I. 2007-2008 - Годовая тема «Земляки. История в лицах»

1. Обработка уже имеющихся фондов.

2. Получение статуса «Школьный музей».

3. Привлечение общественных организаций к сотрудничеству с музеем: Городского совета ветеранов войны и труда, Комитета по делам молодежи, Музейного объединения г. Череповца. Создание совместных проектов.

4. Комплектование фондов по теме «Земляки».

5. Разработка проекта картинной галереи по теме «Земляки. История в лицах», посвященного 230-летию г. Череповца.

6. Привлечение к работе музея участников годовой патриотической игры «Виват, Россия!».

7. Привлечение к деятельности музея городского методического объединения учителей истории.

II. 2008-2009 – Годовая тема «Забытые войны»

1. Комплектование фондов по теме «Забытые войны».

2. Создание электронной «Книги учета» фондов.

3. Проведение выставки презентации «Из фондов музея».

4. Подготовка учебного кабинета клуба «Исток» к использованию и проведению экспресс-выставок и проведение выставки к 30-летию клуба «Исток».

5. Привлечение к работе музея ветеранов локальных войн ХХ века.

6. Организация конкурса по теме «Забытые войны» среди школьников города.

7. Организация передвижной выставки по теме «Забытые войны».

III. 2009-2010 – Годовая тема «Человек и война»

1. Создание электронных тематических картотек.

2. Организация конкурса по теме «Человек и война» среди школьников города.

3. Реконструкция основной экспозиции «Одна на всех» по теме «Человек и война».

4. Использование мультимедийных проектов по теме «Человек и война» для отдаленных школ.

5. Привлечение к посещению музея жителей города.

6. Разработка аудиоэкскурсии для одиночных посетителей.

7. Создание картотеки форм научно-просветительной музейной деятельности.

Предполагаемые результаты:

  1. Создание системы самоуправления в музее.
  1. Расширение целевой аудитории музея – школьники из отдаленных от центра районов, ветераны, жители микрорайона, сельские школы.
  2. Совершенствование форм фондовой работы – создание электронной книги учета, создание тематических картотек.
  3. Использование современных технологий в экспозиционной и научно-просветительской деятельности.
  4. Максимальное использование фондов музея для научно-просветительской и научно-исследовательской деятельности путем создания тематических передвижных и экспресс-выставок.

Программа «Основы музейного дела»

- часть образовательной программы клуба «Исток»

I. Пояснительная записка

Образовательная программа туристско-краеведческого клуба «Исток» носит комплексный и интегративный характер. Направления данной программы: «Туризм», «Краеведение», «Я и другие». Они взаимосвязаны друг с другом. Краеведение и туризм взаимодополняют друг друга, от их соединения многократно возрастает и образовательный и воспитательный потенциал деятельности. Блок «Я и другие» дает возможность цементировать коллектив.

Одним из направлений краеведческой работы является музееведение. Данная таблица показывает роль и место курса «Музееведение» в образовательной программе клуба «Исток».

УРОВНИ ПРОГРАММЫ КРАЕВЕДЕНИЕ Я И ДРУГИЕ ТУРИЗМ
Деятельностный (проблемно-поисковый) НОУ Музееведение Военная история Организаторская деятельность Социальное проектирование Турист-спортсмен Спасатели
Учебный (информационный+ проблемно-поисковый) НОУ Музееведение Военная история Основы организаторского мастерства Турист-спортсмен Спасатели
Базовый или пропедевтический по направлениям (информационный) Основы краеведения Музееведение Я и «Исток» Основы туризма

Взаимодействие музееведческого направления с другими направлениями клуба:

· Туристы-спортсмены и спасатели могут находиться в составе экспедиционных отрядов и выполнять годовое задание музея, а так же выполнять в походах разовые задания.

· Организаторская группа и группа социального проектирования могут осуществлять музейные социальные проекты и быть организаторами массовых дел музея.

· Научное общество учащихся может осуществлять музейные исследовательские проекты.

· Ребята, интересующиеся военной историей, могут разрабатывать музейные проекты военной направленности.

Актуальность образовательной программы

Школьный музей – феноменальное явление, так как он находится в «пограничной» сфере между культурой и образованием, соединяя в своей деятельности образовательные и социокультурные технологии, тем самым увеличивая потенциал воспитательной деятельности.

Музей исторического профиля имеет возможность приобщать школьников к истории родного края, через изучение своей малой родины пробуждать в молодом поколении чувство патриотизма.

Деятельность школьного музея способствует освоению исторического опыта, формированию гражданской ответственности, приобретению навыков работы с первоисточниками, выработке умений самостоятельного анализа. Активная деятельность школьников в музее прививает им навыки самоорганизации и самоуправления.

Интенсивность современного информационного потока и преимущественное развитие технологий подвижного изображения (от кинематографа до компьютерного виртуального мира) приводит к понижению способности сосредоточения, осмысления и способности прочувственно наблюдать неподвижные объекты. Деятельность школьного музея может способствовать формированию визуального мышления, приобщая ребенка к окружающему миру через памятники истории.

Наши рекомендации