Душевная болезнь призываемых к шаманству.

(Из биографии живых шаманов).

1. В нашем наслеге шаман Петр, по прозвищу Тааппына - Уола в возрасте 25 лет, еще до получения шаманского дара, три года страдал сумасшествием. После припадков истерического пения он впадал в бесчувствие, в состояние безразличия ко всему окружающему. Его даже и связывали. По его словам, он подвергался рассеканию. Божеством его («тангарата») является один Немюгинский шаман (умер­ший). Петр, будто бы, находится с последним в родстве по женской линии (т. е. мать его, или бабушка, или прабабка из рода того шамана). «Поэтому то он и призвал меня» (дословно — «схватил»), говорил Петр. Он стал шаманом без посвящения другим шаманом. Буд­то бы, в нашей стране нет таких шаманов, которые были бы в силах посвятить его. Его душу, передаю его собственные слова, воспитали на нижнем месте на 12-ом ряду ветвей ша­манской ели. Он говорит также, что мать-зверь, выйдя на среднее место, разбросал его тело. По отцу и деду в роду у него шаманов нет, только дядя по материнской линии, дух упомянутого Немюгинского шамана, выражая родственное чувство кплемяннику, и «пал» на него. Этот Петр говорит, что у него есть и волк, и медведь, шаманские духи.

2. Сын Семена Тёттё, тоже шаман, три года был одержим безумием. Он, всё время находясь в связанном виде, перенес много страданий. Бёртюнский (местное название 2-го Мальжегарского наслега) шаман, брат знаменитого, легендарного шамана по прозвищу Чарапчылаах, пришедши, пал на него (т. е. Снизошёл к нему дух давно умершего шамана).Этот шаман приходился Тётте дядей по материнской линии.

3. Павел, тоже из нашего наслега, стал шаманом пять – шесть лет тому назад, теперь ему около 30-ти лет. На него снизошёл сильный дух Бёртюнского шамана, не найдя среди своих кровных родственников человека, который был бы способен воспринять от него дар шаманства. Пал просто, как будто с неба, не будучи связан родством. Он (Павел) сразу в течение семи дней превратился в шамана, хотя, говорят, тоже был подвергнут рассеканию, и лежал дома, имея особого человека для ухода за ним во время болезни.

4. Сын Григория – Иван на 25-летнем возрасте заболел припадками истерического пения от имени разных духов, что продолжалось около двух лет. Во время периодов просветления, он находился в состоянии какого-то безразличия ко всему окружающему. Он говорит, что на него снизошёл, пал дух дяди его собственной матери, умершего шамана Харыйалаахского наслега (название 3-го Мальжегарского наслега). По его рассказам, «злые духи, бесы бывают невидимы, только ударяет дурной запах; когда вселяешь в себя, входят они в нутро человека и раздувают живот».

Иванов Петр

Остров Тоён-Арыы. Джобулга.

13 января 1925 года

ШАМАНСКОЕ СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО

Рассказывают, что существует особое дерево – «Аар-Кудук-Мас» (в приблизительном переводе – «Священное дерево» или «Великое дерево»), так как слово «аар» имеет двоякое значение – огромный, великий и священный, святой чистый. Г.К.). На ветвях этого дерева, говорят, много гнёзд на подобие птичьих, где воспитываются души шаманов. Гнёзда сидят сверху донизу.

Когда происходит состязание шаманов, то последние стараются прежде разломать гнездо своего противника. Побеждает тот из них, кто первым успеет это сделать.

МАТЬ-ЗВЕРЬ И ДВЕ СОБАКИ ШАМАНА

Мать-зверь тунгусского шамана, по словам многих, имеет вид или чубуку (вид горной козули) с облезлой шерстью, с восемью ногами, выросшими на передней части брюха, и с копытами, обращёнными назад, или самки лося, или, наконец, медведя.

У каждого шамана бывают два беса, имеющие вид собаки. Иногда, когда он не хочет допустить злых духов, то, будто бы, оставляет их у больного в виде своих караульных.

РАССЕКАНИЕ ТЕЛА ШАМАНА

По рассказам, древние шаманы в период эттэнии - рассекания их тела (бесами) живут, запершись в своем доме, в безлюдной местности.

Рассекание тела шамана состоит, будто бы, в следующем. Зацепляя железным крючком, разрывают, отделяют все суставы, кости очищают, выскребая мясо и удаляя соки тела. Оба глаза вынимают из впадин и кладут отдельно. По окончании всей этой операции кости снова соединяют и сшивают железными нитками (досл. — «железом»), а глазное яблоко (досл.— «воду глаза») кладут обратно на место. Только пос­ле всего этого они (бесы) превращают его в шамана.

Павлов Николай.

Остров Тоен-Арыы. Берте.

16 января 1925 г.

Наши рекомендации