Реформы и реакция во внутренней политике императора.
Александр I и внешняя политика России первой четверти XIX века.
Методические рекомендации
1 вопрос.Характеризуя становление личности старшего сына Павла I, необходимо выделить противоречивое влияние бабушки Екатерины II и отца. Охарактеризуйте воспитателей будущего императора: швейцарца Ф. Лагарпа, графа Н. Салтыкова, протоиерея Сомборского. Какие новые идеи с юношеских лет привлекали Александра, одного из немногих правителей России, целенаправленно готовившихся к занятию престола? Почему его характеризовали как «царственного мистика», «коронованного Гамлета» (А. И. Герцен), «арлекина» (А. С. Пушкин)? Не случайно после его смерти появилась легенда о сибирском старце Федоре Кузьмиче, которым якобы стал сбросивший тяжкое бремя управления страной император.
2 вопрос. Переходя к характеристике Александра как политика, следует четко определить, какие цели он ставил перед собой, хотя порой эти цели больше походили на мечты. Прежде всего нужно обратить внимание на вопросы государственного устройства (конституционный порядок) и крестьянский (отмена крепостного права). Какими личностями окружил себя император? Выделите роль членов Негласного комитета (В. П. Кочубей, П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев и др.), талантливого бюрократа М. М. Сперанского, преданного слуги А. А. Аракчеева. Почему остались нереализованными прогрессивные проекты того периода и устремления Александра I? Расскажите о последних годах его правления, названных «аракчеевщиной».
3 вопрос.Охарактеризуйте основные события внешнеполитической жизни России первой четверти XIX в.: создание антифранцузской коалиции, поражение под Аустерлицем 1805 г., Тильзитский мир 1807 г., Эрфуртское соглашение 1808 г., Отечественную войну 1812 г., заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг., Венский конгресс 1814 г., Парижский мир 1815 г. Какую роль в этих событиях сыграл российский император? Его личные качества проявились особенно ярко на дипломатическом поприще. Продемонстрируйте это положение. Обратите внимание, что Наполеон называл Александра «северным Тальма», «византийским греком».
Литература
1. Российские самодержцы (1801-1917 гг.) М., 1994.
2. Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М., 1990.
3. Валькова В., Валькова О. Правители России (Энциклопедия). М.,1999.
4. Барятинский В. В. Царственный мистик. Л., 1991.
5. Шепелев Л. Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. СПб., 2007.
6. Озерский В. Правители России от Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов-на-Дону, 2004.
7. Александр I: Его личность, правление и интимная жизнь. М., 1991.
8. Балязин В. Н. Император Александр I. М., 1999.
9. Василич Г. Император Александр I и старец Федор Кузьмич. М., 1991.
10. Васильев Н. Легенда о кончине Александра I, или Тайна сибирского старца Федора Кузьмича. М., 1991.
11. Захаров В. Ю. Могла ли Россия стать конституционной монархией при Александре I? // Преподавание истории в школе. 2008. № 8.
12. История государства Российского. Жизнеописания. XIX век. М., 1997.
13. Ключевский В. О. Русская история. М., 2005.
14. Мережковский Д. Александр Первый: Роман. М., 1993.
15. Пчелов Е. В. Монархи России. М., 2004.
16. Россия: Иллюстрированная энциклопедия. М., 2006.
17. Сахаров А. Н. Александр I и Аракчеев // Отечественная история. 1998. № 4.
18. Томсинов В. А. Светило российской бюрократии. М., 1991.
19. Троицкий Н. А. Александр I и Наполеон. М., 1994.
20. Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты. М., 1991.
21. Экштут С. А. Александр I. Его сподвижники. Декабристы: В поиске исторической альтернативы. СПб., 2004.
22. Энциклопедия Российской монархии. М, 2000.
Николай I (1796 – 1855)
1. Великий князь Николай Павлович: особенности воспитания.
2. Внутренняя и внешняя политика императора Николая I – упрочение российского самодержавия.
