Ом Виш̣н̣упа̄д Ш́рӣла Бхакти Ракш̣ак Ш́рӣдхар Дев-Госва̄мӣ Маха̄ра̄дж
Пан̣д̣ит Ш́рӣ Гада̄дхар Госва̄мӣ
Перевод статьи на бенгали,
первоначально опубликованной в журнале «Шри Гаудия Даршан»
(том второй, выпуск первый) 12 августа 1956 года
Шри Гададхар Госвами — высший из близких спутников Шри Гауранги. Как положение Шри Радхики — сравнительно с положением всех остальных — несомненно является высочайшим в мадхура-лӣле Шри Кришны, так и особаяауда̄рйа-мадхура-раса в природе Шри Пандита Госвами есть объект величайшего влечения для Шри Гауранги — сравнительно с тем влечением, которое Он испытывает в отношении всех, присутствующих в измеренииауда̄рйа-лӣлы Шри Гаура-Кришны и служения Ему в ауда̄рйа-мадхура расе. Великие души видят Шри Радху в Пандите Гададхаре.
Явление Пандита Гададхара происходит летом, в ама̄васью (новолуние) в Джйаиш̣т̣ху, а его уход — месяцем позже, в ама̄васью в А̄ш̣а̄д̣х. Жизнь Пандита Госвами — это особое подношение молчаливого и тотального самопожертвования ради возлюбленного.
Лишь те люди, которые способны испытывать неслыханную радость, по достоинству ценя чудесное украшение противоречия при виде нищенской сумы на плече Лакшми Деви, в состоянии дать должную оценку великой славы уникальной личности Шримат Пандита Госвами.
С детства он был очень прост, молчалив, скромен, вежлив, предан Господу ибра̄хман̣ам и с любовью относился к друзьям. Будучи благородным, он испытывает, однако, робость; хоть и предавшаяся душа, он чувствует себя уязвленным; хоть и обладает всей полнотой реализации, чувствует себя неопытным; и, хоть и является лидером, ведет себя как покорный слуга.
Его привязанность к его владыке Господу Шри Гауранге такова, что даже взгляды обычных последователей Гаурасундара заставляют его испытывать неуверенность и робость. Его одержимость его Гуру, Шри Гаурой, заставила его позабыть мантру, посредством которой совершается поклонение.
Даже малая вера в Шри Гаурангу издалека привлекает его сердце — настолько, что его любовь к подобным людям проявляется в том, что он рассматривает как хвалу оскорбления любого, кто обладает подобной склонностью к Шри Гауранге. Суть характера Шри Пандита Госвами такова: он подобен человеку, пребывающему в пренебрежении; тому, кто отдал все свое богатство и добровольно облачился в нищенские лохмотья.
Богатство Шри Гададхара не является внешним богатством, подобным царству Харишчандры1, принесенному в жертву, или телам Шиби2 и Дадхичи3, которые также были принесены в жертву. Жертва Шри Гададхара не похожа на случай кормилицы Панны4, пожертвовавшей своим дорогим сыном, или жертву таких цариц, как Падмини5, которые отказались от своих тел, стремясь сохранить чистоту. Она не похожа даже на жертву Сократа6, расставшегося с телом ради проповеди бессмертия души, или жертву Иисуса Христа, пожертвовавшего своим телом ради спасения мира. Для знатока души, пребывающего в высшем измерении, телесная жертва — крайне незначительное явление.
Гораздо труднее отвергнуть богатство внутреннего тела, отказаться от врожденного духовного богатства. Лишь, будучи способны по достоинству оценить богатство преданности, которым обладает освобожденная душа, и, более того, богатство премы, мы сумеем оценить настроение в несравненном даре богатства сердца Шри Пандита Госвами. Природа этого настроения становится понятной лишь по его милости и милости его спутников.
Эти сокровенные реалии не могут стать предметом скорого и легкого понимания. Тем не менее, понимая их значимость, мы обозреваем их. Более того, следует определять не только ценность дара (посредством сравнительного анализа даров), но и качества тех, кто эти дары получает. Величие дара и плоды его принятия прямо пропорциональны качествам получателя дара.
Исходя из этого представления, величие как субстанции дара сердца Шри Пандита Госвами, так и получателей этого дара не знает себе равных. Причина этого состоит в том, что богатство премы Шри Радхи есть высочайшая субстанция, а Шри Кришначандра как сын бра̄хман̣а (Шри Гаурасундар) есть величайший Получатель даров.
Обсуждая этот предмет, мы вспоминаем историю Шри Яджнавалкьи7. В ходе обсуждения все более и более высоких концепций души, и даже после того, как была представлена самая высокая концепция, отвечая на вопрос о существовании еще более возвышенного представления, Яджнавалкья Риши непреложно утвердил лимит ценности любопытства.
Хотя мы неспособны осознать величие Шри Пандита Госвами, великие души поделились с нами своим божественным пониманием тождества Гададхара. Однако мы, в силу нашего невезения, неспособны поверить им и тонем в болоте оскорблений, порождаемых пренебрежительным отношением к их пониманию.
Более того, находятся люди, которые, выступая под стягом своих собственных домыслов, приписывают внутреннее богатство Шри Радхи Нитьянанде-Баладеве или Дасу Гададхару, становясь оскорбителями Истины, и запирают на засов дверь, за которой находится наше собственное совершенство (сварӯп-сиддхи).
