Ожидания семьи, связанные с психотерапевтом 1 страница

Mark Worden, Ph.D.

Fairfield University

Family Therapy Basics

Third Edition

THOMSON

BROOKS/COLE

Australia • Canada • Mexico • Singapore • Spain • United Kingdom • United States

Марк Уорден

ОСНОВЫ

СЕМЕЙНОЙ

ПСИХОТЕРАПИИ

4-е международное издание

Санкт-Петербург

«прайм-ЕВРОЗНАК»

Москва

«ОЛМА-ПРЕСС»

ББК 88.8 + 53.57

УДК 159.922.7

У 64

Права на перевод получены издательством «ПРАйм-ЕВРОЗНАК

соглашением с Thomson Learning of High Holborn House.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть

воспроизведена в какой бы то ни было форме

без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Уорден М.

У 64 Основы семейной психотерапии. 4-е международное издание, — СПб.: ПРАйм-ЕВРОЗНАК, 2005.- 256 с.

ISBN 5-93878-169-8

Данная книга адресована начинающим клиницистам — студентам и моло­дым специалистам — и представляет собой ориентированный на практику курс семейной психотерапии, руководство с описанием основных механизмов про­ведения полной семейной сессии.

Для максимальной наглядности на протяжении всей книги процесс психо­терапии анализируется на примере работы с одной и той же семьей. Таким обра­зом, читатель постоянно сосредоточен и вовлечен в обсуждение клинических проблем и способов их решения, устанавливая равновесие между пониманием процесса семейной психотерапии с теоретической точки зрения и применени­ем возможных методов вмешательства.

____________

Марк Уорден

ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Перевод с английского: А. Ершова

Научный редактор: А. Смирнов

Редактор: 'Д. Гиппиус

Компьютерная верстка Е. Кузъменок

ЛП№ 000370 от 30.12.99.

Подписано в печать 15.10.04. Формат 70 х 108 '/|6. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 22,4. Тираж 2000 экз. Заказ № 3547.

«прайм-ЕВРОЗНАК». 191126, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., 28/30.

ИД № 05761 от 04.09.01

129075, Москва, Звездный бульвар, д. 23а, строение 10.

Отпечатано с готовых диапозитивов в полиграфической фирме «Красный пролетарий». 103473, Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16.

ISBN 5-93878-169-8

ISBN 0-534-51971-7 (англ.)

© Brooks/Cole, a division of Thomson Learning, Inc., 2003

© Перевод на русский язык: А. Ершова, 2004

© Серия, оформление, ПРАйм-ЕВРОЗНАК, 2005

© ПРАйм-ЕВРОЗНАК, 2005

Содержание

Предисловие научного редактора................................. 9

Предисловие к третьему изданию.................. ».............. 11

Об авторе............................................... 14

Глава 1. Переход к системам и социальному обустройству......................................... 15

Индивидуальная и системная динамика...................................................................... 17

Линейная и круговая каузальность............................................................................... 21

Содержание и динамика процесса................................................................................ 23

Практическая применимость системной перспективы............................................. 25

Социальный конструктивизм.......................................................................................... 26

Текущая полемика...................... •........................................................................................ 29

Резюме................... '.................................................................................................................. 31

Краткий обзор книги.......................................................................................................... 32

Глоссарий................................................................................................................................ 34

Глава 2. Первое интервью: начало оценки и соглашение........................................... 36

Развитие наблюдательности.................................. ,....................................................... 37

Основные понятия: предварительные наблюдения.................................................. 38

Триангуляция и выбор «козла отпущения»................................................................. 38

Границы................................................................................................................................... 40

Власть...................................................................................................................................... 44

Интимность........................................................................................................................... 45

Паттерны коммуникации................................................................................ ,................ 46

Первое интервью................................................................................................................. 47

Первый телефонный звонок.............................................................................................. 47

Приветствие................................................................................................. ..'....................... 47

Терапевтические заметки.................................................................................................. 48

Определение интервью...................................................................................................... 49

Терапевтические заметки.................................................................................................. 49

Определение проблемы..................................................................................................... 50

Терапевтические заметки.................................................................................................. 51

Переход к определению проблемы на уровне системы........................................... 53

Терапевтические заметки........................................................... '...................................... 56

