Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Формы обучения
Очная Заочная
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы    
Номера семестров:    
Аудиторные занятия (всего): В том числе:
  Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Семинарские занятия (СЗ)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (СРС) (всего)    
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров   Зачет с оценкой

Распределение часов по темам и видам учебной работы

4.2.1Очная форма обучения:

№ п/п Раздел/ тема Всего час. Виды учебной работы (в часах)
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лек. Сем./пр Лаб.
ВВЕДЕНИЕ          
  1) Старославянский язык – первый письменный литературный язык всех славян. Происхождение старославянского языка. Место старославянского языка среди других языков.        
  2) Славянские азбуки.        
ФОНЕТИКА          
  3) Фонетическая система старосла-вянского языка. Транскрибирова-ние и чтение старославянских текстов.      
ИСТОРИЯ ПРАСЛАВЯНСКОЙ ФОНЕТИКИ          
  4) Фонетическая система прасла-вянского языка в начальный период его существования. Фонетические процессы протославянского периода.   0,5    
  5) Фонетические процессы раннего периода праславянского языка.   0,5    
  6) Фонетические процессы позднего периода праславянского языка.      
МОРФОЛОГИЯ          
  7) Лексико-грамматические разряды слов (части речи). Основные грамматические категории имени существительного. Типы склонения существительных.      
  8)Местоимения.        
  9) Имя прилагательное.        
  10)Слова, обозначающие числа          
  11) Основные грамматические категории глагола. Основы глагола, классы глагола. Тематические и нетематические глаголы.   0,5 0,5    
  12) Образование форм настоящего времени, спряжение   0,5 0,5    
  13) Образование форм будущего времени, спряжение.   0,5 0,5    
  14) Система форм прошедшего времени. Образование форм, спряжение. Аорист, виды аориста. Имперфект. Перфект. Плюсквамперфект.   0,5 1,5    
  15) Повелительное и сослагательное наклонения.     0,5    
  16)Инфинитив и супин. Причастия как именные формы глагола.     0,5    
  17) Наречия.          
  18) Служебные слова.          
ЛЕКСИКА И СЛОВООБРАЗО-ВАНИЕ          
  19) Лексика и словообразование.        
СИНТАКСИС          
  20) Основные особенности синтаксиса. Повторение        
             
  ИТОГО:      

Содержание дисциплины

Программа дисциплины

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Старославянский язык – первый письменный литературный язык всех славян. Происхождение старославянского языка. Место старославянского языка среди других языков.

Основные понятия: индоевропейский праязык (праиндоевропейский язык), балто-славянский праязык, праславянский язык, старославянский язык, древнерусский язык, церковнославянский язык.

Содержание темы

Традиционное название курса, фактическая двухпредметность (старославянский язык и история праславянской фонетики).

Понятие о старославянском языке как первом письменно-литературном языке славян. Место старославянского языка среди других славянских языков. Вопрос о его диалектной основе.

Современные славянские языки. Три группы славянских языков: восточно-славянские, западно-славянские и южно-славянские. Место славянских языков среди языков мира. Понятие об индоевропейской семье языков, о праиндоевропейском языке-основе и праславянском языке как источнике всех славянских языков. Родственные связи славянских языков внутри индоевропейской семьи, их близость к балтийским языкам; проблема генетической связи и развития славянских и балтийских языков.

Основные методы исторического изучения языка. Сравнительно-исторический метод как главный.

Значение дисциплины как первой в ряду учебных дисциплин исторического цикла. Лингвистическое, историко-культурное значение изучения старославянского языка.

Происхождение старославянского языка. Общественно-политические условия появления славянской письменности в середине IX в. Жизнь и культурно-просветительская деятельность славянских первоучителей – Константина Философа и Мефодия.

Наши рекомендации