II.1. Объем и характеристики работы
Различия требований к курсовым и дипломным работам относятся к их объему и содержанию: дипломная работа обязательно должна содержать элементы научного исследования, творческого подхода к избранной теме. Однако при написании и оформлении курсовых работ (особенно на старших курсах) студенты должны освоить и строго соблюдать те же самые академические правила, что и при подготовке своей будущей выпускной работы.
Объем курсовых работ устанавливается научными руководителями в зависимости от тематики и уровня подготовки студентов разных курсов. На 1-2 курсах оптимальным считается объем около одного печатного листа (1 п.л. – 40 000 печатных знаков компьютерного набора, включая пробелы), на 3-4 курсах – 1,5-2 п.л.
Объем дипломных работ, как правило, колеблется в пределах 3-3,5 п.л. (40 – 60 страниц компьютерной распечатки) – без учета объема.
Каждая страница любой письменной работы должна иметь 28-30 строк (включая подстрочные примечания); левое поле страницы – 35-40 мм, правое – 10-15 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Все страницы нумеруются, начиная со второй, арабскими цифрами, расположенными на верхнем поле, в правом углу страницы.
II.2. Структура работы. Выпускная квалификационная работа должна включать в себя следующие структурные элементы: титульный лист (см. приложение 2), оглавление, введение, основную часть, изложенную по главам, заключение, список использованных источников и литературы, приложения (по необходимости).
Оглавлениевключает полный перечень основных частей работы: введение, название всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложение. В этом перечне после окончания названия каждой части на поле справа указываются страницы, с которых они начинаются в работе. Следует помнить, что названия глав не должны повторять название темы дипломной работы. Главы имеют порядковую нумерацию в пределах всей работы. Номер параграфа состоит из номера главы и очередности параграфа, разделенных точкой, например: 1.2. (второй параграф первой главы).
II.3. Введение
«Введение»является тем элементом любой письменной работы, текст которого позволяет оценить ее соответствие квалификационным требованиям; поэтому формулировки данного разделадолжны быть хорошо продуманы и тщательно выверены (под контролем научного руководителя), точно отражая содержание основной части работы. Объем введения, как правило, составляет около 15% объема всей дипломной работы.
Введение начинается с постановки проблемы исследования и обоснования ее актуальности. Введение должно содержать также следующие характеристики работы (выделенные в тексте жирным шрифтом или курсивом).
Постановка целей и задач исследования необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав дипломной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Объект и предмет исследования - на основе поставленных цеди и задач четко сформулировать объект и предмет исследования.
Методологические подходы - формулируются основные обще-научные и конкретно исторические методы, с помощью которых были проведено исследование.
Степень изученности темы (историография) . Историографическая часть введения — это исследование развития исторической науки по избранной теме, в котором необходимо выделить этапы развития исторических знаний, показать, в какой мере исследована данная проблема, какие имеются спорные вопросы и т.д. Выводы из историографического обзора должны включать характеристику, во-первых, тех проблем, которые были поставлены и успешно решены предшественниками; во-вторых, проблем, поставленных, но не решенных или решенных неверно; и, в-третьих, проблем, которые должны быть поставлены, но выпали из поля зрения прежних авторов. Сделав подобные выводы по историографии, будет легко перейти к формулировке исследовательских задач собственной работы.
Анализ источников,на основе которых разрабатывается тема, необходимо выяснить время и место их появления, исторические условия возникновения, определить позиции авторов источников, и, следовательно, степень их объективности, сделать вывод о ценности этих документов в изучении темы. Как правило, сначала характеризуются официальные документы, затем — статистические материалы, печать, мемуары, архивные данные и т.д. В дипломных работах по историографии в качестве источников выступают исследования по избранной теме. В зависимости от темы конкретного исследования могут быть и другие подходы к квалификации и группировке источников. Важно, чтобы каждая группа материалов получила, насколько это возможно, исчерпывающую характеристику, чтобы, в частности, было показано, в чем сильные и слабые стороны этих материалов как источника для изучения темы. Характеристика источников, в конечном итоге, должна служить выводу о том, в какой степени сформулированные в исследовании задачи могут быть решены на данной источниковой базе.
