Ожидания семьи, связанные с психотерапевтом 1 страница
Mark Worden, Ph.D.
Fairfield University
Family Therapy Basics
Third Edition
THOMSON
BROOKS/COLE
Australia • Canada • Mexico • Singapore • Spain • United Kingdom • United States
Марк Уорден
ОСНОВЫ
СЕМЕЙНОЙ
ПСИХОТЕРАПИИ
4-е международное издание
Санкт-Петербург
«прайм-ЕВРОЗНАК»
Москва
«ОЛМА-ПРЕСС»
ББК 88.8 + 53.57
УДК 159.922.7
У 64
Права на перевод получены издательством «ПРАйм-ЕВРОЗНАК
соглашением с Thomson Learning of High Holborn House.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть
воспроизведена в какой бы то ни было форме
без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Уорден М.
У 64 Основы семейной психотерапии. 4-е международное издание, — СПб.: ПРАйм-ЕВРОЗНАК, 2005.- 256 с.
ISBN 5-93878-169-8
Данная книга адресована начинающим клиницистам — студентам и молодым специалистам — и представляет собой ориентированный на практику курс семейной психотерапии, руководство с описанием основных механизмов проведения полной семейной сессии.
Для максимальной наглядности на протяжении всей книги процесс психотерапии анализируется на примере работы с одной и той же семьей. Таким образом, читатель постоянно сосредоточен и вовлечен в обсуждение клинических проблем и способов их решения, устанавливая равновесие между пониманием процесса семейной психотерапии с теоретической точки зрения и применением возможных методов вмешательства.
____________
Марк Уорден
ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Перевод с английского: А. Ершова
Научный редактор: А. Смирнов
Редактор: 'Д. Гиппиус
Компьютерная верстка Е. Кузъменок
ЛП№ 000370 от 30.12.99.
Подписано в печать 15.10.04. Формат 70 х 108 '/|6. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 22,4. Тираж 2000 экз. Заказ № 3547.
«прайм-ЕВРОЗНАК». 191126, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., 28/30.
ИД № 05761 от 04.09.01
129075, Москва, Звездный бульвар, д. 23а, строение 10.
Отпечатано с готовых диапозитивов в полиграфической фирме «Красный пролетарий». 103473, Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16.
ISBN 5-93878-169-8
ISBN 0-534-51971-7 (англ.)
© Brooks/Cole, a division of Thomson Learning, Inc., 2003
© Перевод на русский язык: А. Ершова, 2004
© Серия, оформление, ПРАйм-ЕВРОЗНАК, 2005
© ПРАйм-ЕВРОЗНАК, 2005
Содержание
Предисловие научного редактора................................. 9
Предисловие к третьему изданию.................. ».............. 11
Об авторе............................................... 14
Глава 1. Переход к системам и социальному обустройству......................................... 15
Индивидуальная и системная динамика...................................................................... 17
Линейная и круговая каузальность............................................................................... 21
Содержание и динамика процесса................................................................................ 23
Практическая применимость системной перспективы............................................. 25
Социальный конструктивизм.......................................................................................... 26
Текущая полемика...................... •........................................................................................ 29
Резюме................... '.................................................................................................................. 31
Краткий обзор книги.......................................................................................................... 32
Глоссарий................................................................................................................................ 34
Глава 2. Первое интервью: начало оценки и соглашение........................................... 36
Развитие наблюдательности.................................. ,....................................................... 37
Основные понятия: предварительные наблюдения.................................................. 38
Триангуляция и выбор «козла отпущения»................................................................. 38
Границы................................................................................................................................... 40
Власть...................................................................................................................................... 44
Интимность........................................................................................................................... 45
Паттерны коммуникации................................................................................ ,................ 46
Первое интервью................................................................................................................. 47
Первый телефонный звонок.............................................................................................. 47
Приветствие................................................................................................. ..'....................... 47
Терапевтические заметки.................................................................................................. 48
Определение интервью...................................................................................................... 49
Терапевтические заметки.................................................................................................. 49
Определение проблемы..................................................................................................... 50
Терапевтические заметки.................................................................................................. 51
Переход к определению проблемы на уровне системы........................................... 53
Терапевтические заметки........................................................... '...................................... 56
Постановка задач и прояснение плана вмешательства........................................... 58
Терапевтические заметки.................................................................................................. 60
Резюме...................................................................................................................................... 61
