Задания с развернутым ответом.
Работа с хронологией
Заполните таблицу.
№ п/п | Событие | Дата |
1. | Принятие Судебника | |
2. | Введение опричнины | |
3. | Учреждение приказов | |
4. | Отмена кормлений | |
5. | Роспуск Избранной Рады | |
6. | Введение «заповедных лет» | |
7. | Битва у села Молоди | |
8. | Заключение Люблинской унии | |
9. | Начало созыва Земских соборов | |
10. | Венчание на царство Ивана IV | |
11. | Присоединение Пскова | |
12. | Денежная реформа Е. Глинской | |
13. | Годы боярского правления | |
14. | Завоевание Казани | |
15. | Начало Ливонской войны | |
16. | Освоение Сибири | |
17. | Плюсский мирный договор | |
18. | Присоединение Астрахани | |
19. | Разорение опричниками Новгорода | |
20. | Набег Дивлет-хана на Москву |
Работа с персоналиями
Заполните таблицу.
Деятель | Что сделал(и)? Что с ним(и) произошло? |
Елена Глинская | Родилась и выросла в _________ (указать государство). Начала править в Русского государстве в ____________ (указать год). Провела денежную реформу, в ходе которой была введена единая денежная монета - __________ (написать название). |
Митрополит Макарий | Венчал на царство ________________ (кого?), был членом _______________________ (написать название «совета», включавшего приближенных Ивана IV). |
Телепнев - Оболенский | Член Боярской думы, фаворит _______________ (кого?). Принял самое активное участие в уничтожении последнего из оставшихся в живых сына Ивана III _____________________ (написать имя). |
Андрей Курбский | Близкий друг царя ___________ (кого?), член Избранной Рады. Руководил войском в _____________________ войне (написать название войны). В 1653 г. Бежал в __________ (назвать государство), откуда вел активную переписку с __________ (с кем?). |
Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева | Первая жена русского царя _____________ (кого?). Скончалась в 1560 году при загадочных обстоятельствах, после ее смерти царь распускает свой «совет» - ____________________ (написать название «совета»). |
Митрополит Филипп (Колычев) | В 1551 году принимал участие в Церковном соборе, который вошел в историю под названием __________________. Был противником жестоких расправ царя над боярами и народом, за что был лишен сана и убит. |
Малюта Скуратов | Был одним из главных опричников, лично принимал участие в убийстве лишенного сана митрополита _____________ (назвать имя). Его дочь Мария выдана замуж на будущего правителя России ________________ (кого?). |
Стефан Баторий | Король ______________ (название государства?). Принимал участие в войне против России, которая вошла в историю под название ___________________ (написать название войны). Пять месяцев его войска осаждали город _____________ (написать название), после чего вынуждены были пойти на переговоры с Россией. |
Задания с развернутым ответом.
1. Проводимые в начале царствования Ивана IV реформы разрабатывались царем вместе с Избранной радой. Однако в начале 1560-х гг. Иван IV отказался от сотрудничества с Избранной радой и избрал другую политику — политику опричнины. Объясните, в чем заключались основные различия между реформами Избранной рады и опричной политикой. Приведите три объяснения.
2. В начале 60-х гг. XVI в. Иван Грозный отказывается от проведения реформ и в 1565 г. учреждает опричнину. Чем можно объяснить подобный поворот во внутренней политике Ивана IV? (Приведите три объяснения).
3. В середине 1550-х гг. между царём Иваном IV и членами Избранной Рады возникли противоречия по вопросам внешней политики. Избранная Рада выступала за приоритет южного направления — борьбу с Крымским ханством, однако Иван IV предпочёл северо-западное — и начал войну с Ливонским орденом. Приведите обоснование мнения Избранной Рады о приоритете южного направления внешней политики. Дайте не менее двух объяснений выбора Ивана IV в пользу борьбы с Ливонским орденом
4. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже представлена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Опричная политика способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоёв населения, страдавших от распрей феодальной аристократии».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Работа со схемами.
Заполните таблицу «Органы управления государством в период правления Ивана Грозного».
|
|
| ||||||
|
|
|
Местное управление.
|
|
|
Органы местного управления Органы местного управления Орган местного управл.
В городахв сельской местности на особых территориях
Избираемые Назначаемый