II.4. Главы основной части работы и оформление подстрочные примечаний
Главы основной части работы(а также все их разделы и подразделы) должны иметь названия (заголовки), точно повторяющие нумерацию и формулировки, приведенные в «Содержании».Все заголовки начинаются с абзаца и печатаются прописными буквами, без точки в конце. Переносы слов в заголовках не допускаются. Каждая глава печатается с новой страницы.
Подстрочные примечания (ссылки) приводятся в нижней части страницы; они необходимы во всех случаях, когда в письменных работах встречаются цитаты (текст в кавычках), а также излагается точка зрения и выводы авторов научных исследований. Кроме того, студенческая работа выглядит более основательной в том случае, если приведенные в ней факты, цифры (и другие конкретные сведения), заимствованные из различных источников и литературы, подтверждены соответствующими ссылками.
Подстрочные примечания нумеруются арабскими цифрами, начиная с «1» на каждой странице. Фамилии и инициалы авторов набираются курсивом. Размер шрифта сносок – меньше основного текста, расстояние между строками – 1 интервал.
Законодательные и ведомственные акты цитируются по официальным изданиям. В ссылках на неопубликованные источники указывается место хранения документа (аббревиатурой – название хранилища), номер фонда, номер описи, номер дела и номера листов. Например:
ГАРФ. – Ф.601. – Оп.1. – Д.238. – Л. 5-6.
В ссылках на опубликованные источники и литературу указываются: фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, номер страницы цитируемого текста. Например:
Филиппов Б.М. Тернистый путь русского ученого. М., 1982. – С. 28.
Если дается ссылка на всю монографию, в примечании желательно указать количество страниц в ней. Например: М.,1982. - 175 с.
В ссылках на статьи, опубликованные в сборниках статей и в периодических изданиях, обязательно указываются: фамилия, инициалы автора, название статьи, затем – отделенное двумя наклонными чертами название сборника или журнала, год его издания, номер журнала и номер страницы. Например:
Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление и механизм действия // Вопросы истории. 1993. – № 7. – С. 5.
В ссылках на статьи из газет указываются: автор и заглавие статьи, название газеты, год издания, число и месяц (или номер еженедельника и страница). Например:
Головачев В. Закон Паркинсона: чиновники подвержены размножению // Труд. 1988. – 18 февр.
Малинов Ю. Жизнь и смерть Кристины Онассис // Аргументы и факты. 1997. № 50. – С.14.
В ссылках на Интернет-ресурсы соблюдаются те же правила, с указанием электронного адреса (выделенного подчеркиванием) после названия работы. Например:
Элбакян Е. Государственно-церковные отношения в России начала ХХ века в оценках либеральной и церковной интеллигенции // www.religare.ru/print5140.htm
Ссылки на иностранную литературу приводятся на языке оригинала с соблюдение орфографических норм соответствующего языка (в том числе – употребления прописных и строчных букв).
Ссылаясь на переводные издания, желательно указывать фамилию переводчика (в скобках, после названия работы), а при ссылках на опубликованные сборники документов – фамилию их составителей и/или комментаторов.
Цитаты и ссылки на отечественные издания, опубликованные с соблюдением правил старой орфографии, с вышедшими из употребления буквами, даются в соответствии с современными правилами и заменой устаревших букв.
В повторных примечаниях (на одной странице) используются эквиваленты библиографического описания: «Он же» (вместо имени автора, если подряд даются ссылки на несколько его работ); «Там же» (вместо названия сборника или периодического издания); «Указ. соч.» (вместо имени автора и названия, если повторно цитируется та же работа, но ее разные страницы).
II.5. Заключение
«Заключение» курсовых и дипломных работиграет важную роль при общей оценке их качества. Оно должно подводить итоги работы, содержать обоснованные и четко сформулированные выводы по всем аспектам темы – в соответствии с задачами, намеченными во «Введении». Если была сформулирована рабочая гипотеза, необходимо представить аргументы, которые позволяют подтвердить и/или уточнить ее в результате проведенного исследования.