Глоссарий.............................................................................................................................. 61
Терапевтические заметки.................................................................................................. 62
Глава 3. Соглашение: установление терапевтических границ................................... 64
Терапевтический альянс: концептуальные замечания............................................ 66
Информация о семье........................................................................................................... 66
Тендер....................................................................................................................................... 66
Интимность........................................................................................................................... 67
Общение.................................................................................................................................. 68
Конфликт............................................................................................................................... 69
Власть.... '......................................................................................................... 70
Этническая принадлежность семьи и мульти культурализм..............................71
Жизненный цикл семьи.........,........................................•................73
Информация о психотерапевте.....................................................75
Теория и подготовка..................................................................75
Влияние тендерной принадлежности....................................,............;.....................76
Родная семья психотерапевта и жизненный цикл.................................79
Роль психотерапевта................,.............................................................................. 80
Терапевтические заметки....................................................... 85
. Терапевтический альянс........................................................................................85
Признание хрупкости новоявленной комбинированной семьи.............85
Избегание тендерных предубеждений и поиска «козла отпущения..........86
Изучение семейной истории.............................................................................. 87
Терапевтические границы.............................,..................................,.................87
Формирование границ с семьей.............:.........................................................90
Нарушение границ......................................,....................................................... 92
Вопрос посещения сессий.....,.........................................92
Временные границы.............................................................................................. 94
Телефонные звонки......................................................................... 95
Использование психотерапевтом своего Я...................i......................................96
Самораскрытие психотерапевта..........,............................................................ 96
Использование личных реакций......................................................................97
Резюме.................................................................................................................... 100
Глоссарий...................................................:.........................:................................ 102
Глава 4. Оценка: диагностика и системные модели..............................................103
Оценка: диагностические и системные модели................................................. 104
Резюме................................................................................................................... 106
Модели оценки систем............,............,.,............................................................. 107
Циркумплексная модель семейных систем....................................................... 108
Семьи полярного типа,.................................................;.,................................ 111
Клинические гипотезы и цели.........................................................;..............112
Резюме.........................,.......................„........:.......................,............................... 1П
Системная модель семейного функционирования Биверса............................. Ш
Клинические задачи и выводы .............s.....,.................................................... 121
Резюме.................i............................................................................................ 12:
Семейный подход МакМастера......,.......,........................................................... 12j
Подход к лечению семьи................................................................................. 12?
Резюме.............................................................................................................. 12(
Какая модель лучше?........................................................................................... 12"
Рекомендации по оценке..................................:......:............................................ 121
Интерперсональные границы.............................................................................12!
Стабильность и изменение.................................................................................. 12'
Эмоциональный настрой.............................:..............:....................................... 13(
Лидерство..........................................!.........................'...:..................................... 1з:
Решение проблем и преодоление конфликта.........:.......................................... 13!
Коммуникация..................................................................................................... 13'
Резюме............................................................................................................. 13'
Глоссарий.......:..........:......................................................:..................................... 13:
5. Оценка: процесс идентификации семейных паттернов.....................................13!
