Основные требования к выполнению курсовой работы и этапы ее подготовки
Тема курсового проекта должна быть актуальна, соответствовать в целом социально-культурной стратегии государства, интересам общественных организаций, различных обществ, компаний и частных лиц в сфере социокультурной деятельности, основываться на учете специфики современных существующих технологий культурно-досуговой деятельности.
Ведущее место в содержании и организации художественно-творческой деятельности занимают принципы приоритета общечеловеческих ценностей, демократизма, культуротворчества, гуманизации содержания празднично-культурной деятельности, диалектического единства и преемственности культурно-исторического, рационально-этнического опыта, синтеза традиций и новаций.
При написании работы должны быть показаны типы, виды, характер празднично-досуговых мероприятий, стадии их подготовки, воспитательный потенциал различных фактов культурной деятельности, возможности становления и развития личностных качеств людей, вовлеченных в конкретные досугово-культурные формы деятельности, условия выработки общественной потребности в организации социально полезных форм досуга.
Главным является не только анализ, обобщение и использование конкретного материала, а точная постановка и показ путей оптимального решения актуальных проблем художественно-творческой (празднично-досуговой) деятельности: в теории, организации, методике, управлении. Необходимо проявить умение сочетать в анализе исторические, культурологические, этнологические, социально-психологические и методические стороны исследуемого объекта.
Курсовая работа представляет собой законченную самостоятельную разработку, написанную на основе изучения студентом специальной литературы, дополнительных источников. Курсовая работа по дисциплине «История и теория праздничной культуры» имеет преимущественно научно-исследовательский характер, поэтому опора на использование научно - исследовательских методов обязательна.
Работа над курсовой работой начинается с выбора темы и установочной консультации научного руководителя, в ходе которой определяется общая стратегия работы, намечаются цели и задачи, составляется рабочий график подготовки курсовой работы.
На основных этапах выполнения курсовой работы происходит:
Предварительное изучение темы курсовой работы. Кроме установочной консультации научного руководителя общее представление о теме курсовой работы помогут получить соответствующие разделы и рубрики учебных, справочных изданий (см. раздел 3, 4).
Выявление источников поиска по теме. Предварительно составляется список источников, которые предстоит проработать для выявления специальной литературы. Для этого нужно просмотреть список основных изданий. В дальнейшем уже в ходе изучения литературы могут оказаться полезными несамостоятельные (внутрикнижные, пристатейные и т. п.) пособия и библиографические ссылки в изданиях.
Составление рабочей картотеки. Рабочая картотека включает в себя библиографические записи источников по теме, выявленных студентом. Библиографические описания должны обязательно соответствовать требованиям следующих стандартов:
§ ГОСТ 7.1–2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;
§ ГОСТ Р 7.0.12-2011 Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила;
§ ГОСТ 7.80–2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.
В ходе подготовки курсовой работы карточки с библиографическими описаниями могут быть сгруппированы сначала в алфавите авторов и заглавий, затем – по главам. Целесообразно на карточках рабочей картотеки проставлять шифры книг (это облегчит в дальнейшем заказ издания в библиотеке), а также другие рабочие пометки. Окончательный отбор источников для включения в список использованной литературы обычно проводится после написания текста курсовой работы.
Изучение литературы. Изучение выявленных публикаций целесообразно начинать с изданий последних лет, освещающих проблему в целом. Это поможет увидеть изучаемую тему во всей ее глубине и многоаспектности, оценить разработанность темы в специальной литературе, а в дальнейшем – определить структуру курсовой работы. В ходе изучения литературы конспекты и рабочие записи следует делать таким образом, чтобы в дальнейшем легко можно было точно и грамотно оформить ссылку на ту или иную цитату.
Уточнение структуры курсовой работы. Составленный предварительно рабочий план на данном этапе уточняется и детализируется в соответствии с имеющимся материалом. Уточненный вариант рабочего плана должен быть согласован с научным руководителем. Более подробно о структурных элементах курсовой работы – см. пп. 5.2.
Написание текста курсовой работы. Курсоваяработа должна продемонстрировать, что студент не только овладел навыком выявления литературы по теме, сумел изучить публикации, но и умеет логически изложить их основное содержание и самостоятельно обобщить, интерпретировать материал. Наличие сформулированной собственной точки зрения на изучаемую проблему не обязательно, но приветствуется.
