Стойка и требования к хвату за опояску
Борьба проводилась в положения стоя. Стойка могла быть любая: прямая, согнутая, правосторонняя, левосторонняя, фронтальная. Специальные требования к стойке отсутствовали. Хват за свёрток-ручку был стационарным, вторая рука могла скользить по опояске. Это позволяло совершать оборонительные действия.
Вспомогательные действия
Для задуманной атаки использовали обманные и сковывающие движения, толчки, давления, рывки, потягивания, ущемления. Последние проводились при помощи скручивания и давления опояски, либо давящих, скручивающих и пилящих действий руками.
Группы бросков и приёмы
В борьбе выделяли группы бросков и сваливаний. Они имели свои названия.
1. "C холки" (холочка, с холочки, с бедёрки, через холку, через бедро, через бедёрку, брать на холку, брать на бедёрку) - это броски через бедро, через спину, подбивы и подхваты бедром.
2. "С носка" (через носок, брать на носок, подшибать ногой, подбивать ногой, ударить с носка) - это подбивы пальцевой частью своей подошвы ног противника. Воздействие осуществляется на стопу, голень, подколенный сгиб. Подбивы выполнялись изнутри или снаружи, с воздействием на одноимённую и разноимённую ногу противника, выходом на бросок спереди, сзади, сбоку. Выбивались одна или обе ноги.
3. "С крючка" (с крюка, крюк, крючок, подножка, с подножки, брать на крюк, брать с крюка, на крючок, оплести, захватить винтом) - это подножки, зацепы голенью и стопой, обвивы, отхваты, подбивы голенью, подсечки изнутри в колено (упором стопы), некоторые подсады.
4. "С пятки" (через пятку, брать на пятку, подшибать пяткой) - это зацепы пяткой, стопой, часть подсечек в колено ("задние подсечки в колено" упором стопы). Цеплять пяткой можно было одноимённую и разноимённую ногу, изнутри или снаружи.
5. "С колена" (через колено, брать на колено) - это броски подсадом бедра, броски через колено с предварительным отжиманием колена противника изнутри или снаружи.
6. "С вертка" (брать на верток, верток, на силу, руками) - сваливания противника рывком или жимом вправо/влево или вперёд/назад. Повязанная через плечо опояска выполняла, роль рычага. Она создавала дополнительное воздействие на конструкцию соперника. Хват за опояску увязывал работу обеих руки. При смещении свёртка-ручки на живот или поясницу варианты тактико-технических действий увеличивались.
7. "С кружка" (кружок, брать на кружок) - сваливание противника выведением из равновесия путём раскручивания противника в горизонтальной плоскости, используя центробежную и центростремительную силу.
8. "Осадить" (осаживание, посадить на задницу, посадить на корчажку, подломить спину) - сваливание противника на спину жимом или толчком.
9. "Через спину" (через себя, под рёбра) - это броски типа "мельница" в положении стоя без захвата за ноги, броски через спину, через плечо, перевороты. Могли выполнить только очень сильные. При таком хвате за опояску выполнить бросок было сложно.
10. "Подвал" (с подвала, с подвальца, на головку, через голову, через себя) - это броски через грудь, через голову в падении.
11. Толчки и надавливания головой или грудью, наступания на ноги, подминающие действия корпусом, локтями, предплечьями, а так же ущемления отдельно не выделялись и не имели названия. Возможно потому, что носили вспомогательный характер и были естественны для борьбы.
Приём - это отдельное законченное действие. Они объединялись в группы по определённому принципу. Принцип - это образ, идея, на основе которой объединялись сходные по своей механике приёмы. Похожие деление на группы были характерно для греков и гагаузов. Эти принципы отражались в понятных, ёмких названиях. Названия помогали систематизировать и классифицировать знания, объединить борьбу в систему доступную для понимания и освоения. Любые новшества легко вписывались в систему и классификацию. Хотя народная терминология и классификация полностью не соответствует современной, она не противоречит принятым в современном спорте понятиям рычаг, равновесие, точка опоры, инерция, сила тяжести, центр тяжести, центры масс, структура и т.д.
Трудности классификация
Одни и те же названия групп бросков по набору технических действий различались по местностям. Например в Тюменском районе бросок "через себя" - это броски вперёд (через спину, плечо, "мельница"), а в Ишимском и Бирдюжском р-нах броски "через себя" - это броски назад (через голову, передняя подсечка с падением, бросок через грудь и т. д.)
