Как читать летопись и хронику?
Летопись — это жанр древнерусской словесности, который характеризуется погодной (год — «лето») записью событий. Хроника, в самом общем виде — европейский аналог летописи. Самая древняя русская летопись — «Повесть Временных Лет», составление которой датируется началом ХII в.
При использовании летописи в качестве источника следует помнить о таких особенностях этого жанра:
Летопись как явление средневековой русской культуры, как правило, не имеет конкретного автора, так как авторство — более поздний феномен.
Летопись имеет следующую структуру: дата и изложение события, которое произошло в этот год.
Летопись, как и иные средневековые жанры, не столько описывает реальное положение дел, сколько предписывает реальности, какой она должна быть с точки зрения летописца (как правило, это христианская точка зрения). Один из принципов летописания — большое количество общих мест, топосов, которые Д.С. Лихачев назвал литературным этикетом. Под литературным этикетом понимаются «устойчивые словесные формулы, закрепленные за определенными лицами или ситуациями» (Д.С. Лихачев Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С.82). Примеры этикетных мест: «взявшись за руки бились», «по долинам кровь текла, как река», «стук и шум страшен был как гром».
Летопись, как и иные средневековые произведения, сложноустроенный текст, включающий в себя иные жанровые образования: летописные известия, повести и т.д. Следовательно, способы анализа летописи как исторического источника могут различаться, в зависимости от того, с каким летописным фрагментом Вы работаете.
Удобно анализировать средневековые произведения (в том числе, летописи) с помощью противопоставлений типа «свой — чужой», «христианский — языческий», «верх — низ», «правда — ложь» и т.д. С помощью такого анализа можно восстановить систему ценностей древнерусского книжника, его ментальный мир. Эти противопоставления принято называть «бинарными оппозициями».
При медленном чтении летописи можно составить рейтинг тем, о которых пишет летописец. Для этого необходимо выписать «на поля» летописи темы каждого фрагмента летописного текста, а затем сосчитать количество повторов каждой темы. Составленный рейтинг частотности тех или иных тем позволит судить о том, что волновало средневекового книжника, а какие темы выходили за круг его интересов.
Необходимо помнить, что средневековое миропонимание было совсем иным, чем современное. Это касается и точности тех цифр, которые мы обнаруживаем в летописи: иногда эти данные явно завышены (например, когда летописец пишет о войске неприятеля), а иногда — занижены (когда, например, летописец сообщает о своих потерях). Из этого нельзя делать вывод о намеренной ложности летописных известий: это входило в литературный этикет времени.
Если учесть указанные особенности летописи как источника (литературный этикет, описание действительности с позиции «какой она должна быть», — то окажется, что этот исторический источник свидетельствует о ментальном мире летописцев-книжников не менее, чем о повествуемых событиях.
Ю.Л. Троицкий «Школа понимания: инструменты для гуманитарного исследования»
Как читать мемуары?
Воспоминания (мемуары) относятся к эго-документам и представляют собой весьма ценный исторический источник.
Основой любых воспоминаний является память мемуариста, а потому эти тексты имеют все «родовые признаки» человеческой памяти: неполноту, лакуны, неточности, иногда путаницу имен, названий, событийной канвы. Вот почему нужно быть предельно осторожным при использовании мемуарных источников. Необходимо учитывать:
· временную дистанцию между описываемыми событиями и написанием воспоминаний: чем больше дистанция, тем вероятнее ошибки памяти;
· степень включенности мемуариста в события, о которых он пишет: непосредственный очевидец, пользующийся разговорами и слухами или ближайший потомок;
· круг источников мемуаров: только собственная память, показания других очевидцев, записки и дневники, которые велись синхронно событиям;
· субъективные интересы мемуариста: желание отразить событие «как оно было на самом деле», завысить свою роль в событии или иные интересы.
Считается, что самая достоверная линия воспоминаний – это личные ощущения мемуариста, синхронные событийной канве. А самая ненадежная часть мемуаров – прямая речь. А.А. Ахматова говорила, что готова «плюнуть в лицо мемуариста», который через 30 лет воспроизводит прямую речь своих персонажей.
В качестве инструмента для сравнения различных мемуаров можно использовать понятие «плотность текста» – количество конкретных фактов на выбранный объем текста (например, на 20 страниц воспоминаний N приходится 100 фактов, а на те же 20 страниц мемуаров K – 150 фактов, - следовательно, плотность текста выше у последнего мемуариста в полтора раза).