Сопротивление кооптацией психотерапевта
Желание психотерапевта помочь семье может быть его ахиллесовой пятой. Иногда психотерапевт настолько сливается с семейной системой, что теряет из вида цель терапии. Однако хуже всего в этой ситуации то, что психотерапевт включается.в процесс сопротивления. Далее в этой главе будут описаны два случая сопротивления, связанного с ролью психотерапевта — триангуляция специалиста и мнимое повиновение семьи.
Как уже говорилось в главе 2, триангуляция происходит в тех случаях, когда напряжение между двумя людьми становится настолько сильным, что требуется участие третьего лица для разрешения неуправляемого конфликта. Привлечение третьей стороны — это уход от конфликта. Например, родители ссорятся по поводу поведения ребенка, вместо того чтобы выяснять отношения друг с другом. В некоторых случаях третий человек образует коалицию с одной стороной конфликта против другой.
В процессе терапии формирование этих двух паттернов'подразумевает включение специалиста в семейную систему. Например, мистер и миссис Мартин могут спорить на приеме у психотерапевта по поводу того, как необходимо поступить с Синди. В этой ситуации психотерапевт вынужден либо занять чью-то сторону, либо обсудить различия во взглядах супругов. Избегая присоединения к той или иной стороне конфликта, психотерапевт начинает обсуждать различия.
R сожалению, начав переговоры, психотерапевт может встроиться в семейный треугольник и тем самым поддерживать дисфункциональный status quo. Например, мистер и миссис Мартин избегали непосредственного взаимодействия друг с другом. Их общение сводилось к обсуждению третьего лица — Синди или происходило с его участием. Когда психотерапевт выбирает путь обсуждения различий, он занимает место Синди в треугольнике.
В результате замены Синди психотерапевт снимает с нее часть напряжения, и ее поведение начинает улучшаться. Для начала это неплохой результат. Однако если психотерапевт будет оставаться посредником между мистером и миссис Мартин и не станет развивать их способность к непосредственному общению друг с другом, дисфункциональные паттерны семьи не изменятся: супруги не научатся конструктивному общению. Самое худшее в этой ситуации то, что улучшения в поведении Синди будут сохраняться только до тех пор, пока психотерапевт будет играть роль посредника между супругами. Если на этом этапе семья завершит терапию, то Синди снова окажется в родительском треугольнике.
Более коварной формой триангуляции является склонение терапевта к формированию коалиций. Например, в зависимости от своих пристрастий психотерапевт может испытывать больше симпатий к одному из родителей, чем к другому. Так, мистер Мартин мог бы выглядеть в глазах психотерапевта заботливым отцом и мужем, который пытается примирить дочь и новую жену. Поэтому психотерапевт мог бы присоединиться к позиции мистера Мартина и постарался бы добиться со стороны миссис Мартин согласия с методами воспитания, применяемыми мужем.
С другой стороны, миссис Мартин можно было бы увидеть в роли женщины, испытывающей затруднения при воспитании приемной дочери и не получающей поддержки мужа. В этом случае психотерапевт постарался бы заставить мистера Мартина оказать поддержку жене.
И наконец, Синди могла бы выглядеть жертвой конфликтов между взрослыми. Психотерапевт стремился бы защитить подростка или найти объяснение ее поведению, тем самым возложив вину на родителей.
Как показывают эти примеры, если психотерапевт триангулируется в конфликт, это не меняет семейной системы и не приводит к формированию новых паттернов поведения. Вместо этого психотерапевт становится, еще одним участником семейной драмы и подключается к сопротивлению изменениям.
Вторым примером сопротивления, связанного с ролью психотерапевта, является мнимое повиновение семьи. Этот вид сопротивления еще труднее выявить, поскольку психотерапевт начинает его осознавать только по истечении какого-то времени. Мнимое повиновение — это иллюзия того, что семья сотрудничает с психотерапевтом и участвует в терапевтическом процессе. Члены семьи регулярно посещают сессии и'всегда приходят вовремя. Они вежливо кивают в знак согласия с наблюдениями психотерапевта или внимательно слушают его замечания. Психотерапевт, в свою очередь, с нетерпением ожидает следующей сессии, поскольку общение с семьей доставляет ему удовольствие.
