Воссоединение Крыма с Россией: геокультурное измерение
16 марта 2014 года в Крыму состоялся исторический референдум, определивший будущее полуострова. 96,77 % крымчан и 95,6 % севастопольцев проголосовали за воссоединение с Россией, при этом явка (с учетом Севастополя) составила 82,71 %[1], что является крайне высоким показателем.
18 марта 2014 года в Москве руководством Российской Федерации, Республики Крым и города Севастополя был подписан договор о включении Крымского полуострова в состав России. 21 марта Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Закон о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации[2].
Без преувеличения, названные события можно назвать торжеством права и исторической правды, и, вместе с тем, началом новой геополитической эпохи в Черноморском регионе.
Евроатлантические оппоненты России поспешили назвать мартовский референдум «аннексией Крыма», хотя такое определение не выдерживает никакой юридической критики.
В этом отношении уместно привести слова Председателя Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкина, справедливо отметившего, что «еще в январе 1991 года в Крымской области прошел референдум, который, по сути, оспаривал передачу Крыма Украине. И за это, я напомню, проголосовали 93 % тех, кто участвовал в референдуме при явке 81 %. По сути, именно тогда, 23 года назад, была осуществлена аннексия Крыма. Правда, мирная, но это была действительно аннексия»[3].
По нашему убеждению, с международно-правовой точки зрения (в том числе с учетом «косовского прецедента»), крымский референдум 16 марта 2014 года являлся безупречным. При этом на деле, а не на словах, было гарантировано высшее право человека – право на жизнь, что выгодно отличает крымские события от ситуации террора и репрессий, развернувшихся на Украине вследствие февральского антиконституционного переворота.
«Крымский народ, как и все остальные народы, имеет право высказывать свое мнение. В данном случае путем референдума. Этот референдум абсолютно законный. Демократия – есть такая вещь, и народ имеет право определять свое будущее», – заявил в этой связи депутат Европарламента от Венгрии Бела Ковач, прибывший на полуостров в качестве международного наблюдателя[4].
Важно отметить, что референдум был деятельно поддержан не просто гражданами Республики Крым, а людьми, представляющими различные этноконфессиональные сообщества полуострова, объединенными одним общим устремлением, начертанным на крымском гербе – «Процветание в единстве». Показательными, и без преувеличения, типичными для всех народов полуострова являются слова председателя республиканского общества немцев Крыма «Видергебурт» (Возрождение) Ю.К. Гемпеля, сказанными на заседании Форума межнационального согласия Крыма: «Мы полностью поддерживаем проведение референдума. И наша этническая группа будет голосовать за первый вопрос – о вхождении в Россию»[5].
В мире есть немного уголков, которые являют собой средоточие уникальной культурно-исторической памяти тысячелетий, хранят следы и свидетельства присутствия великих народов, культур и цивилизаций древности. Полуостров Крым, без сомнения, относится к их числу, и, вместе с тем, его значение отнюдь не исчерпывается историческим контекстом. И ныне для этого пространства в юго-восточной части Европы, омываемого Черным и Азовским морями, со сравнительно небольшой площадью в 25880 кв. км, характерно неповторимое мультикультурное разнообразие.
Перепись 2001 года зафиксировала присутствие тут представителей свыше 125 национальностей и народностей (русских, украинцев, крымских татар, белорусов, казанских татар, армян, евреев, поляков, молдаван, азербайджанцев, узбеков, корейцев, греков, немцев, мордвы, чуваши, цыган, болгар, грузин, марийцев, караимов, крымчаков и других).
Вместе с тем, в Крыму насчитывается около 1300 религиозных организаций 48 конфессий, течений и направлений, наиболее многочисленными из которых являются Православие и Ислам.
Разумеется, столь обширная этноконфессиональная палитра полуострова формировалась не в одночасье, а обусловлена всем ходом насыщенного и, порой, весьма драматичного исторического развития. Исключительно благоприятное географическое положение Крыма, прекрасные климатические условия привлекали людей еще в эпоху каменного века, свидетельством чего являются многочисленные стоянки на всей территории полуострова. В эпоху бронзы (III – II тыс. до н.э.) сюда проникают племена ямной, катакомбной и срубной культур, начало I тыс. до н.э. сопряжено с господством кочевых племен киммерийцев, владевших уже металлургией железа, и совершавших успешные военные походы в Переднюю и Малую Азию. В VII в. до н.э. киммерийцев вытесняют не менее воинственные скифские племена, пришедшие с Востока. Прибрежную и горную части Крыма в IX-III вв. до н.э. заселяют пастушеско-земледельческие племена тавров…
Вообще, уже в эту эпоху рельефно проявилось значение Крымского полуострова как уникальной контактной зоны, своеобразногоэтногенетического тигля, в котором «выплавлялись» новые этносы и культуры, создавались произведения искусства поистине мирового значения. О Крыме пишут выдающиеся древнегреческие авторы – Гомер, Геродот, Еврипид… Наконец, он и сам становится объектом греческой колонизации, постепенно превращаясь в один из важнейших центров античной цивилизации. В VII-V вв. греками основываются Пантикапей (в черте совр. Керчи) – будущий центр Боспорского царства, Керкинитида (в черте совр. Евпатории), Феодосия, Херсонес (в черте совр. Севастополя) и другие полисы.