Постановка задач и прояснение плана вмешательства........................................... 58

Терапевтические заметки.................................................................................................. 60

Резюме...................................................................................................................................... 61

Глоссарий.............................................................................................................................. 61

Терапевтические заметки.................................................................................................. 62

Глава 3. Соглашение: установление терапевтических границ................................... 64

Терапевтический альянс: концептуальные замечания............................................ 66

Информация о семье........................................................................................................... 66

Тендер....................................................................................................................................... 66

Интимность........................................................................................................................... 67

Общение.................................................................................................................................. 68

Конфликт............................................................................................................................... 69

Власть.... '......................................................................................................... 70

Этническая принадлежность семьи и мульти культурализм..............................71

Жизненный цикл семьи.........,........................................•................73

Информация о психотерапевте.....................................................75

Теория и подготовка..................................................................75

Влияние тендерной принадлежности....................................,............;.....................76

Родная семья психотерапевта и жизненный цикл.................................79

Роль психотерапевта................,.............................................................................. 80

Терапевтические заметки....................................................... 85

. Терапевтический альянс........................................................................................85

Признание хрупкости новоявленной комбинированной семьи.............85

Избегание тендерных предубеждений и поиска «козла отпущения..........86

Изучение семейной истории.............................................................................. 87

Терапевтические границы.............................,..................................,.................87

Формирование границ с семьей.............:.........................................................90

Нарушение границ......................................,....................................................... 92

Вопрос посещения сессий.....,.........................................92

Временные границы.............................................................................................. 94

Телефонные звонки......................................................................... 95

Использование психотерапевтом своего Я...................i......................................96

Самораскрытие психотерапевта..........,............................................................ 96

Использование личных реакций......................................................................97

Резюме.................................................................................................................... 100

Глоссарий...................................................:.........................:................................ 102

Глава 4. Оценка: диагностика и системные модели..............................................103

Оценка: диагностические и системные модели................................................. 104

Резюме................................................................................................................... 106

Модели оценки систем............,............,.,............................................................. 107

Циркумплексная модель семейных систем....................................................... 108

Семьи полярного типа,.................................................;.,................................ 111

Клинические гипотезы и цели.........................................................;..............112

Резюме.........................,.......................„........:.......................,............................... 1П

Системная модель семейного функционирования Биверса............................. Ш

Клинические задачи и выводы .............s.....,.................................................... 121

Резюме.................i............................................................................................ 12:

Семейный подход МакМастера......,.......,........................................................... 12j

Подход к лечению семьи................................................................................. 12?

Резюме.............................................................................................................. 12(

Какая модель лучше?........................................................................................... 12"

Рекомендации по оценке..................................:......:............................................ 121

Интерперсональные границы.............................................................................12!

Стабильность и изменение.................................................................................. 12'

Эмоциональный настрой.............................:..............:....................................... 13(

Лидерство..........................................!.........................'...:..................................... 1з:

Решение проблем и преодоление конфликта.........:.......................................... 13!

Коммуникация..................................................................................................... 13'

Резюме............................................................................................................. 13'

Глоссарий.......:..........:......................................................:..................................... 13:

5. Оценка: процесс идентификации семейных паттернов.....................................13!

Процессоценки..........................,....................................................,. 141

Экспрессивный стиль семьи....................................................................................140

Молчаливые семьи........................................................................................................... 140

Скандальные семьи.......................................................................................................... 143

Гемограммы....................................................................................................................... 146

Процесс интервью............................................................................................................ 150

Типы вопросов................................................................................................................... 151

Линейные вопросы........................................................................................................... 151

Круговые вопросы............................................................................................................ 152

Стратегические вопросы................................................................................................ 152

Рефлексивные вопросы................................................................................................... 153

Когниции отдельных членов семьи............................................................................. 155

Аффективные реакции............................................. <..................................................... 155

Эксшюрация мотивов и поведения.............................................................................. 156

Прогнозирование.............................................................................................................. 157

Маленькие дети: игра и рисование............................................................................. 157

Терапевтические заметки............................................................................................... 164

Установление соглашения с каждым членом семьи............................................... 164

Понимание и уважение семейной парадигмы или истории................................. 165

Оценка устойчивости семьи................................................ ,..•...................................... 168