Процессоценки..........................,....................................................,. 141
Экспрессивный стиль семьи....................................................................................140
Молчаливые семьи........................................................................................................... 140
Скандальные семьи.......................................................................................................... 143
Гемограммы....................................................................................................................... 146
Процесс интервью............................................................................................................ 150
Типы вопросов................................................................................................................... 151
Линейные вопросы........................................................................................................... 151
Круговые вопросы............................................................................................................ 152
Стратегические вопросы................................................................................................ 152
Рефлексивные вопросы................................................................................................... 153
Когниции отдельных членов семьи............................................................................. 155
Аффективные реакции............................................. <..................................................... 155
Эксшюрация мотивов и поведения.............................................................................. 156
Прогнозирование.............................................................................................................. 157
Маленькие дети: игра и рисование............................................................................. 157
Терапевтические заметки............................................................................................... 164
Установление соглашения с каждым членом семьи............................................... 164
Понимание и уважение семейной парадигмы или истории................................. 165
Оценка устойчивости семьи................................................ ,..•...................................... 168
Фокусировка на том, что требует изменений, и расстановка приоритетов
в отношении вмешательства......................................................................................... 170
Резюме.................................................................................................................................... 172
Глоссарий........................................................................... ;................................................. 172
Изменение и сопротивление.......................................................................................... 173
Концептуализация изменения................................................................... ,.................. 174
Танец изменений: уравновешивание морфостаза и морфогенеза...................... 175
Сфокусированность на проблеме и на решении проблемы: альтернативные
'варианты.................... -........................................................................................................ 178
Резюме.................................................................................................................................... 181
Сопротивление........................................................................... :..................................... 181
Расшифровка послания........................ ,............... ;............................. ;......................... 185
Терапевтические заметки............................................................ ......;........................... 191
Распространенные паттерны сопротивления........................................................... 191
Сопротивление, подвергающее сомнению компетентность специалиста ..191
Сопротивление кооптацией психотерапевта........................................................... 192
Сопротивление, которое проявляется в неподчинении......................................... 195
Резюме............ .,...................................................................................................................... 199
Глоссарий.......................................................................... •....... ;............... :......................... 200
Техники изменения.......................................................... ,........................................... 201
Техники первого порядка............................................................................................... 204
Существующие решения................................................................................................. 204
Психообразование............................................................................................................ 206
Коммуникативные и переговорные навыки.............................................................. 207
Структурирование и мониторинг коммуникаций................................................... 207
Домашние задания.......... '........................................ ,...................................................... 209
Биографические вмешательства.................................................................................. 210
1. Эксплорация при открытых дверях......................................................................... 211
2. Уважайте закрытые двери.......................................................................................... 212
3. Предоставляйте членам семьи возможность выбора......................................... 212
4. Уважайте решения членов семьи........................... ...........;...................................... 212
Техники второго порядка............................................................................................... 213
Процессуальные вмешательства.................................................................................. 213
Стратегические и рефлексивные вопросы................................................................. 214
Специфические вопросы, ориентированные на изменения.................................. 215
Повышение уровня семейной осознанности и предоставление выбора........... 218
1. Идентификация паттернов......................................................................................... 218
2. Прогнозирование следующего шага....................................................................... 218
3. Побуждение к следующему шагу непосредственно перед тем,
как наступит очередь его совершить................................................ ,......................... 219
4. Остановка последовательности с последующим разрешением
продолжать 219
5. Размышление о чужих мотивах......................................................... 220
Избегание триангуляции................................................................................................. 220
1. Продвижение последовательности на шаг вперед............................................. 220
2. Направление послания подходящему реципиенту............................................ 221
Структурные вмешательства.................................................................................. ,..... 221
Оспаривание семейных норм........................................................................................ 222