Запад и Восток, Европа и Азия вступают в тесное взаимодействие на этом небольшом участке суши, рождая небывалый всплеск творческой энергии, свидетельством чего являются величественные руины Боспора и Херсонеса, росписи склепа Деметры в Керчи и Неаполя Скифского – столицы позднескифского царства в городской черте современного Симферополя, неповторимые по красоте греческие вазы и золотые украшения скифских царей.
С начала новой эры Крым вовлекается в орбиту римского влияния, и, вместе с тем, великого переселения народов. Аланы, готы, гунны, восточные славяне обретают здесь новую родину. Но, что гораздо более значимо, уже в первом, или как его еще называют – апостольском – веке полуостров становится одним из важнейших духовных центров Христианства.
Согласно письменным источникам, проникновение в Крым христианского вероучения связано с апостольской миссией святого Андрея Первозванного – первого ученика Христа, посетившего Боспор, Херсонес и ряд других мест. Затем апостол побывал в землях будущей Древней Руси, где впоследствии возникли ее государствообразующие центры – Киев и Новгород, ставшие также мощными центрами Православия.
Христианство поддерживалось могучей Византийской империей – в историософской традиции «Вторым Римом», имевшей в Таврии ряд хорошо укрепленных владений – Боспор, Херсонес, Сугдея (Судак), Алустон (Алушта), Горзувиты (Гурзуф), многочисленные скальные монастырские комплексы в горной части Крыма и т.д. и сыгравшей исключительно важную роль в христианизации оседлого населения полуострова.
Крымские церковные иерархи принимали деятельное участие в работе Вселенских соборов, где формулировались важнейшие догматы христианской религии. В 60-е годы IX века в Херсонесе (средневековый Херсон), славянские просветители Кирилл и Мефодий познакомились с загадочными древними «русскими письменами», на которых были написаны Евангелие и Псалтирь. Это обстоятельство имело важное значение в создании славянской азбуки.
Здесь же в 988 г. принял крещение киевский великий князь Владимир Святославич со своей дружиной, после чего последовало крещение Руси.
Однако существует древнее предание, отраженное в «Житии святого Стефана Сурожского» – великого крымского святого, жившего в конце VII – VIII веках, о еще более раннем крещении на полуострове новгородского князя Бравлина (по некоторым спискам «Жития» – Бравалин, Бравин, Бранлив), которое произошло в византийском городе Сугдее, известном в древнерусских источниках как Сурож. В сказании отмечается, что, наряду с ним, крестились и все его бояре. Согласно мнению Г.В. Вернадского, поход Бравлина мог состояться в 790 г., т.е. за 198 лет до крещения Владимира Святославича и за 72 года до летописного призвания варяжских князей – Рюрика и его братьев.
В X-XII столетиях восточная часть Крымского полуострова входила в состав могущественного древнерусского Тмутараканского княжества, расположенного на Таманском полуострове и повторявшего в значительной мере рубежи древнего Боспорского царства. Тмутараканские князья одно время чеканили, наряду с князьями киевскими, свою монету и контролировали значительную часть территории Древней Руси. В Крыму образуются мощные славянские поселения, арабские географы X-XII веков именуют Черное море «Русским морем», а стратегически важный Керченский пролив – «устьем Русской реки».
Таким образом, полуостров уже давние времена имел исторически значимую роль в формировании российской государственности и цивилизации.
Православная культура Крыма является яркой страницей мировой христианской культуры. Сохранившиеся на полуострове остатки храмовых построек, пещерных монастырей, стенных росписей свидетельствуют о высоком уровне трудившихся здесь мастеров.