Ряд технических действий не поддаются чёткой классификации. Причина в том, что отсутствовали чёткие критерии правильности выполнения того или иного броска. Поэтому иногда трудно чётко классифицировать отдельные приёмы. Так, совпадают по своей механике отдельные технические действия в группе бросков "через спину" и "с холки", а так же "с крючка", "с пятки" и "с носка". Отсюда не случайно исследователь Суэтин А. классифицирует броски с "пяточки" и "с носка" как разновидность "крючка".
Это говорит о том, что к названиям относились условно, так как не ставилась задача оценивать действия как в современном спорте. В народной борьбе существовали другие критерии победы.
Критерии победы
Для победы необходимо было дважды уронить соперника на землю или заставить его коснуться земли третьей точкой. В случае равного счёта, боролись на победителя третий раз. Если падали оба, побеждал тот, кто оказывался сверху соперника. Если при падении соперников результат был спорным, боролись до нового броска. Бывали случаи, когда схватка заканчивалась досрочно после первого броска "…иногда так сильно бросят, что друзья под руки из круга выводили, аж дышать не можешь".
Были и локальные местные особенности: где победа определялась после первого броска, либо после того как противник прижат к земле или положен на лопатки.
Существовало две системы проведения поединка: каждый за себя или коллектив на коллектив, другое название "стенка на стенку". Поединок проводился по принципу один на один "на победителя". Победитель поединка оставался бороться со следующим, вышедшим на него борцом, и так до выбывания пока не останется один победитель. Система "коллектив на коллектив" имела свою тактику, здесь было важно выставлять бойцов в определённой последовательности, чтобы измотать схватками сильных борцов противника, сохраняя силы своих на финальные поединки. Подобные системы отмечены и в кулачных боях один на один.
Обучение борьбе
В большинстве случаев обучение борьбе шло от практики к теории, от общего к частному. В большей степени самостоятельный поиск в рамках борцовского поединка. Процесс обучения был прерывистый и непостоянный, сказывалось проведение сельскохозяйственных работ, погодные условия. Главным методом обучения борьбе был поединок и самостоятельный поиск. "Борись и борьба сама тебя научит" - Молчанов Ф.В. Вначале мальчики участвовали в борьбе как наблюдатели. Наглядный пример создавал общее представление о борьбе: критериях победы, захватах, терминологии.
Наблюдая, а затем, личного участвуя, дети и подростки учились сравнивать действия, видеть сходства и различия, учились мысленно объединять отдельные броски в группы, замечать частные удачные моменты, в общем, ходе поединка, обмениваться находками и использовать их. В ходе борьбы действия ребёнка корректировались взрослыми, путём натурального показа и устных поправок. Вначале ребёнок учился взаимодействовать с противником по ситуации, и лишь затем корректировать свои действия и отдельные приёмы. Так шёл процесс формирования и закрепления двигательного навыка, навыка сбивоустойчивочти, вариативности.
Однако народная борьба не выкристализовала понятия академизм, которое позволяло бы оценить чистоту выполнения технических действий и их тщательную отработку. Поэтому борьба, впрочем, как и кулачный бой, остались состязанием с набором индивидуальных прикладных навыков.
Народ не ставил задачи глубокого теоретического изучения борьбы, развития технической вариативности, составления подробной и чёткой классификации. Элементарных знаний и практических навыков хватало для участия в поединках и решении военно-прикладных задач.
Сильные стороны борьбы
Борьба легко воспроизводилась и восстанавливалась в случае потери большей части мужского населения. Большую роль в этом сыграло два фактора:
1. Отсутствие академизма, стилевых критериев, чётких технических границ, которые не перегружали борьбу теоретическими знаниями, делали её максимально доступной и понятной для массового обучения и передачи.
2. Борьба была частью единой информационной системы народной культуры. Даже при большой потере населения информация сохранялась в рамках традиционного коллектива, и борьба воспроизводилась следующим поколением через практику.
Слабые стороны борьбы
1. С разрушение традиционного общества стала разрушаться традиционная культура. Традиционная информационная система была постепенно вытеснена, заменена или частично переплавлена новой советской, отвечающей интересам нового общества, новым задачам.
2. Развитие в стране массового спорта и ускоренная милитаризации общества, требовали развития таких видов борьбы, в которых уже были разработаны методики последовательного теоретического и практического обучения, объясняющие причинно-следственные связи, имеющие разработанную базу подводящих упражнений, для оттачивания технических действий, углубления и совершенствования знаний, умений, навыков.