Хотите – верьте, хотите – нет
Кийские находки
Каменный наконечник стрелы бронзового века местный житель Станислав Васильевич Канюков нашел случайно в тундре на сопке. Каким образом он там оказался – неизвестно, то ли птицы принесли, а, возможно, он был занесен песком, который со временем сдуло, вытолкнув на поверхность изделие, созданное древними людьми, жившими за тысячелетие до нашей эры.
Брат Станислава Васильевича – Вячеслав Васильевич Канюков в Кие слывет местным нумизматом. Он – коллекционер старинных монет. Вся его коллекция монет собрана на одном месте – вдоль береговой линии, по пути от пекарни до выброшенного на берег понтона. Все расстояние примерно 800-1000 метров. Вот так, проходя изо дня в день по этому маршруту и глядя под ноги, Вячеслав Васильевич собрал коллекцию, в которой есть монеты, действительно, уникальные: 3 копейки 1904 года, 1 копейка 1913 года, 10 копеек 1921 года, 20 копеек 1923 года и 10 копеек 1924 года. Есть две версии, как эти копейки там оказались. Первая – монеты выносит море, во время штормов. Вторая – раньше чуть подальше от пекарни стоял магазин. Возможно, что копейки роняли покупатели. Как бы то ни было, но именно в этом месте шесть лет назад местный нумизмат сделал еще одну находку. Вячеслав Васильевич проходил по этой дороге за проезжающим мотоциклом. Мотоцикл взрыл песок, выкинув на поверхность потемневшую большую монетку, при близком рассмотрении оказавшуюся медальоном.
На одной стороне – надпись «Императоръ Николай II» и его профильное изображение, на обратной стороне – портреты пяти глав союзных держав, ниже в полукруге – надпись: «Въ память великой войны». Этот медальон и был любезно подарен музею коллекционером-нумизматом.
Что море пошлет
Интересный экспонат в дар музею передал старожил Кии Фёдор Васильевич Вавилов. Это резиновые рукавицы, которые изготовлял его отец Василий Филиппович Вавилов в 1980-х годах.
У местного мастера было прозвище – химик. Море выбрасывало много разного добра, которому умелые люди находили применение. Василий Филиппович был как раз из их числа. Он находил на берегу резину, находил каучук, делал клей, разводя каучук с 66-м бензином и изготавливал рукавицы. В год у него получалось примерно 20 таких рукавиц. Они пользовались большим спросом у рыбаков. Приезжали за ними даже из Мезени и Архангельска.
Записки из прошлого
Семья Хозяиновых – Виталий Алексеевич и Надежда Михайловна – передали музейщикам три церковные книги и икону Георгия Победоносца, доставшиеся Виталию Алексеевичу от матери Феоктисты Степановны Хозяиновой. Одна из книг: «Новый завет и Псалтырь» относится к концу XIX – началу XX веков. Примерная датировка двух других книг: «Молитвенника» и «Христианского православного календаря» – середина XIX века. Кроме того, в книгах находились очень интересные закладки. Первая – это типографский листок с расценками на церковные услуги, датированный 1893 годом. Второй закладкой служил кусочек от газеты «Временного Правительства».
Эти книги ценны еще тем, что на их страницах сделаны интересные записи от руки. Обычным грифельным карандашом записаны даты, когда кто венчался либо кто умер. Книги хранились в семье и, видимо, в них записывали важные даты из жизни родни. В одной из книг в самом начале, на оборотной стороне обложки можно разобрать три уникальные записи о том, что кто-то венчался 24 января, кто-то поженился 13 февраля. Года и имена не сохранились, потому как книжка сильно потрепана. А вот третья запись читается четко: «1883 года 2 февраля Екатерина венчалась».
Ты – рыбачка, я – рыбак
Мария Андреевна Латышева, Маргарита Николаевна Канюкова, Павел Николаевич Ануфриев, Фёдор Васильевич Вавилов, супруги Хозяиновы передали из своих семейных альбомов в музейные фонды фотографии, охватывающие период 1950–1980-х годов. Интересны снимки тем, что отражают основной вид хозяйствования жителей деревни Кии. Как говорят старожилы – и мужчины и женщины: «Мы все рыбаками были, ловили рыбу, зимой и летом».
