Схема анализа философского текста

1. Тема – проблема – идея. Тема – то, о чем говорится в тексте (например, в «Философии истории» Гегеля темой становится всемирно-исторический процесс). Проблема – то, что автор находит интересного в теме, то, что становится поводом для обсуждения темы (у Гегеля: общие закономерности исторического развития человеческого общества, природа и цель исторического процесса). Идея – то, как автор предлагает решать поставленную проблему (у Гегеля: человеческая история основана на законе диалектического развития, подразумевающего единство и борьбу противоположных сил в историческом процессе).

2. Смысловая (логическая) композиция текста: каким образом строится рассуждение автора? Здесь возможны различные схемы: от четко сформулированного тезиса – через аргументацию – к выводам. Возможно построение текста на антитезах (когда автор полемизирует с какой-то реальной или предполагаемой точкой зрения). Возможен прием амплификации: когда тезис варьируется автором с добавлением различных нюансов.

2а) Отельный интерес представляет характер философской аргументации: обильны ли приводимые примеры? Точны ли аналогии? На чем автор делает акцент: на логических доказательствах или на риторических приемах убеждения читателя?

3. Композиционные формы речи. Текст может включать различные типы высказываний, помимо доминирующего в философии рассуждения – повествование, описание, диалог, текст в тексте. Необходимо проанализировать степень важности и роль каждой из них.

4. Стилистика философского текста:

- стилистически нейтральные и стилистически окрашенные слова и выражения;

- характер лексики: архаизмы, историзмы, заимствования, синонимы, омонимы, антонимы;

- синтаксис: распространенные предложения, периоды, степень сложности, повторы, порядок слов и т.д.;

- тропы и фигуры в тексте, их роль для аргументации, авторских оценок, акцентов, для создания атмосферы убедительности;

- интонационные средства;

4а) Роль языковых средств в формировании позиции мыслителя (например, Сократ в диалогах Платона часто использует слова своих оппонентов в другом смысле, тем самым обезоруживая их аргументацию; Ницше придает смысл философских понятий повседневным словам и выражениям, считавшимся до него невозможными в философском тексте: жизнь, сила, зависть и др.).

5. Реконструкция позиции мыслителя (на уровне отрывка, в контексте критической статьи, в контексте литературного процесса в целом) на основе проделанного анализа философского текста становится более адекватной, нежели при знакомстве только с содержанием его положений.




Ю.Л. Троицкий «Школа понимания: инструменты для гуманитарного исследования»

Как понимать фольклор?

Фольклор – явление сложное и разнородное. Это – различные виды народного художественного творчества.

Нередко под фольклором подразумевают только памятники древней и средневековой дописьменной культуры, передаваемые из уст в уста. Это – эпические сказания (саги, песни, а на Руси – былины), сказки, песенное творчество (баллады, заплачки, причитания, частушки, обрядовые песни и др.), а также так называемые паремии (пословицы и поговорки).

Однако фольклор существовал и существует и в эпоху письменности. Таковы, например, «профессиональные» песни – ямщицкие, бурлацкие, крестьянские, солдатские. Они возникают уже в Новое время. К последним двум столетиям относятся также «удалые песни» (разбойничьи, каторжные, тюремные, дворовые).

Фольклор связан отнюдь не только с народной культурой деревни. В современности существенную роль в городской жизни играет городской фольклор. Это и привычные для нас анекдоты, и городские легенды, и детские стишки, считалки и «страшилки», и городской романс, а также – тосты, шутки, игры, приметы, былички и т.д.

Фольклор бытует не только в устной форме. В Новое время, когда стали записывать народные песни и сказки, постепенно стали зарождаться письменные формы фольклора – стала появляться «наивная литература», для которой характерно пренебрежение к авторству, коллективное творчество (когда каждый «исполнитель» одновременно является и «творцом» произведения). Замечательный образец письменного фольклора – «письма счастья» и «святые письма». Интересное явление современного письменного фольклора – Интернет-фольклор (мемы, фа-комиксы, «фотожабы», хэштеги, «пирожки» и т.п.)

Особенность фольклора во всех его разновидностях – устойчивость жанровых форм, повторяемость образов и сюжетов, существование «общих мест» (топосов). Например, во всех русских былинах присутствуют стереотипные словесные формулы («конь добрый», «мать сыра земля», «палаты белокаменны»). Для стиля былин характерны устойчивые эпитеты: «резвы ноги», «силушка великая», «лебедь белая». Современные анекдоты также характеризуются устойчивостью персонажей, стереотипностью сюжетных и словесных решений.

Однако наличие устойчивых формул в фольклоре не мешает интенсивному поиску новых приемов выразительности и языковому творчеству.


Наши рекомендации