Фокусировка на том, что требует изменений, и расстановка приоритетов

в отношении вмешательства......................................................................................... 170

Резюме.................................................................................................................................... 172

Глоссарий........................................................................... ;................................................. 172

Изменение и сопротивление.......................................................................................... 173

Концептуализация изменения................................................................... ,.................. 174

Танец изменений: уравновешивание морфостаза и морфогенеза...................... 175

Сфокусированность на проблеме и на решении проблемы: альтернативные

'варианты.................... -........................................................................................................ 178

Резюме.................................................................................................................................... 181

Сопротивление........................................................................... :..................................... 181

Расшифровка послания........................ ,............... ;............................. ;......................... 185

Терапевтические заметки............................................................ ......;........................... 191

Распространенные паттерны сопротивления........................................................... 191

Сопротивление, подвергающее сомнению компетентность специалиста ..191

Сопротивление кооптацией психотерапевта........................................................... 192

Сопротивление, которое проявляется в неподчинении......................................... 195

Резюме............ .,...................................................................................................................... 199

Глоссарий.......................................................................... •....... ;............... :......................... 200

Техники изменения.......................................................... ,........................................... 201

Техники первого порядка............................................................................................... 204

Существующие решения................................................................................................. 204

Психообразование............................................................................................................ 206

Коммуникативные и переговорные навыки.............................................................. 207

Структурирование и мониторинг коммуникаций................................................... 207

Домашние задания.......... '........................................ ,...................................................... 209

Биографические вмешательства.................................................................................. 210

1. Эксплорация при открытых дверях......................................................................... 211

2. Уважайте закрытые двери.......................................................................................... 212

3. Предоставляйте членам семьи возможность выбора......................................... 212

4. Уважайте решения членов семьи........................... ...........;...................................... 212

Техники второго порядка............................................................................................... 213

Процессуальные вмешательства.................................................................................. 213

Стратегические и рефлексивные вопросы................................................................. 214

Специфические вопросы, ориентированные на изменения.................................. 215

Повышение уровня семейной осознанности и предоставление выбора........... 218

1. Идентификация паттернов......................................................................................... 218

2. Прогнозирование следующего шага....................................................................... 218

3. Побуждение к следующему шагу непосредственно перед тем,

как наступит очередь его совершить................................................ ,......................... 219

4. Остановка последовательности с последующим разрешением
продолжать 219

5. Размышление о чужих мотивах......................................................... 220

Избегание триангуляции................................................................................................. 220

1. Продвижение последовательности на шаг вперед............................................. 220

2. Направление послания подходящему реципиенту............................................ 221

Структурные вмешательства.................................................................................. ,..... 221

Оспаривание семейных норм........................................................................................ 222

1. Эксплорация функции семейных норм................................................................... 222

2. Вопросы о том, как обстоят дела............................................................. .'.............. 223

3. Оспаривание желания каждого члена семьи изменяться.................................. 223

4. Поиск альтернатив.............................................................. ,....................................... 223

Разметка границ................................................................................................................ 223

1. Кларификация границы между семьями................................................................ L 224

2. Кларификация границы между бывшими супругами......................................... 225

3. Разграничение родительской и детской субсистем............................................ 226

4. Обозначение границ расширенной семьи.............................................................. 227

Рефрейминг...................................................................................... ,.................................. 228

Парадоксальные предписания...................................................................................... 231

Этапы парадоксальных вмешательств...................................................................... 232

1. Переопределение.......................................................................................................... 232

2. Предписания......................................................................................... -,........................ 233

3. Ограничения................................................................................................................... 233

Семьи-кандидаты для парадоксальных техник....................................................... 233

Вариации на тему: парадокс и осознанность.......................................................... 234

Техники работы с маленькими детьми....................................................................... 235

Резюме.................................................................................................................................... 237

Глоссарий.............................................................................................................................. 238

Завершение терапии........................................................................................ 239

Подведение итогов............................................................................................................ 240

Процесс завершения терапии........................................................................................ 242

Кто поднимает этот вопрос и когда?.......................................................................... 242

Были ли выполнены специфические задачи терапии?........................................... 242

Каким образом закрепить достигнутые результаты?............................................ 244

1. Проведение инвентаризации..................................................................................... 244