В некоторых случаях семьи прибегают к лести: «То, что вы сказали на прошлой сессии, очень нам помогло», — тем самым как бы подтверждая правильность выбора профессии психотерапевтом. Родители выглядят искренними и удовлетворенными.
Однако постепенно психотерапевт начинает обращать внимание на пассивность семьи. Чем больше специалист втягивается в процесс решения семейных проблем, тем менее активной становится семья. В ответ на рекомендации психотерапевта семья реагирует следующим образом: «Что тут скажешь — мы пытались сделать то, что вы предлагали, но это не помогло». Поскольку члены семьи не пытаются выразить несогласие с рекомендациями специалиста и не выражают открытого протеста (сопротивление в виде неподчинения, которое будет обсуждаться ниже), психотерапевт принимает их реакцию за проявление сотрудничества и усиливает собственную активность.
В этих случаях психотерапевт неизбежно принимает основную часть ответственности за изменения на себя. В результате дисфункциональные паттерны семьи не подвергаются сомнению и не меняются. Психотерапевт действует, исходя из представления о том, что семья стремится к сотрудничеству и выполняет рекомендации. Все члены семьи находятся в тайном сговоре, одобряя линию поведения специалиста, которая становится частью сопротивления изменениям.
При появлении данного вида сопротивления терапия не продвигается и заходит в тупик. Отсутствие позитивных изменений служит сигналом того, что психотерапевту необходимо сделать шаг назад и переоценить ситуацию:
1. Пересмотреть определение проблемы. Иногда заявленная семьей про
блема не имеет решения. Например, родители, которые хотят, чтобы их сын-
подросток «имел лучшие виды на будущее»*ставят цель, которая нереалис
тична, поскольку существуют субъективные суждения о том, какие виды
лучше, а какие — хуже. К тому же цель изменения плохого отношения пре
вращает терапевтические сессии в бессмысленное обсуждение спорного
вопроса: «У тебя неправильное отношение к будущему». «Нет, правиль
ное!» — «Нет, неправильное!» Во время этой дискуссии члены семьи неиз
бежно просят психотерапевта присоединиться к той или иной стороне.
2. Задать себе вопрос, что именно делает работу с семьей настолько при
ятной и безрезультатной. Как уже говорилось выше, данный вид сопротив
ления заставляет психотерапевта играть определенную роль в семейной дра
ме, тем самым только усугубляя ситуацию, а^не меняя ее. По иронии судьбы, в тех случаях, когда терапевтические сессии проходят без запинки, особенно в самом начале знакомства с семьей, психотерапевт играет такую роль, которая поддерживает существующие дисфункциональные паттерны. Например, если психотерапевт Мартинов согласился бы «лечить» Синди, родители почувствовали бы себя комфортно и принялись ждать изменений. Дисфункциональные паттерны не подвергались бы сомнению, и родители пассивно наблюдали бы за тем, что будет делать специалист. Конечно, поведение Синди вряд ли могло измениться в условиях сохранения существующих паттернов. Поэтому первые сессии проходили бы без затруднений до тех пор, пока у родителей не появилось бы легкое чувство неудовлетворенности, поскольку Синди продолжала бы вести себя как и прежде.
3. Переоценить цели психотерапии. Разумной реакцией на тупиковую ситуацию является ее открытое обсуждение:
«Не знаю, как у вас, а у меня появилось чувство, что мы зашли в тупик. Кто-нибудь еще так считает?»
«Я бы хотел у вас выяснить, насколько далеко мы продвинулись вперед и куда должны двигаться дальше?»
«Может быть, я что-то пропустил. У вас есть какие-нибудь идеи?» «Это бесполезно, не так ли? Я открыт для самых разных предложений». Еще раз стоит напомнить, что содержание ответов на эти вопросы не настолько важно, как сам процесс ответа: «Принимают ли члены семьи участие в дискуссии? Берут ли они на себя ответственность за изменения? Стремится ли семья к сотрудничеству с психотерапевтом (это служит показателем успешного установления соглашения с семьей)?» Кроме того, приглашение членов семьи к сотрудничеству по идентификации тупика и поиску выхода из создавшейся ситуации позволяет сформировать новые паттерны интеракций в терапевтическом альянсе (психотерапевт + семья).