Оценка любой работы в большой мере зависит от того, насколько хорошим литературным языком она написана; наличие стилистических погрешностей, орфографических ошибок и опечаток резко снижает впечатление даже от содержательного, интересного текста. Поэтому студентам настоятельно рекомендуется оставлять достаточное время для тщательной проверки и выполнения всех требований по оформлению курсовых и дипломных работ.
II.6. Оформление «Списка использованных источников и литературы»
Этот раздел письменных работ также начинается с новой страницы. В «Список»обязательно должны быть включены все работы, которые были упомянуты в подстрочных примечаниях; в него могут быть также включены те источники, документы и научные издания, которые использовались в ходе исследования, хотя ссылки на них отсутствуют. Все правила оформления каждого пункта списка – те же, что и для примечаний (за исключением номера страницы цитируемого текста).
Хотя структура Списка зависит от специфики работы, последовательность его разделов и подразделов должна быть следующей:
I. Источники
Опубликованные
Неопубликованные
II. Литература
III. Справочные и информационные издания (энциклопедии, словари, справочники, описи фондов, каталоги выставок)
IV. Электронные ресурсы.
Разделы Списка обозначаются римскими цифрами, подразделы не нумеруются. Список имеет сквозную нумерацию названий арабскими цифрами (продолжающуюся через все разделы). Порядок расположения в каждом разделе – по алфавиту фамилий авторов, а для сборников, коллективных монографий и т.л. – по алфавиту их названий. Работы одного и того же автора перечисляются в соответствии с хронологией их публикации (начиная с самой ранней).
В каждом разделе и подразделе Спискасначала перечисляются в алфавитном порядке все издания, использующие кириллицу (не только на русском, но и на других славянских языках), затем, в общем порядке, – издания на латинице (на всех западноевропейских языках). После этого приводятся работы на основе иной графики (греческой, арабской, китайской, японской и др.); в последнем случае они аккуратно вписываются от руки черной тушью или пастой.
II.7. Оформление иллюстраций и «Приложений»
Иллюстрациик любой работе (рисунки, фотографии, таблицы, схемы, графики) могут располагаться внутри текста, сразу после ссылки на них, или быть вынесены в «Приложения»,которые помещаются в конце работы, после «Списка источников и литературы».Кроме иллюстраций, в Приложения могут быть включены важные для темы работы документы, справочные или библиографические материалы и т.д.
Каждое из Приложений нумеруется римской цифрой, и в правом верхнем углу новой страницы проставляется:
Приложение I
Приложение II
Затем вверху страницы отдельной строкой указывается номер и название иллюстрации (Рис. 1…, Рис. 2…), таблицы (Табл. 1…, Табл. 2…) , документа (Док. 1…, Док. 2…).
В основном тексте работы обязательна выделенная курсивом ссылка на соответствующие элементы Приложений, например: (см. Приложение II, рис. 3). Нумерация страниц Приложений (арабскими цифрами) продолжает общую нумерацию страниц работы.
Общий объем Приложений не должен превышать половины объема основного текста.
На последней странице письменных работ ставится личная подпись студента, которой он заверяет свою личную ответственность за качество текста, точность цитирования.
III. ЗАЩИТА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
Окончательное решение о допуске студентов к защите дипломной работы принимается каждой кафедрой по результатам предварительной защиты практически готовых текстов. Эта предзащита проводится аттестационными комиссиями (из числа преподавателей кафедры) в присутствии научного руководителя.
Сроки предзащиты определяются на каждой кафедре, но не позднее, чем за 1,5 месяца до выпускной защиты дипломных работ, которая, как правило, назначается на первую половину – середину июня.
Уточненные списки допущенных к защите (с указанием фамилии студента, ормулировки темы его дипломной работы, научного руководителя и рецензентов) утверждаются приказом ректора и после этого не могут быть изменены.
Не позднее, чем за 10 дней до защиты студент-дипломник должен предоставить рецензенту текст полностью готовой и оформленной работы, титульный лист которой подписан научным руководителем и заведующим кафедрой.
За 3 дня до защиты студент должен представить на кафедру два экземпляра своей дипломной работы – переплетенной или сброшюрованной в специальной папке. В один из этих экземпляров дипломник вкладывает отзывы научного руководителя и рецензента. В отзыве научного руководителя дается характеристика подхода студента к избранной теме, глубины ее проработки и общих результатов – с точки зрения соответствия требованиям, предъявляемым к выпускной работе (без оценки в баллах). Отзывы рецензента, кроме анализа качества работы, должны предлагать их конкретную оценку (отлично, хорошо, удовлетворительно).