Методические рекомендации
1 вопрос.Необходимо обратить внимание на тот факт, что третий сын Павла I и младший брат Александра I изначально не готовился стать императором. По его собственному признанию, он воспитывался как будущий бригадный генерал. Наставник Николая, граф Ламсдорф, отличался грубостью и жестким отношением к своим подопечным. На фоне общей нелюбви к учению следует выделить интересы и стремления великого князя: военная наука, инженерное дело.
Как же он оказался на троне? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно подробно описать ситуацию с секретным Манифестом бездетного Александра I, отречением великого князя Константина Павловича, периодом «междуцарствия», к которому декабристы приурочили восстание на Сенатской площади. Какие личные качества будущий император проявил в это время?
Расскажите о семейной жизни Николая I: отношениях с женой (прусской принцессой Шарлоттой, в православии получившей имя Александры Федоровны), с семью детьми, в том числе с будущим государем-Освободителем (которого он помышлял лишить трона за отсутствие твердости в характере). Сделайте общий вывод о личности императора.
2 вопрос.Анализируя государственную деятельность Николая I,обратите внимание на ее главное устремление – сохранение самодержавия в его абсолютной форме. Подчеркните влияние детского и юношеского увлечения военной наукой: убежденность в необходимости устроить государство по военному принципу строжайшей дисциплины. В чем это проявлялось? Обратите внимание на противоречивость николаевской эпохи: золотой век русской культуры, первые железные дороги, систематизация законов, ряд важных реформ (обязательно назовите их) – и разгром движения декабристов, преследование свободной мысли, засилье чиновников.
Особо следует остановиться на успехах и неудачах во внешней политике: войнах с Персией и Османской империей, событиях на Кавказе, продвижении в Приамурье, подавлении революций в Европе и, наконец, Крымской войне 1853 – 1856 гг., в разгар которой император скончался.
Сделайте общий вывод. Почему правление Николая I историки называют периодом бюрократического реформаторства? Прокомментируйте следующие характеристики, данные императору: «лицедей» (поэт Ф. И. Тютчев), «Николай Палкин» (революционер-демократ А. И. Герцен), «последний рыцарь Европы» (современный писатель К. Б. Раш).
Литература
1. Валькова В., Валькова О. Правители России (Энциклопедия). М., 1999.
2. Гершензон М. О. Николай I и его эпоха. М., 2001.
3. Гуль Р. Б. Скиф в Европе (Бакунин и Николай I). Нью-Йорк, 1958.
4. Капустина Т. А. Николай I // Вопросы истории. 1993. № 11 – 12.
5. Ключевский В. О. Русская история. М., 2005.
6. Колесникова В. Николай Первый: Лики масок государя: Психологические этюды. М., 2008.
7. Кюстин А., де. Николаевская Россия / Пер. с фр. М., 2008.
8. Николай I (1796 – 1855): Его личность, интимная жизнь и правление. М., 1991.
9. Николай I. Муж. Отец. Император / Сост. и предисл. Азарова Н. И. М., 2000.
10. Николай I: Личность и эпоха. Новые материалы. СПб., 2007.
11. Озерский В. Правители России от Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов-на-Дону, 2004.
12. Переписка цесаревича Александра Николаевича с императором Николаем I. 1838-1839. М., 2008.
13. Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М., 1990.
14. Пчелов Е. В. Монархи России. М., 2004.
15. Рахматуллин М. А. Император Николай I глазами современников // Отечественная история. 2004. № 6.
16. Российские самодержцы (1801-1917 гг.). М., 1994.
17. Россия: Иллюстрированная энциклопедия. М., 2006.
18. Силаева М. «Дон Кихот самодержавия». Император Николай Павлович и его наследие // Родина. 2008. № 4.
19. Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров: Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора Николая I и Александра II. М., 1990.
20. Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты. М., 1991.
21. Шепелев Л. Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. СПб., 2007.
22. Энциклопедия Российской монархии. М, 2000.
Александр II (1818 – 1881)
Личность Александра.