Иные, будучи неспособны понять природу поклонения Гаура-Кришне, совершаемого Гададхаром, рядят Нараяну в одежды наслаждающегося и приглашают Его наслаждаться, считая, что супругу Вишнуприи, Гаура-Нараяне, присуще умонастроение наслаждения. Когда Шри Кришна украшен сердцем Радхи, Он есть Шри Гаура, а когда Гаура отделен от Радхи, Он есть Шри Кришна.
Лишь Шри Кришна — объект поклонения для мадхуры и всех остальных рас. Такие формы Господа, как Шри Рама, не имеют подобного качества. Шри Гаурасундар, сын бра̄хман̣а, Шри Кришначайтаньядев, лидер саннйа̄сӣ, никогда не разговаривал и не разговаривает (или каким-то иным образом имеет дело) с чужими женами в настроении распутника.
Считать, согласно вышеупомянутому представлению, что Он наслаждается богатством других (паракӣйа-самбхога) есть безвкусица (раса̄бха̄с), это оскорбление, это противоречит учению великих душ, это низкое заблуждение. В «Шри Чайтанья Бхагавате», «Шри Чайтанья-чаритамрите» и других заслуживающих доверия трудах великих душ нет никаких упоминаний или аллюзий на эту идею Гауры-наслаждающегося (гаура-на̄гара-ва̄д), и быть не может.
Как целомудренная жена, когда ее муж поклоняется Божеству, служит ему, помогая в поклонении, и в это время не препятствует ему поклоняться игривыми речами и намеками, уместными для супругов, так и в играх Шри Кришначандры, когда Он медитирует и предан поклонению Шри Кришне в настроении Шри Радхи — в Его играх поклонения Шри Кришне (Самому) в Его образе Шри Гауранги, уместном для подобного поклонения, — Шри Гададхар, Сама Шри Радхика, ведет жизнь, содержанием которой служит помощь его Владыке, всецело преданный поклонению. Только эта форма помощника всегда проявлена в Гададхаре.
Шри Радха и Шри Кришна всегда пребывают в игривом настроении Враджи, а Шри Гадай и Шри Гауранга всегда пребывают в великодушном настроении Навадвипа. Шри Радха и Шри Кришна ма̄дхурйи Враджи суть Шри Гададхар и Шри Гауранга ауда̄рйи Навадвипы. Иной образ мыслей о Них препятствует Их союзу. Следует отвергнуть расхожие представления практикующих и предпочесть им путь великих душ, которому необходимо следовать неукоснительно.
Шри Гауранга — Божество премы. Хотя Шри Кришна — также Божествопремы, но, поскольку в Нем преобладает наслаждение, Он не проявлен как Божество премы во всех отношениях. Однако Шри Гауранга, пребывающий врасах разлуки (випраламбхи) и великодушия (ауда̄рйи), является Божествомпремы даже для обычных обусловленных душ.
Шри Нитьянанда Прабху, будучи Божеством-формой Шри Гуру, неустанно ходит от двери к двери, обращаясь к грешным душам с целью даровать им это Божество премы. Шри Адвайта Прабху, Божество высочайшей степени всего благоприятного, призвал Премаватара Шри Чайтаньячандру, привел Его на землю, и показал каждому истинный путь. Шривас Пандит и другие преданные — помощники и богатство в играх сан̇кӣртаны Бога премы Шри Гауранги.
Шри Сварупа, Рупа, Санатана, Рагхунатх, Джива и другие суть нектарные потоки фонтана премы, оживляющие целый мир. (Этот грешник, лелеющий слабую надежду, — нищий попрошайка, желающий одну каплю этого нектара. Милость Шри Гуру и вайшнава — его единственная надежда.)
Шри Кришна принял форму Божества премы, Шри Гауранги, чтобы воспетьпреме славу. Понимая, что это было возможно лишь благодаря принятию настроения Его возлюбленной, Шри Радхи, которая является высочайшей сокровищницей богатства премы, Он принял Ее настроение. Шри Кришна ревностно поклонялся и будет поклоняться Шри Радхе. Однако в Его Гаура-лиле с преданными Его природа Шри Кришны, то есть Его природа любви к гопӣ и тотальной подчиненности Шри Радхе, проявлена в полной мере. Любовь Гауры к Гададхару не знает себе равных. Но форма Его любви изменилась в противоположную сторону. Кришна носил одеяния настроения Радхи, а Шри Радха стояла нищей. Это форма Шри Гададхара.
Во время поклонения Кришны в настроении Радхи, после того как Шри Гададхар предложил все своему возлюбленному, опустошенная, но исполненная славы форма Гададхара отражалась в глазах тех, кто жаждал видеть ее, — в глазах близких спутников Господа, жаждущих интенсивной премы. Объект поклонения оделся как поклоняющийся.
Поклоняющийся отдал объекту поклонения даже источник своих подношений поклонения (свое сердце) и встал в величественной позе сарва-а̄тма̄-арпан̣ы: отдания всего своего существа. В процессе этого, желая достичь бесценного богатства объекта влечения и любви поклонения, последователи Шри Гауры, под руководством Гададхара, открыли уникальный путь и результат служения Шри Гауранге. Последователи Гададхара более глубоким образом переживали экстаз в разлуке Шри Радхи (випраламбха-расу).