Другой работы здесь просто не было, абсолютно все жители – рыбаки, поэтому самый главный праздник у них был День рыбака. Добывали навагу, камбалу. Работа тяжелая. Ловили тяжеленными рюжами, которые состояли из кута (основной части) и крыльев, которые вставлялись в кут. Одному человеку такую рыболовную снасть поднять не под силу. Сотрудники музея натолкнулись на кут от рюжи в разобранном доме первопоселенца Голубцова. Его тоже доставили в музей.
Еще один экземпляр передали жители в фонды музея – иглу для плетения сетей с ячеей 140 миллиметров. Такие сети применялись для вылова белух. Про промысел рыбы и белухи очень много рассказал Павел Николаевич Ануфриев. В 1950–1960-е годы в Кие ловили белуху. Белуха – животное из семейства дельфиновых. Взрослая особь достигала пяти метров длиной и более тонны весом. Чтобы их добыть, рыбаки выставляли огромную сеть, загоняли туда белух, преграждая им путь к открытому морю, и дальше расстреливали их уже с берега из ружей. На привезенных фотографиях этот процесс можно проследить.
Неизвестные факты истории
Как рассказала Лариса Талеева, жители Кии – люди очень доброжелательные, охотно шли на контакт и активно помогали, за что она передавала им слова огромной благодарности. Кроме тех, кого мы уже перечислили выше, Лариса Прокопьевна просила передать спасибо Ульяне Николаевне Канюковой и старосте деревни Виталию Борисовичу Бобрикову. Самое главное, что жители деревни оказали музейным сотрудникам безвозмездную помощь, и все вещи они передали в дар краеведческому музею. А сколько они рассказали интересного и необычного.
Взять хотя бы тот факт, что негласно Кия разбивается на деревню и на поселок. Деревня считается русской. Там раньше жили первопоселенцы – мезенские крестьяне, которые обосновались в этом месте примерно в 20-е годы XX века (об этом писал Николай Окладников). В сильные шторма, рассказывают старожилы, бывает, что вода заливает все проходы между домами в русской деревне. А еще старожилы рассказали, что первопоселенец Голубцов служил в царской охране. После революции перешел в Красную армию и служил у Буденного. Это интересный новый факт, доселе нигде не описанный.
Примерно где-то с километр от деревни располагается коми-ненецкий поселок, который образовался в 1950-е годы, когда оленеводов стали переводить на оседлый образ жизни. Ровными рядами стоят в поселке одинаковые колхозные домики. Основная часть населения живет в поселке. В настоящее время в Кие проживает 63 человека, из них 14 детей, 13 человек трудоустроено. Трудится народ в магазине, дизель-электростанции, пекарне, клубе. Также здесь есть участок деревни Кии СПК «Северный полюс». Магазин СПК зимой принимает от населения рыбу, а летом – ягоды.
Хотите – верьте, хотите – нет
В Кие есть свои легенды. Виталий Алексеевич Хозяинов рассказал про две священные сопки, которые находятся в тундре, километрах в двадцати от деревни. Одна называется Сиртя-сопка, вторая – Синяя сопка.
Говорят, что Сиртя-сопка потому так и называется, что когда-то давно, у ее подножия видели маленьких человечков. Нынешние жители этого факта ни подтвердить, ни опровергнуть не могут – маленьких человечков сами не видали.
А вот в чудеса про Синюю сопку верят. Да и как не верить, если Виталий Алексеевич испытал их на себе сам. Пришел он однажды к этой сопке, решил отдохнуть да перекусить. Открыл консервную банку ножом и воткнул нож в содержимое банки. Буквально через несколько секунд нож бесследно исчез. Перерыл все свои вещи, осмотрел все вокруг, но ножа так и не нашел.
Еще один случай, в который трудно поверить, случился, когда они с друзьями решили заночевать у Синей сопки. Комаров было много, поэтому решили устроиться на ночлег не у подножия сопки, а на самой сопке. Легли спать. Проснувшись утром, обнаружили, что находятся они не на вершине, куда легли ночью, а у подножья сопки, точно в таком же положении, что заснули на вершине.
Хотите – верьте, хотите – нет... А еще говорят, перед предстоящей поездкой или перед началом нового дела, чтобы сопутствовала удача, нужно встать спиной в сторону Синей сопки и бросить через плечо монеты. Люди верят.