Изменения в этническом составе племен бурзян, усерган и тангаур в XIV—XIX вв.
Пребывание бурзян, усерган, тангауров в Приуралье и на Южном Урале в XIV—XV вв. характеризуется активным взаимодействием с теми кыпчакскими и кыпчакизированными образованиями, которые сначала пребывали в составе Золотой Орды, затем были подвластны ногайцам и, наконец, позднее сыграли немалую роль в формировании татар, башкир, казахов и других народов. В эту эпоху в составе юго-восточных башкир появились этнонимы родов байулы-бурзян, ногай-бурзян; родовых подразделений — кызыл-ногай, ногайлар, ногай и др.
История бурзянского рода байулы особенно наглядно иллюстрирует направления этнических процессов в юго-восточной Башкирии в XIV—XV вв. Отделение бай-улу входило в состав Младшего Жуза казахов и включало роды адай, тана (илитама), маскар и тастар (Радлов, 1887, стр. 23). В XIX в. казахи-бай-улинцы кочевали между реками Урал и Эмба (Востров, 1962, стр. 83). Род байулы зафиксирован и в составе каракалпаков (ДАХХ,стр. 212, 231). Тождество этнонимов (байулы, бай-улу) и тамг (табл. 4, № 3), предания бурзянских байулинцев о родстве с казахами, их расселение в южной Башкирии, т. е. непосредственно к северу от казахских соплеменников, достаточно ясно указывают на происхождение рода байулы-бурзян.
Литература о происхождении этнонима байулы обобщена
B. В. Востровьгм (1962, стр. 77). Из нескольких вариантов толко
вания этнонима он отдает предпочтение гипотезе С. А. Аманжо-
лова, который считает, что байулинцы потомки тюрков племени
бекулы (бегулы —бег-улы). В XII в. племя бегулы кочевало на
границе с киданями (Аристов, 1896, стр. 304). Согласно
C. А. Аманжолову, бегулинцы (или байулинцы) с усилением ки-
даней ушли на запад, в современный Западный Казахстан (Аман-
162 )
жолов, 1959, стр. 68). Проникновение байулинцев на Южный Урал и инкорпорация их в среду бурзян имели место в XIV— XV вв., примерно в одно время с миграцией в Башкирию кып-чакских родо-племенньгх групп. Одновременно на Южный Урал проникли и другие компоненты объединения бай-улы: этнонимы маскар (маскара), тастар зафиксированы в разных частях Башкирии.
В XVI—XIX вв. взаимодействие бурзян, усерган и тангауров с южными и восточными соседями продолжается, однако характер его постепенно меняется. В эпоху, когда башкирский этнос уже сформировался, укрепилось этническое самосознание, традиционная ^родовая или поколенная экзогамия у башкир сочетается с достаточно отчетливой этнической эндогамией. Конечно, и в этот период в юго-восточную Башкирию проникали инородные группы, однако этническое взаимодействие носило уже характер ассимиляции последних в башкирской среде. В то же время продолжающиеся этнические контакты юго-восточных башкир с казахами и каракалпаками питали и поддерживали традиционный скотоводческий быт, степные черты культуры башкир и, возможно, способствовали стабилизации южносибирских антропологических черт в их физическом облике.
В составе племен бурзян, усерган, тангаур родовых подразделений казах, каракалпак, туркмен зафиксировано более 30. История появления этих этнонимов в башкирской среде разная и не всегда связана с Миграцией на Южный Урал инородного населения. Во многих случаях распространенность этнонимов казах, каракалпак, туркмен объясняется продолжающимися (хотя и редкими, а к середине XIX в. вовсе прекратившимися) брачными связями башкир с соседними кочевниками, а также захватом во время набегов в плен женщин, девушек, детей, потомство которых, как и в первом случае, получало этническое наименование своего народа.
Следы казахского этнического проникновения наиболее явственны у усерган, которые на протяжении ряда столетий были непосредственными соседями казахов Младшего Жуза. Но до яицких и орских степей добирались и казахи Среднего Жуза. В составе усерган зафиксировано несколько родовых подразделений мамбет, генеалогии которых восходят к Сары Купады из казахского племени аргын Среднего Жуза42. Усерганы родовых под^ разделений аргын в южной Башкирии считают себя по происхожу
42 Рукописный фонд ИИЯЛ БФАН СССР. Шежере башкир деревень Макбет, Калтай и Тунгатар.
163 11*
дению казахами, оставшимися среди башкир в конце XVII в. Племя аргын в XIII в. расселялось где-то в Семиречье; на рубеже XIV—XV вв. аргыны перекочевали к северу и начиная с XVI в. хорошо известны на Ишиме, Ори и западнее (Муканов, 1972, стр. 8, 23). Аргыны сыграли крупную роль в формировании казахов; в эпоху своего возвышения аргынские группы достигали Среднего Поволжья и даже Крыма (Маркевич, 1928, стр. 11). В XVII—XVIII вв. они были южными и восточными соседями башкир.
В XVII—XVIII вв. близко от границ Башкирии кочевали калмыки (ойраты). Взаимные набеги башкир и калмыков сменялись довольно редкими периодами мира. Брачные связи башкир с калмыками едва ли были активными. Кроме враждебных отношений, этому препятствовали различия в религии. Этнонимы калмак (в составе бурзян, усерган и тангауров их зафиксировано 17) закрепились за потомством некоторых калмыцких семей, перешедших от ламаизма в ислам и оставшихся среди башкир. В большинстве же случаев, если следовать башкирским преданиям, эти этнонимы сохранились в названиях групп калмыцкого населения, захваченных в плен в периоды многочисленных набегов, оставшихся в Башкирии и затем полностью ассимилировавшихся в среде башкир.
В XVIII—XIX вв. в этнических процессах юго-восточной Башкирии формируется новая тенденция, особенно ярко проявляющаяся у населения, живущего на стыке степи и леса. С запада, из-за Волги и Камы начинается движение колонизационного потока крестьян-переселенцев пестрого этнического состава.
Преобладали в нем русские и татары, но значительными по численности группами были чуваши, марийцы и др. Особенно заметным было проникновение в башкирскую среду родственных по языку, культуре и религии татар: в составе бурзян, тангауров и усерган подразделений татар, мишар, казанцы зафиксировано 15. Характер этнического проникновения колонистов с запада был совершенно иной; набеги и захваты пленных навсегда ушли в прошлое. Земледельческие народы Волго-Камья пришли сюда в поисках свободных земель и они поселялись на башкирских землях в качестве припущенников, арендаторов и покупателей. Немало было и таких пришельцев, в том числе из татар, которые во имя приобретения башкирского «вотчинного» права переходили в «башкирское звание», женились на башкирках, выдавали дочерей замуж за башкир и в конечном итоге действительно ассимилировались. Те же процессы, но в меньших масштабах были характерны для взаимодействий башкир с чувашами и марий-
цами (родовых подразделений чуваш и черемис в составе трех юго-восточных башкирских племен зафиксировано около 10).
Новый этап этнических процессов на юго-востоке Башкирии в XVIII—XIX вв. означал ослабление и по существу постепенное исчезновение древних этноисторических связей бурзян, усерган, тангауров со Средней Азией, Приаральем, казахстанскими степями и, напротив, активизацию контактов с тюрко-финским Поволжьем и Приуральем, т. е. с населением области, где они обитали в ранний период своей истории в Волго-Уральском регионе.