплз выпустил книгу “Dead Men Do tell Tales” N.Y. 1994 («Мертвые таки рассказывают»). Не выражая сомнений в том, что череп № 4 принадлежит Императору, он пишет о нем в своей книге так: «Челюсть и немногие уцелевшие зубы демонстрируют признаки серьезных пародонтальных заболеваний. На этих зубах нет никаких следов лечения или пломбирования(выделено мною – А.М.); они буквально испещрены кариесными впадинами и съедены почти до самых десен. Подобное состояние челюсти, на которой налицо все признаки пародонтальных заболеваний, и состояние самих зубов свидетельствует о том, что в таком виде они находились долгие годы при жизни императора, не получая никакого лечения» (цит. по книге Грэга Кинга и Пенни Вильсон «Романовы. Судьба царской династии». М. «Эксмо».2005, стр.700). На мой взгляд, приведенное свидетельство ученого показывает лишь то, что череп № 4 не может принадлежать Императору, у которого был личный зубной врач — Сергей Сергеевич Кострицкий. Известно, что у Кострицкого был свой кабинет в Александровском дворце. Зубной врач проявил себя как человек, преданный Царской Семье: он специально приезжал в Тобольск для лечения зубов у царственных узников. Николай II упоминает в дневнике о своих посещениях Кострицкого в Тобольске (даты даются по старому стилю): «Перед завтраком посидел внизу у Кострицкого» (19.10.17). «До чая сидел у Кострицкого» (21.10.17) «От 10 до 11 часов утра сидел у Кострицкого. Вечером простился с ним, он уезжает в К