1. Эксплорация функции семейных норм................................................................... 222
2. Вопросы о том, как обстоят дела............................................................. .'.............. 223
3. Оспаривание желания каждого члена семьи изменяться.................................. 223
4. Поиск альтернатив.............................................................. ,....................................... 223
Разметка границ................................................................................................................ 223
1. Кларификация границы между семьями................................................................ L 224
2. Кларификация границы между бывшими супругами......................................... 225
3. Разграничение родительской и детской субсистем............................................ 226
4. Обозначение границ расширенной семьи.............................................................. 227
Рефрейминг...................................................................................... ,.................................. 228
Парадоксальные предписания...................................................................................... 231
Этапы парадоксальных вмешательств...................................................................... 232
1. Переопределение.......................................................................................................... 232
2. Предписания......................................................................................... -,........................ 233
3. Ограничения................................................................................................................... 233
Семьи-кандидаты для парадоксальных техник....................................................... 233
Вариации на тему: парадокс и осознанность.......................................................... 234
Техники работы с маленькими детьми....................................................................... 235
Резюме.................................................................................................................................... 237
Глоссарий.............................................................................................................................. 238
Завершение терапии........................................................................................ 239
Подведение итогов............................................................................................................ 240
Процесс завершения терапии........................................................................................ 242
Кто поднимает этот вопрос и когда?.......................................................................... 242
Были ли выполнены специфические задачи терапии?........................................... 242
Каким образом закрепить достигнутые результаты?............................................ 244
1. Проведение инвентаризации..................................................................................... 244
2. Объяснения психотерапевта...................................................................................... 244
3. Размышление о будущем............................................................................................ 245
4. Извлечение обратной связи........................................................................................ 246
5. Предоставление возможности для контактов в будущем................................. 246
Преждевременное завершение терапии........................................... ь..................................... 247
Одностороннее прекращение терапии семьей......................................................... 248
Резюме.................................................................................................................................. 251
Эпилог.......................................................................... ;..................................... 252
Предисловие
Научного
Редактора
Словно предугадав, что его труд дойдет до российского читателя, автор с ловкостью, отличающей искушенного психотерапевта, снимает второй вопрос из двух вечных отечественных: что делать и кто виноват. В этой книге никого не обвиняют, в ней рассказывается о том, что делать. Вопрос, однако, застревает в уме, и наш читатель прекрасно знает хрестоматийный ответ: дураки и дороги. Опять-таки — будто догадываясь об этом, Марк Уорден исключает первую группу виноватых: в этой книге не говорят о дураках. Зато про дороги в ней сказано очень много. Короче говоря, это книга о дорогах и о том, как по ним ходить, какие из них выбирать и с какой скоростью по ним продвигаться. Если бы рассказа с таким названием еще не существовало, то данный труд можно было бы озаглавить: «Дороги, которые мы выбираем». Возможно, что если ограничиться этими двумя параметрами — что делать и какими дорогами продвигаться к намеченному — удастся добиться большего не только в семье, но и в более широких масштабах, так что оставшиеся якобы без внимания вторые половины вопросов и ответов разрешатся сами собой. Если знать, куда и как идти — чего же боле?
Однако автор не настолько прост; ему известно, какие встречаются семьи и насколько извилисты тропы, по которым к ним подбираются.
Поэтому в настоящем труде, отмеченном подчас искрометным юмором, автор старается хотя бы вкратце охватить все ситуации, возможные в семейной терапии, и поделиться советом по поводу каждой из них. Более того: он делает это, взяв за пример лишь одну семью с проблемами настолько же заурядными, насколько и уникальными. Следуя за автором, мы начинаем со знакомства с историей этой семьи, устанавливаем с ее членами доверительные отношения, хотя это очень и очень непросто; намечаем пути сотрудничества и, наконец, приступаем крещению накопившихся проблем самыми разнообразными способами.
Уважая клиента, не усматривая в нем «дурака» и памятуя о том, что «дорогу осилит идущий», можно добиться многого.
Данный труд представляет собой в первую очередь пособие для начинающих семейных психотерапевтов; при этом автор учел все их возможные теоретические ориентации и предпочтения. Но любой выпускник, любой начинающий, каким бы начитанным и находчивым он ни был, нуждается хотя бы в некотором опыте. Вопрос даже не в том, что делать — он в том, с чего начать? Какие первые слова произнести, когда перед вами расселось угрюмое семейство, представляющее два, если не три, поколения, и ждет от вас чуда при одновременно подозрительном и предвзятом к вам отношении?
Для таких ситуаций эта книга — неоценимый подарок. Автор подробно описывает разнообразные варианты вступлений, вопросов, ответов, ловушек, тупиков, подводных камней, заблуждений, озарений и всего прочего, что может иметь место в ходе семейной терапии.
Настоящее пособие актуально, тем более, что психологическое образование приобретает в нашей стране широкую популярность. Конечно, им нельзя пользоваться в качестве единственного пособия по семейной психотерапии; вчерашний студент извлечет из этой книги лишь общее представление о начале терапии, ее ходе, завершении и возможном продолжении — а также, конечно, о самом интересном: о хитроумных техниках, позволяющих превратить «Семейку Адамсов» в «Большую семью». Но книги мало, нужен личный и длительный опыт общения с людьми на фоне доброжелательной терпимости и искреннего желания помочь тем, кто оказался в беде, а чаще — вверг себя в эту беду самостоятельно. Кроме того, семейному терапевту предстоит нелегкий путь постоянного обучения, чтения литературы — уже более углубленного, специализированного качества - и работы с клиентами.