Герои: 1. Мнимы (Он, Она) 2. Музы(М1,М2,М3,М4,М5,М6) 3. Ангелы(А1,А2,А3,А4) 4. Лицеисты( Пушкин, Пущин, Корсаков, Дельвиг, Кюхельбекер) 5. Профессор Кошанский
«МНИМЫЕ ВЕЛИЧИНЫ»
(Появляются двое ведущих в образе «мнимов»)
О н а. А я думала, что Вас нет…
О н. Что ж, считайте меня «мнимой величиной», есть в математике такое понятие.
Она: Мним? Это как машина времени? Вы допускаете ее?
Он: В свое время я ее допускал. У каждого человека есть своя машина времени – это его воображение. Например, можно переместиться в исторические события.
Она: И что? То есть, если я захочу, то через меня может кто-нибудь переместиться,как через облачко тумана?
Он: Да.
Она: Как это здорово! Ах, как бы мне хотелось, чтобы через меня, как через облачко тумана прошел Пушкин…
Он: Ну что ж, тогда вперед, вернее, назад.
Вместе: Итак, в сады лицея.
Статуи оживают, играет музыка, Музы идут к своим лицеистам, и все расходятся на полукруг.
Далее идут по сцене, выкрикивая резкие фразы в кругу.
М1: С самого начала Пушкин был раздражительнее всех!
Дельвиг : Он точил эпиграммы на всех без разбора!
Пушкин: Иногда они так часто ругались, что Кюхельбекер собирался топиться!
Она: И был влюблен в жену графа Воронцова!
Кюхельбекер: Написал «ядовитую оду», в которой царя назвал «кочующим деспотом»!
Кошанский: Пренебрежительно относился к власти…
Пущин: Был эгоистом!
Она: В своих стихотворениях не писал…
А1 ( за кадром): И не надо сплетен!
А2 (за кадром)Вот этого поэт не любил.
Он: НО!
Все вместе: Мы хотим знать правду о Пушкине и лицеистах!!!
А3(за кадром): Так пусть они сами расскажут о себе.
Лицеисты становятся в линию на сцене, затем начинают говорить следующие реплики:
Кошанский: Вы помните, когда возник Лицей,
Кюхельбекер: Как царь для нас открыл чертог Царицын,
Пушкин: И мы пришли. И встретил нас Куницын
Дельвиг: Приветствием меж царственных гостей…
Пушкин: Благослови ,( остальные Лицеисты подхватывают) ликующая муза!
Благослови, да здравствует Лицей!
Перед лицеистами выстраиваются музы, держа в руках накидки, в линию. Далее начинают говорить фразы, после каждой одевая накидку на своего лицеиста.
М2: 1811 год. Царское Село. Почти все дети попали в Лицей по рекомендации влиятельных людей. Пущина привел дед – адмирал Пущин
М3: Константин Гурьев был крестником великого князя Константина
М4: К старинным фамилиям принадлежат Горчаков, Маслов, Пущин, Ржевский, Юдин
М5: Кюхельбекер прибыл в Лицей из уездного училища города Верро.
Она: Илличевский – из Петербургской гимназии.
М1: Вольховский, Данзас, Ломоносов и Яковлев – из московского благородного университетского пансиона.
Она: А Пушкина(музы подхватывают) привел дядя.
Она: Богами вам еще даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
М1: Играйте,пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
и вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнулся я.
Лицеисты и музы расходятся. Музы встают в линейки по три человека перед лицеистами, тем времем лицеисты встают по диагонали.
Голос за кадром: Незаметно прошло время до октября. И вот всем было велено съезжаться в Царское Село- скоро открытие Лицея!
Он: Режим и дисциплина были строжайшие!
Корсаков: Вставали в шесть.
Пущин: от 7 до 9 – класс.
Пушкин: В 9 чай и до 10 – прогулка.
Кюхельбекер: С 10 до 12 – класс.
Кошанский: С 12 до часу – прогулка.
Корсаков: В час обед. С 2 до 3 –чистописание.
Дельвиг: С 3 до 5 – класс.
Пушкин: В 5 часов чай.
Кюхельбекер: До 6 прогулка.
Лицеисты начинают фехтовать, а Пушкин выходит вперед и завершает рассказ о распорядке дня.
Пушкин: В 6 часов – вспомогательный класс .В полдевятого – звонок к ужину. В 10 часов вечерняя молитва и сон .В течении 6 лет жили лицеисты по такому распорядку в новом закрытом учебном заведении.
Он: В комнатах были лишь узкая железная кровать, тонкое одеяло, картонка и стул. Новобранцам стало не по себе:
Все: Тюрьма!
