| Концентрическая система | Линейная система |
Учебник / параграф | Учебник. 6 класс. «История России с древнейших времен до конца XVI века» А.А. Данилова и Л.Г Косулиной. Пар 21. «Российское государство в конце 15 начале 16 веков» | Учебник (Изд-во «Просвещение»). 7 класс. «История России». Часть 1. Пар 1. «Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий» |
Рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире | История России рассматривается обособленно от мировой истории. | Проводится параллельное рассмотрение ВГО европейских государств и открытия российских путешественников. Выявляются причины низкой активности России в сфере открытия новых территорий в заданный период. |
сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю | Представлена лишь история развития Российского государства без учета региональной. | Содержится рассмотрение истории народов живших на территории России и регионов их проживания. Повышает интерес учащихся к региональной истории и несет мысль о исторически многонациональной России |
Патриотическая основа | | |
Отражение принципа научности, определяющего соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований | Не отражает принцип научности. | Реализуется принцип научности. Содержание раскрывает причинно-следственные связи явлений, процессов, событий. Задания к параграфам подкрепляются выдержками из работ профессиональных историков. |
Многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств | Содержание концентрирует внимание исключительно на истории России | История Россия представлена как часть мировой истории с учетом специфики. Присутствуют элементы региональной истории как важной части понятия становления страны. |
Исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла | Не реализует исторический подход | Присутствует реализация исторического подхода к материалу. |
Антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого | Игнорируется антропологический подход | Присутствуют элементы антропологического подхода при изучении определенного временного промежутка. |
Историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию | Отсутствуют элементы историко-культурного подхода | Отсутствуют элементы историко-культурного подхода |
Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся | | |
Развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных учебных действий, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию | Отсутствуют развивающие элементы. | Содержание и задания параграфа способствуют развитию познавательных, регулятивных и личностных УУД |
Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося | | |
Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения в России гражданского общества на основе толерантности и диалога культур | Отсутствуют средства развития личностных качеств | Присутствуют задания развивающие самостоятельность, логическое мышление, способность к самообразованию. |
Наличие целеполагания / мотивация на активную, деятельностную позицию | Средства мотивации отсутствуют. | В начале параграфа присутствуют вопросы по актуализации изученного материала настраивающие учащихся на дальнейшую работу. |
Реализация творческого потенциала учеников / возможности исследовательской, проектной деятельности | Возможности для исследовательской деятельности отсутствуют. | Присутствуют задания для проектной исследовательской деятельности учеников. |
Качество иллюстративного материала | Присутствуют качественные иллюстрации | Присутствуют качественные иллюстрации |
Исторические персоналии (в соответствии с ИКС) | | |
Работа с картой | Присутствуют задания по работе с картой. | Присутствуют задания по работе с картой. |