Защита дипломных работ проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГАК), в присутствии научного руководителя и рецензента. В порядке исключения, при отсутствии рецензента по уважительной причине его письменный отзыв может быть зачитан членом комиссии.
Защита проходит в следующем порядке:
1. Дипломник выступает со вступительным словом (не более 7-10 минут), где содержится обоснование актуальности темы, называются степень изученности темы, цель и задачи, основные источники, методы, структура работы, формулируются основные выводы.
2. Студент отвечает на вопросы членов ГАК и всех присутствующих на заседании.
3. Выступают рецензенты, научный руководитель и все желающие дать оценку работе.
4. Дипломник отвечает на все замечания, полученные в отзывах рецензентов и в процессе обсуждения.
5. Окончательная (балльная) оценка дипломной работы выносится на закрытом заседании ГАК большинством голосов его членов. Научный руководитель и рецензенты высказывают свое мнение, но в голосовании не участвуют. ГАК имеет право рекомендовать дипломные работы к публикации, к участию в конкурсах, к практическому использованию.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Утверждаю Заведующий кафедрой _______________________ _______________________ “___” ___________ 20___ г. | Заведующему кафедрой ___________________ ________________________________________ от студента (ки) __________________________ (имя, отчество, фамилия) ________________________________________ Направление подготовки (специальность) ________________________________________ (код и полное название) Профиль (специализация) _________________ ________________________________________ форма обучения __________________________ курс_______ группа____________________ |
З А Я В Л Е Н И Е
Прошу утвердить мне тему выпускной квалификационной работы _________________
________________________________________________________________________________
(наименование темы)
________________________________________________________________________________
и утвердить руководителем ________________________________________________________
(должность, место работы, ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
________________________________________________________________________________
консультантами __________________________________________________________________
(должность, место работы, ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
«___» _______________ 20___ г. ______________________________
(личная подпись)
С о г л а с е н
Руководитель ___________________________
(должность, место работы,
________________________________________ ______________________________
ученая степень, звание, инициалы, фамилия) (личная подпись)
«___» ____________________ 20___ г.
Консультанты ___________________________
(должность, место работы,
________________________________________ ______________________________
ученая степень, звание, инициалы, фамилия) (личная подпись)
________________________________________________ ____________________________________
(личная подпись)
________________________________________________ ____________________________________
(личная подпись)
Приложение № 2
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Факультет ______________________________________________________________________
Кафедра ________________________________________________________________________
Направление подготовки (специальность) ____________________________________________
Профиль (специализация) _________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой_______________
“___” _______________ 20___ г.
З А Д А Н И Е
по дипломной работе студента(ки)
________________________________________________________________________________
(имя, отчество, фамилия)
1. Тема работы _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
утверждена приказом ректора от “___” ______________________ 20____ г. № __________
2. Срок сдачи студентом законченной работы ______________________________________
3. Исходные данные к работе _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов) ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
7. Дата выдачи задания “___” _______________ 20___ г.
Руководитель дипломной работы ____________ _______________________
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
Задание принял(ла) к исполнению ____________ _______________________
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
Приложение №3
Образец оформления первого листа письменных работ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«НИЖЕГОДОРДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Факультет ______________________________________________________________________
Кафедра ________________________________________________________________________
Направление подготовки (специальность) ____________________________________________
Профиль (специализация) _________________________________________________________
Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А
на тему: ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
СТУДЕНТ(КА) _____________________ ________________________________________
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
РУКОВОДИТЕЛЬ_____________________ ________________________________________
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
КОНСУЛЬТАНТЫ _____________________ ________________________________________
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
_____________________ ________________________________________
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
_____________________ ________________________________________
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ________________ _________________________________
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
“___” ____________________ 20___ г.
Нижний Новгород – 20___ г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«НИЖЕГОДОРДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Факультет ___________________________________________________________
Кафедра ____________________________________________________________
О Т З Ы В