М5: И многие даже заплакали..
М2: Но Пушкин не плакал!
Голос за кадром: Вновь поступивших приветствовал профессор Куницын.
Лицеисты выстраиваются вперед в одну линию.
Пушкин: Куницыну (остальные подхватывают) дань сердца и вина!
Кюхельбекер: Он создал нас, он воспитал наш пламень.
Корсаков: Поставлен им краеугольный камень.
Дельвиг: Им чистая лампада возжена.
Музы уходят за кулисы. Лицеисты перестраиваются на новую сцену :
Урок.
Корсаков. Господа, кто из вас выполнил задание профессора написать стихи на тему «Восход солнца»?
Пушкин. А что? Ты хочешь поразить нас великолепной поэмой?
Корсаков. Нет, Саша, дальше первой строчки у меня не пошло.
Кюхельбекер:. А ты прочти!
Пущин. Пушкин тебе поможет.
Корсаков. (Становится в позу). Блеснул на западе румяный царь природы…
Пущин. Вот здорово!
Дельвиг: Солнце у Корсакова восходит на западе!
Кюхельбекер:.Экий удалец! Тут, пожалуй, и Пушкин тебе не поможет.
Пушкин. (В раздумье). Ну, отчего же. (Повторяет медленно).
Блеснул на западе румяный царь природы..
И изумлённые народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать.
(Лицеисты хохочут)
Дельвиг. Тише, господа. Профессор идет.
(Лицеисты встают. Входит Кошанский)
Кошанский. Здравствуйте, господа. Ну что ж, начнём, пожалуй.
Дельвиг. Николай Фёдорович, почитайте нам что-нибудь
Кошанский: Нет, уж лучше вы. Опишите мне, пожалуйста, эту розу стихами.
Лицеисты принимаются за работу. Кюхельбекер, обхватив голову руками, задумался. Дельвиг комкает листы бумаги. Пущин рассеянно пытается списать. Пушкин увлеченно пишет.
Кошанский: Ну что ж, господа, начнём. Кто хочет прочесть первым.? (Лицеисты молчат) Пущин, может быть, вы начнёте?
Пущин. У меня, Николай Фёдорович, ничего не выходит.
Кошанский. Жаль. А вы, Дельвиг, я вижу, исписали немало бумаги. Что ж, и у вас не вышло?
Дельвиг. Что-то не клеится, профессор.
Кошанский: Печально, я на вас рассчитывал.
Дельвиг. Пусть Пушкин прочтёт свои стихи. Вон, как у него глаза горят.
Кюхельбекер: Пусть Пушкин прочтёт.
Кошанский: Ну что ж , читайте, Пушкин.
Пушкин: (После небольшой паузы).Роза.
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.
(Раздаются одобрительные возгласы лицеистов)
Кошанский. (Удовлетворённо улыбаясь) Стихи стоят того, чтобы нам их узнать. Хорошо, Пушкин!
Музы выходят из-за кулис и встают за своими лицеистами.
Голос за кадром: Лицей заменил Пушкину детство. Но он был закончен – детство прошло. На память о прошедших годах лицеистам были вручены черные чугунные кольца, которые стали для них талисманами.
Лицеисты показывают свои кольца, братаются. Далее все участники действа перестраиваются в две диагонали, после чего начинаются реплики:
А1: Ребята, а надолго ли была дружба?
Все: Навсегда.
М6: В дни перед восстанием Пущин был в центре событий. Он пришел на Сенатскую площадь одним из первых и одним из последних ее покинул.
Она: После разгрома восстания Пущин имел возможность скрыться.
М1: Князь Горчаков, лицейский друг, привез ему вечером заграничный паспорт. Пущин ехать отказался.
Дельвиг: Поразительно, насколько была крепка дружба лицеистов!
Кюхельбекер: После того, как в 1831 году умирает Дельвиг, Пушкин по-прежнему посвящает ему свои стихотворения.
М6: На роль секунданта на дуэли Пушкин приглашает своего лицейского друга Константина Данзаса. И хотя Данзас был арестовал за участие в дуэли, он никогда не сожалел о том, что откликнулся на зов своего верного товарища.
Он: Пущин, узнав о смерти поэта, долгие месяцы не мог оправиться от роковой вести
М6: Ничто не соединяет людей больше, чем верность, честность и благородство. Ничто не объединяет, как доверие. Ничто так не хранит, как талисман.
Лицеисты показывают свои кольца, звучит песня «19 октября», участники подпевают и выходят в центр.