К выразительным примерам христианских памятников Тавриды относится средневековое городище VI – XVIII вв. Мангуп-Кале (Дорос, Феодоро), расположенное на плато горы Баба-Даг (Отчая гора), возвышающейся на 580 м. над уровнем моря и на 200 м. над окружающими долинами (расположено близ с. Залесное Бахчисарайского района). Мангуп – столица позднесредневекового княжества Феодоро XIII – XV вв. – феодального государства юго-западного Крыма, территория которого доходила на севере до р. Качи, а на юге – до побережья Черного моря от современной Балаклавы до Алушты. Вместе с тем, это центр православной Готской епархии, которая территориально в основном совпадала с княжеством Феодоро. Население княжества составляли греки-византийцы, потомки крымских готов, аланы, армяне, караимы. С начала XV в. и до турецкого завоевания в 1475 г. Феодоро являлось основным средоточием православной культуры на Крымском полуострове. Мангуп – это место деятельности выдающихся православных подвижников – преподобного Иоанна Исповедника, архиепископа Готского, возглавившего здесь антихазарское восстание в 787 г. (ум. в 791 г.) и благоверного Константина, князя Мангупского (в монашестве Кассиана), впоследствии одного из основателей известного Учемского монастыря в Московской Руси (ум. в 1504 г.). Мангуп широко известен остатками своих фортификационных сооружений, крупнейшей в горном Крыму базилики и других христианских храмов, скальными монастырскими комплексами с частями фресковой росписи.
Примечательно, что именно из Крыма на Русь в конце XIV в. прибыл великий средневековый живописец Феофан Грек, оказавший колоссальное воздействие на формирование классической русской иконописной школы. Имеются основания полагать, что определенное влияние на его творчество оказала крымская христианская традиция, которая могла проявиться, в частности, в его иконографии столпников.
В 1472 г. здесь, в средневековой Кафе (Феодосия) останавливался известный русский путешественник Афанасий Никитин – автор знаменитого «Хождения за три моря».
Перечисленные факты свидетельствуют о глубокой закономерности появления идеи создания второго Афона в Крыму, сформулированной уже в XIX столетии выдающимся религиозным и общественным деятелем Архиепископом Иннокентием (Борисовым). Он подчеркивал: «Таврия далеко превзойдет Афон миром и удобством…Что касается до святых воспоминаний, то наша Таврия не уступает никакому Афону».
Немаловажно, что это высокое сакральное значение Тавриды в христианском мире сохраняется и в новое время. Ярким подтверждением этого тезиса является деятельность выдающегося миссионера и богослова, Архиепископа Таврического Гурия (Карпова) (1815 – 1882), осуществившего блистательный перевод Библейских книг на китайский язык, Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) (1877 – 1961), профессора медицины, автора выдающихся духовных и научных трудов: «Дух, душа и тело», «Наука и религия», «Очерки гнойной хирургии» и мн. других…
Важной вехой средневекового Крыма стала история Крымского ханства (1443-1783 гг.), образовавшегося вследствие распада Золотой Орды и с 1475 г. являвшегося вассалом Турции. Большинство населения ханства составляли крымские татары, а государственной религией был Ислам. В качестве столицы утвердился Бахчисарай– в переводе «Дворец-сад» – город, расположенный в Южной части полуострова, по берегам реки Чурук-Су. Основан в начале XVI в. крымским ханом Хаджи-Гиреем. Доныне сохранились ханский дворец, возведенный также в начале XVI в., и его главная достопримечательность – знаменитый «Фонтаном слез», воспетый А.С. Пушкиным в поэме «Бахчисарайский фонтан».
Вообще, следует отметить, что средневековая эпоха внесла новые грани и формы в этническое разнообразие Таврической земли.
Весьма значительный след в истории и культуре Крыма оставили армяне, о чем убедительно свидетельствует исследование академика В.А. Микаеляна «История крымских армян». Начало их интенсивного проникновения на территорию Крымского полуострова следует относить к XI в. По свидетельствам европейских путешественников и данным армянских рукописей, только в Кафе, где в 70-х гг. XV в. 2/3 населения составляли армяне, одновременно функционировало более 30 армянских церквей, в Сурхате (Старый Крым) – по неполным подсчетам 9. Вместе с тем несколько десятков церквей и монастырей имелось в Судаке, Казарате (район Старого Крыма), Евпатории, Бахчисарае, Армянском Базаре (близ Перекопа) и в армянских деревнях. В средневековом Крыму армянами были созданы школы, значительные рукописные центры. До нас дошли сотни уникальных рукописей, содержащих важные сведения по истории и культуре полуострова. Развивалась архитектура, искусство миниатюры, фрески, рельефа. Уникальным памятником армянской архитектуры является монастырь Сурб-Хач («Святой Крест») вблизи г. Старый Крым.
В I в. до н.э. в Крыму появляются первые еврейские общины, в основном, в Боспорском царстве и Херсонесе. В период раннего средневековья на полуострове селится новая волна еврейских переселенцев из Византии. Новые еврейские общины возникают в Феодосии, Керчи и других местах. Основными занятиями евреев на полуострове являются торговля, ремесла, сельское хозяйство. Основная религия – иудаизм.
