Лэйаут, операторская работа и 3D

Введение

Один фильм, два мира

В традиционном фольклоре драконы и викинги находятся в двух разных и совершенно противоположных мирах. Но что, если бы это было не так? Этим вопросом задаётся Иккинг, главный герой полнометражного анимационного фильма от студии Дримворкс - "Как приручить дракона", и это также главная сюжетная линия в истории, написанной и срежессированной дуэтом Криса Сандерса и Дина ДеБлуа, которая прослеживается в фильме, где визуальное великолепие сочетается с уникальной комбинацией душевности и юмора.

Начинавшийся с книги Крессиды Коуэлл, "Как приручить дракона" превратился в полнометражный экшн-фильм, наполненный фантастическими существами, впечатляющими спецэффектами, юмором на базе характеров, и искренней драмой. В то время как множество знаковых локаций и имён были переведены со страниц на экран, "Мы задались целью взять оригинальный концепт истории и привести его к уровню некоторых наших любимых фэнтезийно-приключенческих фильмов: с реальными рисками, захватывающим набором экшена, большим количеством тем и зрелыми отношениями между персонажами" - поясняет ДеБлуа. Фильм практически является приквелом к книге, так как в этой истории драконы и викинги не сосуществуют вместе, а только терроризируют и злят друг друга - то есть до того момента, как Иккинг и легендарный дракон встречают друг друга и открывают более мирный способ существования для обеих сторон. Викинги проживают на острове Олух, где Иккинг является сыном Стоика Обширного, величественного вождя племени. Будучи слабым и умным в сравнении с его, как правило, крепкими и глуповатыми сверстниками, Иккинг так и не вырос в настоящего викинга, каким он хотел бы быть; в могучего и грубого викинга, на которого рассчитывал его отец. Они оба разочарованы, общение у них не клеится, и когда Иккинг начинает тайно дружить с драконом, которого назвал Беззубиком, этот союз с заклятым врагом викингов ещё сильнее увеличивает пропасть между отцом и сыном.
По мере развития истории, дружба Иккинга с травмированным драконом позволяет ему лучше понять этих грозных существ и захотеть изменить отношения викингов к ним. Это сближение, к тому же, зажигает в Иккинге совсем не "викинговское" сострадание к живому существу и вдохновляет его на создание хвостового протеза, который помог бы дракону снова подняться в воздух под управлением Иккинга. "Была такая концепция, значительно оживившая развитие истории: симбиоз между драконом, который не может летать без наездника, и мальчиком, неспособным быть самим собой без дракона; они оба дополняли друг друга," - вспоминает Сандерс.

Внешний облик "Как приручить дракона" - это стилизованный реализм одновременно в дизайне персонажей и среды. Кейт Алтиери, художник-постановщик: "Мы накладывали реалистичные текстуры на разные формы, которые выглядели хоть и карикатурно, но всё же правдоподобно". Преувеличенное масштабирование имеет особенное отношение к этой истории. Считается, что современное представление людей о викингах - это что они были просто огромными, великанами: в подтверждение этому рост Стоика - ровно 1 фут и 2 дюйма, в то время как некоторые виды драконов достигают более чем 5000 фунтов в весе. "В случае с локациями мы должны были иметь в виду, что действительный элемент вымысла в этой истории - это драконы, поэтому мы создали для них правдоподобную, натуралистичную среду," - добавляет художник-постановщик Пьер-Оливер Винсент. При работе с ландшафтом, варьирующимся от пышной растительности до скалистой местности, создатели смело преувеличивали масштаб различных деталей, выстраивая шестидесятифутовые двери в Центральный Зал, место для собраний в поселении и горную вершину, способную потягаться с Эверестом.
Ещё один ключевой элемент, добавляющие правдоподобность и драматизм в "Как приручить дракона" - театральный стиль освещения. Оператор Роджер Дикенс был привлечён в качестве визуального консультанта, и его влияние делает картину особенной. "Атмосфера и настроение кадра так же - если не более! - важны, как конкретные детали," - говорит Дикенс, поэтому этот фильм не стесняется помещать лица персонажей в тень или уводить детали фона в полный мрак, чтобы подчеркнуть напряжение сцены. Цветовая палитра дополняет чуткость Дикенса, делая насыщенность меньше, а контрастность - выше. Этот художественный выбор в дальнейшем поддерживает характер и изощрённость сюжета.


