Принцип историзма и его понимание историками различных направлений.

2. Специфика исторического познания. Развитие проблемы соотношения субъекта и объекта исторического познания историками.

3. Проблема критерия объективности исторического познания

4. Принцип партийности: сущность и трактовка в различные исторические периоды.

Сообщения:

1. Проблема исторической истины в трудах историков - позитивистов.

2. Субъективизм в исторической науке Младогерманская школа историков о «плюрализме равноценных конкурирующих оценок интерпретации прошлого».

Примерные контрольные вопросы к зачету по курсу «Теория и методология исторического познания».

1.​ Предмет теории и методологии истории. «Теория», «методология», «философия истории»: статус и различие поня​тий.

2. ​ Предмет истории как науки. Место истории в системе общественных наук.

3. Уровни и формы исторического сознания.

4.​ Проблема единства и многообразия исторического процесса. Теории единства исторического процесса, основные представители всемирно – исторического направления.

5.​ Цивилизационный подход к истории, его основные представители.

6.​ Понятие исторической необходимости. Проблема существования исторических законов.

8. Альтернативность в истории. Категории «необходимости» и «случайности».

9.​ Понятие и типы исторической динамики.

10.​ Идея прогресса, ее теоретические интерпретации. Критерии общественного прогресса.

11.​ Проблемы движущих сил в истории. Концепции идеальных движущих факторов в истории.

12.​ Виды исторического детерминизма. Экономический детерминизм.

13. Виды исторического детерминизма. Географический детерминизм.

14. Виды исторического детерминизма. Демографический детерминизм.

15. Виды исторического детерминизма. Технологический детерминизм.

16. Виды исторического детерминизма. Психологический детерминизм.

17. Концепции определяющей роли социально – духовного фактора.

18. Волюнтаристкие концепции исторического развития.

Темы рефератов

1. «Теория», «методология», «философия истории»: статус и различие поня​тий.

2. Предмет истории как науки. Место истории в системе общественных наук.

3. Функции истории.

4. Формирование исторического сознания – главная задача истории.

5. Уровни и формы исторического сознания.

6. Воспитание патриотизма - задача истории. Содержание понятия «патриотизм». Необходимость патриотического воспитания.

7.​ Проблема единства и многообразия исторического процесса. Теории единства исторического процесса. Основные представители всемирно – исторического направления.

8.​ Цивилизационный подход к истории, его основные представители.

9. Современная методологическая ситуация. Многофакторный подход.

10. Научная концепция и идеология.

11.​ Понятие исторической необходимости.

12. Проблема существования исторических законов. Историческая закономерность и исторический закон.

13. Альтернативность в истории. Категории «необходимости» и «случайности».

14.​ Понятие и типы исторической динамики (прогресс, регресс, цикличность). Исторические теории.

15.​ Идея прогресса, ее теоретические интерпретации. Критерии общественного прогресса.

16. Прогресс и нравственность.

17.​ Проблемы движущих сил в истории. Концепции идеальных движущих факторов в истории.

18.​ Виды исторического детерминизма. Экономический детерминизм.

19. Виды исторического детерминизма. Географический детерминизм.

20. Виды исторического детерминизма. Демографический детерминизм.

21. Виды исторического детерминизма. Технологический детерминизм.

22. Виды исторического детерминизма. Психологический детерминизм.

23. Концепции определяющей роли социально – духовного фактора.

24. Волюнтаристские концепции исторического развития.

25. «Теории заговора» в исторической науке.

26. Принцип историзма. Критерии оценки в истории.

27. Принцип «партийности» и его трактовка в различные периоды.

28. Проблема объективности исторического познания. Соотношение субъекта

и объекта исторического исследования.

29. Проблема критерия объективности исторического познания.

30. Концепция «евразийства». Л.Н.Гумилев.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

             

Наши рекомендации