Из потомков киммерийцев и тавров, а также части тюркских племен, воспринявших от евреев веру в Единого Бога, формируется уникальный этнос – караимы. Примечательно, что караимы в качестве высшего Закона почитают Тору – т.е. первые пять книг Ветхого Завета но, в отличие от ортодоксальных иудеев, не признают Талмуд – собрание толкований религиозно-этического, правового и догматического направления. В письменности караимы пользуются еврейским алфавитом. В период существования Крымского ханства жили преимущественно в городах и пользовались рядом льгот.
Кладбища евреев и караимов атрибутируются по характерным «однорогим» и «двурогим» надгробиям из известняка, мраморным памятникам с эпитафиями на иврите. Обширное караимское кладбище сохранилось, в частности, в «пещерном городе» на Чуфут-Кале (близ Бахчисарая).
Значительный след в средневековой культуре Крыма оставили также генуэзцы. В Феодосии и Судаке сохранились величественные остатки генуэзских крепостей XIII-XV вв.
В XVIII столетии Крымский полуостров вовлекается в устойчивую орбиту влияния Российской империи и с 1783 г. входит в ее состав. Строятся новые города и порты, прекрасные дворцы и усадьбы Южнобережья, развиваются рекреационные зоны, виноградарство и виноделие. Этническая палитра края существенно обогащается вследствие освоения таврических пространств русскими, украинскими, немецкими, греческими, эстонскими, болгарскими и др. переселенцами...
Примечательно, что в Крыму побывали многие классики «золотого века» русской литературы, начиная от А.С. Пушкина и заканчивая Л.Н. Толстым. Сюда приезжали выдающиеся представители «серебряного века» отечественной литературы: А.М. Горький, А.И. Куприн, И.А. Бунин, В.В. Набоков, М.И. Цветаева и др. Здесь проживали А.П. Чехов, А.А. Ахматова, М.А. Волошин, И.С. Шмелев, В.В. Вересаев, С.Н. Сергеев-Ценский, которые черпали творческое вдохновение в этом благодатном краю.
Трагический XX век прервал динамичный ход этнической истории Тавриды. Две мировых войны, революция и братоубийственная гражданская война, голод и репрессии, депортация крымских немцев, татар, армян, болгар и греков самым негативным образом отразились на развитии крымских этносов и культур. Вместе с тем, важный опыт регулирования национальных отношений был получен в годы существования Крымской Автономной Советской Социалистической Республики (1921-1945), образованной в составе России декретом ВЦИК и СНК РСФСР 18 октября 1921 года.
Воссоединение Крыма с Россией открыло качественно новую перспективу развития для всех этнических сообществ полуострова.
Уже вскоре после мартовского референдума – 21 апреля 2014 года был подписан Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Указ, в частности, предписывает правительственным учреждениям «принять комплекс мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам».
Такого нормативного акта ранее депортированные народы безрезультатно ожидали все 23 года нахождения в составе «независимой Украины».
С принятием Конституции Республики Крым 11 апреля 2014 года были сформированы все необходимые предпосылки для развития полномасштабного межэтнического и межконфессионального диалога на полуострове. В преамбуле Конституции, в частности, заявляется магистральная цель «сохранить многообразие и самобытность национальных культур, исторически сложившихся на территории республики, обеспечить их равноправное развитие и взаимообогащение, опираясь на многовековую общую историю с народами Российской Федерации»[6].
Весь богатейший опыт тесного соседства и взаимного обогащения разных культур и цивилизаций, накопленный Крымом за несколько тысячелетий своей истории, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
В нынешнее эпохальное время важно понять: крымское соцветие народов и культур – это наше богатство, ничуть не меньшее, чем благодатный климат и уникальное географическое положение. Тем очевиднее насущная необходимость единения крымчан – полноправных граждан России во имя созидания мира, благополучия и процветания!
Аннотация
В статье анализируется историческое геокультурное значение воссоединения Крыма с Россией. Рассматривается феномен крымского мультикультурализма, значение культуры полуострова в культурном пространстве России.
Ключевые слова: референдум, историческая правда, соцветие народов и культур.
Summary
In the article is analysed the historical geocultural value of reunion of Crimea with Russia. The phenomenon of Crimean multikulturalizm, value of culture of peninsula in cultural space of Russia is examined.
Keywords: referendum, historical true, inflorescence of people and cultures.
[1] http://ruxpert.ru/Воссоединение_Крыма_с_Россией.
[2] Там же.
[3] http://media-mera.ru/articles/prisoedinenie_kryma.
[4] http://ria.ru/world/20140315/999645712.html.
[5] http://novoross.info/economics/23903-nemeckaya-obschina-kryma-podderzhala-prisoedinenie-respubliki-k-rossii.html.
[6] http://crimeaconstitution.ru.