Сюжет

Сценаристы осуществляют, пожалуй, самую непростую задачу в производственной команде: если созданный ими сценарий не надёжен, то всё остальное, что появляется на экране, несущественно. История в "Как приручить дракона" начинается с противостояния викингов и драконов. Как и в книге, Иккинг и Беззубик развивают крепкие, тайные отношения в этой недружелюбной атмосфере. "Эта динамика дала сюжету интересный второй акт с двойной жизнью: днём Иккинг становился настоящим викингом, а ночью братался с врагом," - объясняет режиссёр Крис Сандерс. Режиссёр Дин ДеБлуа отмечает: "Эти два мира в конечном итоге сталкиваются - это природа вещей - что дало нам возможность разрушить что-то во втором акте, и эту большую проблему Иккинг будет решать в третьем акте".
Одной из самых сложных задач сценарной команды было нахождение правильного сочетания драмы, юмора и экшена. Команда в первую очередь обдумывала развитие эмоциональной сюжетной линии, а затем поставила на место комедийную составляющую, держа её ровно столько, чтобы она не начала подрывать драматичность сцены. Сандерс: "Наш юмор идёт от персонажей и от их уникальных личностей и характеристик более, чем от чего-либо другого". То, как Иккинг шутит со своими обидчиками и то, каким захватывающим Беззубик делает драконий полёт для наездников - прекрасный пример юмора на базе характера. Аналогично этому, многочисленные экшн-сцены в фильме являются не просто развлечением; они активно двигают сюжет вперёд, предоставляя на этом пути захватывающие приключения для зрителя.
Ощущение масштабности, которое было преобладающим в определении визуального решения "Как приручить дракона", являлось важным направлением и для сюжета. "Мы знали, что хотели добиться сходства с фильмом "Давид и Голиаф", где самому маленькому, наименее признанному персонажу истории приходится сталкиваться с чем-то колоссальным. Это то, как мы закончили и физически, и метафорически - огромным драконом в конце фильма," - объясняет ведущий сценарист Алессандро Карлони. Кроме того, это настоящая награда - видеть, насколько сильнее Иккинг и Беззубик вдвоём, нежели поодиночке, в борьбе с Красной Смертью.

Лэйаут, операторская работа и 3D

Отдел по лэйауту определяет своего рода макет фильма, помещая персонажей и реквизит в смоделированное пространство и затем направляя камеру. Их работа - использовать "камеру" для поддержки повествования.
Операторская работа в "Как приручить дракона" является куда более реалистичной, чем кто-либо мог себе представить в CG, где возможно практически любое движение камеры. "Поскольку наш фильм разработан очень реалистичным, наша кинематографическая задумка вдохновлена движением камеры по типу как в фильмах с участием живых актёров, чтобы поддерживать сильные и часто серьёзные эмоции в нашем фильме," - объясняет глава лэйаута Джил Циммерман.

Отдел лэйаута также в значительной степени повлиял на 3D стереоскопическое восприятие посредством компоновки декораций. "Во время этого процесса мы убедились в желании создать многоуровневую листву, потому как это лучший способ использования стерео в кино - когда декорации дают нам понятие объёма в любой композиции, передавая глубину кадра," - добавил Циммерман.

В сценах, где есть небольшие диалоги - например, когда Иккинг впервые видит сбитого дракона в лесу - операторская работа передаёт эмоциональное состояние визуально, подчёркивая точки зрения. "В этой сцене мы стараемся пережить открытие с точки зрения самого Иккинга. Для примера: в кадре, где мальчик впервые мельком замечает дракона, мы следуем за ним со стедикамом, как если бы зритель шёл рядом с Иккингом. Камера находится у него за плечом и даёт лишь быстрый проблеск дракона, прежде чем спрятаться для пережидания, чтобы аудитория испытала момент восторга вместе с героем," - Циммерман.
Благодаря технологии стереоскопического эффекта, лэйаут добавляет к восприятию зрителя эмоциональное, а иногда и физическое воздействие. Джил Циммерман объясняет: "Чтобы обеспокоить аудиторию, мы создаём контраст со стереоскопической глубиной, которая порождает у них физическую и чувственную реакцию. Например, когда мы взобрались на вершину выступа, вы можете отметить, как две камеры практически выровнялись, и теперь изображение почти плоское, чтобы зрителю было легче сфокусироваться. Когда же Иккинг спускается вниз, и камеры, и само изображение становится очень объёмным, заставляя зрителя вновь перефокусировать свой взгляд и ощутить некоторый постуральный эффект, учащённое сердцебиение, которые, надеемся, перешли в ощущение волнения Иккинга, видящего этого дракона впервые. Аудитория в предвкушении и может почувствовать физическое возбуждение от момента. Это схоже с тем, как художник использует в кадре или на протяжении фильма приглушённый цвет - когда есть эмоциональное напряжение, и очень насыщенный - во время больших, ярких и музыкальных моментов".

Наши рекомендации