Д) Пересказ с опорой на картинки

Структура методики

А) Воспроизведение ряда слогов

Б) Воспроизведение слов по картинкам

В) Воспроизведение стихотворения

Г) Воспроизведение слов по раскраске

Д) Пересказ с опорой на картинки

Содержание методики

А) Воспроизведение ряда слогов

Материал исследования

Карточки со слогами

Карточка 1 САР ЮРА РАН ИРЭ АРЭК ЭРМИ ОРАЛ БРА ЕРАК ЫРЭ Карточка 2 ПУР РОК ЭРОН УРЕП ЁРУЛ ЫРО ЮРУ ИРО УРФА ВРО Карточка 3 ВЯР РЕМ РЕС ОРЫТ ЯРЁМ ЫРЯ ЮРЕ ИРЕ ЁРКИ ГРЕ
Карточка 4 ДЫР РЫЛ ЯРЫК ЮРЮШ ЕРЫН ЫРЫ ЮРЫ ИРЫ ЫРЛО ДРЫ Карточка 5 ТЮР РЮБ АРЮК ОРИЗ ЁРЮП ЫРЮ ЮРЮ ИРЮ ЮРЗУ ЖРЮ Карточка 6 КИР РИГ ЭРИС ЮРОН ЯРИС ЫРИ ЮРИ ИРИ ИРЩ ШРИ

Инструкция.

Прочитай слоги, написанные на карточках.

Оцениваются:

- фрикативный (велярный)

- увулярный

- флэп или тэп (одноударный)

- латеральный (боковой)

- кучерский (губно-губной)

- щечный

- замена

- пропуск

Оценку степени наличия данных признаков осуществляется в соответствии со следующими критериями:

Девиация отсутствует – 0 баллов

Девиация присутствует – 1 балл

Б) Воспроизведение слов по картинкам

Материал исследования.

Картинки с изображением предметов в названии которых содержится Р (Р’). 5 картинок изображений предметов в названии которых Р в начале слова (ракета, радуга, рука, рыба, роза), 5 – в середине (карандаш, корова, ворона, игрушки, зебра), 5 – в конце (помидор, тигр, трактор, светофор, сыр). Аналогичные карточки со звуком Р’: 5 – в начале слова (река, редиска, репка, резинка, рябина), 5 - в середине (курица, дерево, огурец, гриб, матрешка), 5 – в конце (дверь, фонарь, снегирь, якорь, токарь).

Инструкция.

Посмотри на картинки, назови предметы, которые на них изображены (в случае если испытуемый затрудняется назвать предмет, или называет не правильно, следует использовать подсказки в виде вопросов).

Оценку степени наличия данных признаков осуществляется в соответствии со следующими критериями:

Девиация отсутствует – 0 баллов

Девиация присутствует – 1 балл

В) Воспроизведение стихотворения

Материал исследования.

Текст стихотворения:

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли,

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

Инструкция.

Предварительно с испытуемым разучивается стихотворение.

Расскажи стихотворение.

Оценку степени наличия данных признаков осуществляется в соответствии со следующими критериями:

Девиация отсутствует – 0 баллов

Девиация присутствует – 1 балл

Г) Воспроизведение слов по сюжетной раскраске

Материал исследования

Раскраска с изображением предметов со звуками Р и Р’

Д) Пересказ с опорой на картинки - student2.ru

Раскраска

Инструкция

Раскрась картинку, отыщи как можно больше предметов, в названии которых есть звуки Р и Р’.

Оценку степени наличия данных признаков осуществляется в соответствии со следующими критериями:

Девиация отсутствует – 0 баллов

Девиация присутствует – 1 балл

Д) Пересказ с опорой на картинки

Материал исследования

Текс рассказа «Рваная бумага» и картинки иллюстрирующие содержание рассказа.

Рваная рубаха

Сергей играл во дворе. Он залез на забор и порвал рукав у новой рубахи. Испугался Сергей, что мама его отругает. Вернулся домой и спрятал рубаху под кровать.

Скоро мама возвратилась с работы и обнаружила порванную рубашку. Расстроилась мама. Позвала Сергея и говорит: «Я тебя, Серёжа, накажу. Но не за то, что рубашку порвал. А за то, что правду скрыл!»

Инструкция

Глядя на картинки, перескажи историю о мальчике Сереже. Пронумеруй картинки по порядку. Придумай название рассказу. Подробно объясни, что Сережа сделал неправильно и как бы ты поступил в таком случае.

Д) Пересказ с опорой на картинки - student2.ru

Картинки для рассказа

Критерии для обработки результатов у всех методик одинаковы.

Оценку степени наличия данных признаков осуществляется в соответствии со следующими критериями:

Девиация отсутствует – 0 баллов

Девиация присутствует – 1 балл

Измерение качества звукопроизношения методом оценки по признакам:

Измерение проходит путем анализа экспериментатором речевой продукции испытуемых. Число прослушивания каждой фразы не ограничено. Исследователь проводит акустический и визуальный анализ речевой деятельности и определяет наличие девиантных признаков звукопроизношения фонем /r/ и /r’/. К девиантным признаком относятся:

- фрикативный (велярный)

- увулярный

- флэп или тэп (одноударный)

- латеральный (боковой)

- кучерский (губно-губной)

- щечный

- замена

- аппроксимант (пропуск)

Наличие и характер девиаций учитываются в процессе качественного анализа результатов исследования.

Результаты исследования заносятся в таблицу:

Таблица

Результаты исследования звукопризношения /р/ и /р’/

  Воспроизведения ряда слогов Воспроизведение слов по картинкам Воспроизведение стихотворения Воспроизведение слов с опорой на сюжетную раскраску Пересказ с опорой на картинки Общий балл
ЭГ Фрикативный            
Увулярный            
Флэп или тэп            
Латеральный            
Губно-губной            
Щечный            
Замена            
Аппроксимант            
Апикальный вибрант            
КГ Фрикативный            
Увулярный            
Флэп или тэп            
Латеральный            
Губно-губной            
Щечный            
Замена            
Аппроксимант            
Апикальный вибрант            

Наши рекомендации