На использованные источники необходимо ссылаться. Следует помнить, что к цитированию нужно прибегать только тогда, когда действительно нельзя обойтись без ссылки на мнения ведущих ученых и специалистов. Цитату можно передать своими словами, если при этом не нарушается смысловая точность цитируемого произведения. Ссылка на источник в этом случае тоже необходима. При изложении дискуссионного материала особенно важна персонифицированность ссылок (например, «По мнению ведущего специалиста в области истории книжного дела, профессора И. Е. Баренбаума, … » (3, с. 25).). Дискуссионный материал желательно завершать собственными выводами, определением личной позиции по тому или иному вопросу.
Библиографические ссылки обязательно следует оформлять в виде отсылок к «Списку использованной литературы». В тексте в скобках в конце цитаты или ее изложения приводят следующие цифры: первая отсылает к номеру библиографической записи в «Списке использованной литературы», вторая – к конкретной странице или нескольким страницам цитируемой работы – напр.: [4, с. 24-25]. Если ссылка дается на несколько публикаций, то цифры разделяются точкой с запятой – напр.: [8, с. 31; 23, с. 5]. В случаях, когда в тексте упоминается несколько работ одного или разных авторов (например, при характеристике степени изученности / разработанности темы), в скобках перечисляются через точку с запятой только номера библиографических записей – напр.: [3; 12; 22; 32-34].
Редактирование текста курсовой работы. До передачи курсовой работы на проверку научному руководителю, студенту следует тщательно вычитать и отредактировать ее самостоятельно. Необходимо перечитать весь текст, проверить его с точки зрения стиля, убедительности и точности приводимых доказательств, логичности изложения материала, наличия в работе выводов по главам, правильности оформления ссылок и соответствия библиографического описания документов в «Списке использованной литературы» указанным выше ГОСТам.
Оформление курсовой работы. О требованиях к оформлению курсовой работы – см. соответствующий раздел «Методических указаний».
Структура курсовой работы
Структура курсовой работы включает: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложения (в случае необходимости).
Введение должно содержать следующие элементы:
актуальность (значимость) темы. Авторская оценка научной, практической, методической значимости, целесообразности разработки заявленной темы, проблематики, исходя из современных тенденций развития;
объект и предмет исследования. Объект – это процесс, явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения (то есть, объект – это то, что изучается). Предмет – это то, что находится в границах объекта (то есть, предмет – это то, в каком аспекте, каким образом изучается избранный объект).
цель и задачи исследования. Формулировка цели исследования соответствует заглавию курсовой работы с добавлением маркеров «анализ», «описание», «характеристика». Цель конкретизируется в задачах исследования, перечень которых отражает структуру курсовой работы. Заглавия глав, параграфов и составляют формулировки задач исследования.
степень изученности / разработанности темы. Анализ различных подходов к изучению данной темы с указанием научных школ, авторских коллективов, отдельных авторов со ссылками на публикации, включенными в список использованной литературы. Логика анализа источников: от обобщающих работ, посвященных заявленной теме, – к публикациям, освещающим отдельные аспекты, фрагменты проблемы.
методы исследования «Метод – (греч. methodos, исследование) – способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; вообще – прием, способ или образ действия…» (Словарь иностранных слов в русском языке / подред.
Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 440). В Философском энциклопедическом словаре метод характеризуется как путь познания, как совокупность операций.
«Метод в своем общем значении есть путь, система способов и приемов, применяемая человеком для достижения определенных целей» (Лордкинанидзе, Д. О. Дидактика / Д. О. Лордкипанидзе. – Тбилиси, 1985. – С. 201).
Познавательная деятельность человека совершается на чувственноми абстрактно-логическом уровнях. Чувственныйуровень познания осуществляется на основе включения в процесс чувственной сферы личности, то есть органов чувств, что обычно связано с познанием внешних признаков предметов и явлений.
Абстрактно-логический уровень познания осуществляется на основе умозаключения, что позволяет проникнуть в сущность предметов и явлений, а результаты познания выражаются в понятиях, принципах, теориях, законах.
Этим двум уровням познания соответствуют две группы методов познавательной деятельности:
чувственному уровню соответствуют эмпирические методы;
абстрактно-логическому – теоретические методы познавательной деятельности.