Фрагмент фрески Фонд фресок в Старой Ладоге

Также Георгию Победоносцу присваивают и качества воина, изначально присущие Перуну, которого растащили по многим христианским святым.

ПРОРОК ИЛИЯ

Ветхозаветный персонаж. По одноимённой книге, знаменит тем, что вызывал 450 пророков Вааловых и 400 пророков дубравных на поединок. Чьё кунг-фу круче, определялось просто: готовился на заклание телец, дрова под которым после призыва должен был поджечь соответствующий бог. Иегова был круче всех – послал огонь, который всё сожрал: и тельца, и воду, и камни, и прах. Ваал был посрамлён. Его прислужники, естественно лжепророки, подлежали уничтожению. Илия привёл приговор в исполнение собственноручно (!) — заколол 450 Вааловых пророков. О том, что стало с 400 дубравными пророками (скорее всего, это как раз языческие волхвы), Библия молчит.

Кровавые пятна биографии Илии затираются распиаренной концовкой: он не умер, а был «восхищен» на небо огненной колесницей, запряжённой огненными конями. Будто бы, поэтому и стал похож на народного Перуна.

Правда в народе почему-то не появилась традиция устраивать подобные соревнования с закалыванием адептов проигравшего бога. Даже наоборот, портрет, приметы и праздники снова не имеют никакого отношения к иеговиному пророку.

На Руси, например, Илья известен своей странной любовью к водоёмам - первого августа он то ли в них писает, то ли ледышку бросает. Многие, наверное, помнят этот грустный момент из детства, когда уже нельзя плескаться в озёрах и речках. Так вот, этот день и сейчас называется в народе Громобой, Громовержец, Перунов день.

Русскому крестьянину не было ровно никакого дела до древнего иудея, фанатика культа ревнивого племенного божка, убивавшего собственных соплеменников за почитание чужих кумиров.

В его сознании «Илья» был не евреем, а рослым богатырём, в колеснице или на белом коне, несущимся по небесам и разящим стрелами нечисть, а то и нечестивых или попросту непочтительных к нему (в частности, пашущих или косящих сено в его день) людей.

При этом, как и положено языческому божеству, «Илья» мог покарать не только самого святотатца, но и его общину (в древности, конечно, род), во избежание чего ещё в начале XX века на мужика, вышедшего пахать в день Громовника, накидывались разом все односельчане, били, отнимали сбрую.

В день Громовержца русские православные мужики почитали грозного «святого» не столько свечкой и смиренной молитвой, сколько пиром, к которому закалывали откормленного в складчину всей деревней «ильинского» быка или барана. Потом следовала буйная пляска («попляшу святому Илье!»).

Не будем углубляться в способности и качества Перуна, это один из самых известных славянских богов, и довольно много информации о нём можно найти в интернете. Если какое-то имя всплывает в головах людей, когда они слышат «славянское язычество», так это именно Перун. С другой стороны, этому божеству повезло куда меньше, чем его непосредственным европейским «родственникам», другим богам-громовержцам Зевсу и Тору – они-то давно стали частью мировой культуры, на них существует устойчивая мода в кино и комиксах. А вот их славянский собрат не значится ни в каких рейтингах. Рассмотрим последних чуть подробнее.

ТОР

Знакомая картинка? Подобные подвески (некоторые из которых по сложившейся традиции красиво именуют «молоточками Тора» и «топориками Перуна») достаточно широко распространены как на Руси, так и в Европе в целом, особенно в циркумбалтийском регионе.

Фрагмент фрески Фонд фресок в Старой Ладоге - student2.ru

Но вот что важно, учёные (В.П.Даркевич) весьма убедительно связывал их с культом Перуна и языческого Бога-Громовника вообще. Шведские археологи Т.Арне и П.Паульсен объясняли появление в Скандинавии определенных типов подобных подвесок контактами с восточноевропейскими землями, в том числе с Русью. Так что сами скандинавы говорят, что эти молоточки не только их рук дело, но и русов, и уж тем более нет серьезных оснований говорить о принадлежности данных амулетов исключительно скандинавам. Однако многомиллиардные сборы с кинопоказов достаются именно Тору и другим героям якобы первичных скандинавских саг.

ЗЕВС

Тут ещё интересней.

Славянская этимология имени «Перун» очевидна и не подвергается сомнению. Перун имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)». В греческом языке есть корень πῦρ («пирос»), что переводится как огонь, жар (пиротехника, пироман, пиролиз, пирофосфат и т.д.). А молния Зевса - главное оружие и основной атрибут верховного бога, раньше называлась Зевесов перун. Ох уж эти изящные древние греки, настолько цивилизованные, что даже богов у варваров и язычников умыкнули, попросту говоря, спёрли. Правда, сразу же провели сокращение штатов, объединив верховного бога и бога-громовержца.

Мифология — Верховник — Громовержец (по Юрию Петухову)

Германо-скандинавская — ОДИН — ТОР

Древнеиндийская — БРАХМА — ИНДРА

Прусская — ДИЕВАС — ПАРКУНС

Хеттская — СИВАТ — ПИРВА (ПЕРВА)

Палайско-лувийская — ТИВАТ-ТИЯТ — ПИРУА (ЯРРИ)

Кельтская — ТЕВТАТ — ТАРАН

Балтийская — ДЕЙВС — ПЕРКУНАС

Славянская — ДИВ-О — ПЕРУН

И лишь в двух мы увидим:

Греческая — ЗЕВС — ЗЕВС

Римская — ЮПИТЕР — ЮПИТЕР

Видимо, полномочия в связи с совмещением должностей расширились донельзя, и Зевс стал шалить, совершая подвиги в основном сексуального характера. Чтобы соблазнить ту или иную особу превращался то в лебедя, то в быка, то в золотой дождь, а чтобы соблазнить мальчика, превратился в орла. Вот такое любвеобильное божество.

Фрагмент фрески Фонд фресок в Старой Ладоге - student2.ru

Наши рекомендации