2. Объяснения психотерапевта...................................................................................... 244

3. Размышление о будущем............................................................................................ 245

4. Извлечение обратной связи........................................................................................ 246

5. Предоставление возможности для контактов в будущем................................. 246

Преждевременное завершение терапии........................................... ь..................................... 247

Одностороннее прекращение терапии семьей......................................................... 248

Резюме.................................................................................................................................. 251

Эпилог.......................................................................... ;..................................... 252

Предисловие

Научного

Редактора

Словно предугадав, что его труд дойдет до российского читателя, автор с ловкостью, отличающей искушенного психотерапевта, снимает второй вопрос из двух вечных отечественных: что делать и кто виноват. В этой книге никого не обвиняют, в ней рассказывается о том, что де­лать. Вопрос, однако, застревает в уме, и наш читатель прекрасно знает хрестоматийный ответ: дураки и доро­ги. Опять-таки — будто догадываясь об этом, Марк Уорден исключает первую группу виноватых: в этой книге не говорят о дураках. Зато про дороги в ней сказано очень много. Короче говоря, это книга о дорогах и о том, как по ним ходить, какие из них выбирать и с какой скорос­тью по ним продвигаться. Если бы рассказа с таким на­званием еще не существовало, то данный труд можно было бы озаглавить: «Дороги, которые мы выбираем». Возможно, что если ограничиться этими двумя парамет­рами — что делать и какими дорогами продвигаться к на­меченному — удастся добиться большего не только в се­мье, но и в более широких масштабах, так что оставшие­ся якобы без внимания вторые половины вопросов и ответов разрешатся сами собой. Если знать, куда и как идти — чего же боле?

Однако автор не настолько прост; ему известно, ка­кие встречаются семьи и насколько извилисты тропы, по которым к ним подбираются.

Поэтому в настоящем труде, отмеченном подчас ис­крометным юмором, автор старается хотя бы вкратце охватить все ситуации, возможные в семейной терапии, и поделиться советом по поводу каждой из них. Более того: он делает это, взяв за пример лишь одну семью с проблемами настолько же заурядными, насколько и уни­кальными. Следуя за автором, мы начинаем со знаком­ства с историей этой семьи, устанавливаем с ее членами доверительные отношения, хотя это очень и очень непро­сто; намечаем пути сотрудничества и, наконец, присту­паем крещению накопившихся проблем самыми разно­образными способами.

Уважая клиента, не усматривая в нем «дурака» и памятуя о том, что «до­рогу осилит идущий», можно добиться многого.

Данный труд представляет собой в первую очередь пособие для начи­нающих семейных психотерапевтов; при этом автор учел все их возможные теоретические ориентации и предпочтения. Но любой выпускник, любой начинающий, каким бы начитанным и находчивым он ни был, нуждается хотя бы в некотором опыте. Вопрос даже не в том, что делать — он в том, с чего начать? Какие первые слова произнести, когда перед вами расселось угрюмое семейство, представляющее два, если не три, поколения, и ждет от вас чуда при одновременно подозрительном и предвзятом к вам отно­шении?

Для таких ситуаций эта книга — неоценимый подарок. Автор подроб­но описывает разнообразные варианты вступлений, вопросов, ответов, ло­вушек, тупиков, подводных камней, заблуждений, озарений и всего проче­го, что может иметь место в ходе семейной терапии.

Настоящее пособие актуально, тем более, что психологическое образо­вание приобретает в нашей стране широкую популярность. Конечно, им нельзя пользоваться в качестве единственного пособия по семейной психо­терапии; вчерашний студент извлечет из этой книги лишь общее представ­ление о начале терапии, ее ходе, завершении и возможном продолжении — а также, конечно, о самом интересном: о хитроумных техниках, позволяю­щих превратить «Семейку Адамсов» в «Большую семью». Но книги мало, нужен личный и длительный опыт общения с людьми на фоне доброжела­тельной терпимости и искреннего желания помочь тем, кто оказался в беде, а чаще — вверг себя в эту беду самостоятельно. Кроме того, семейному те­рапевту предстоит нелегкий путь постоянного обучения, чтения литерату­ры — уже более углубленного, специализированного качества - и работы с клиентами.

Наши рекомендации