О генезисе оснований социально-гуманитарных наук
Становление оснований социально-гуманитарных наук первоначально осуществлялось как серия "парадигмальных трансплантаций" из области естествознания на область социально-гуманитарных исследований. Решающую роль в начальной фазе этого процесса сыграла механика как наиболее развитая наука в XVIII — начале XIX вв. Механическая картина мира в эту эпоху выполняла функции не только физической, но и естественнонаучной и общенаучной картины мира. Идеалы механистического объяснения воспринимались как олицетворение научности, а философия механицизма выступала как функция философских оснований науки.
Наука XVIII столетия стремилась построить научное знание об обществе и человеке, используя основания механического естествознания в качестве своей исследовательской программы.
Ламетри и Гольбах используют понятия машины, силы, инерции, притяжения, отталкивания для характеристики человека. Эту же стратегию можно обнаружить, например, в социальных концепциях А. Сен-Симона и Ш. Фурье. В работе "Труд о всемирном тяготении" Сен-Симон писал, что наиболее важные рассуждения о политике могут и должны быть непосредственно выведены из знаний физики.
По мнению Сен-Симона, закон всемирного тяготения должен стать основой новой философии, которая в свою очередь может стать фундаментом новой политической науки. Он полагал, что "поскольку единственной наукой является классическая механика, то по своему строению история должна будет приблизиться к небесной механике"5.
Сходные идеи можно найти в творчестве Ш. Фурье. Он писал о существовании двух типов законов, которым подчиняется мир. Первый из них - это закон материального притяжения, приоритет открытия которого принадлежит Ньютону. Фурье полагал, что можно открыть второй тип законов, притяжения по страсти, которая является определяющим свойством природы человека.
Первые шаги к конституированию социальных наук в особую сферу дисциплинарного знания были связаны с модернизацией образов, заимствованных из механи-
ческой картины мира. Хотя О. Конт, признанный одним из основоположников социологии, интерпретировал ее как социальную механику, он включал в нее представление о ее историческом развитии, которое полагал фундаментальной характеристикой общества. Общество, в его концепции уже начинает рассматриваться не как механизм, а как особый организм, все части которого образуют целостность. В этом пункте отчетливо прослеживается влияние на контовскую социологическую концепцию биологических представлений.
Дальнейшее развитие этих идей было связано с разработкой Г. Спенсером общей теории эволюции и представлений о развитии общества как особой фазе эволюции мира. Спенсер не просто переносит на область социальных наук идеи биологической эволюции, а пытается выделить некоторые общие принципы эволюции и их специфические конкретизации применительно к биологическим и социальным объектам7. Идея общества как целостного организма, согласно Спенсеру, должна учитывать, что люди как элементы общества обладают сознанием, которое как бы разлито по всему социальному агрегату, а не локализовано в некотором одном центре.
Дальнейшие шаги, связанные с перестройкой первичных парадигмальных образов, перенесенных из естествознания в социальные науки, были связаны с дискуссиями относительно методологии социального познания. Эти дискуссии продолжаются и в наше время, и в центре их стоит сформулированный В. Дильтеем тезис о принципиальном отличии наук о духе и наук о природе. В. Дильтей, В. Виндельбанд и Г. Риккерт определяли это отличие через противопоставление понимания и объяснения, индивидуализации и генерализации, идеографического метода, ориентированного на описание уникальных исторических событий, и номотетического метода, ставящего целью нахождение обобщающих законов. Обозначились два крайних полюса в трактовке методов социально-гуманитарных наук: первый полагал их идентичность, второй их резкое противопоставление. Но реальная научная практика развивалась в пространстве между этими полюсами. В этом развитии выявлялись общие для естествознания и социально-гуманитарных наук черты идеала научности и их спецификации применительно к особенностям изучаемых явлений. Рефлексия над такого рода научной практикой порождала методологические подходы, снимающие резкое противопоставление объяснения и понимания, индивидуализации и генерализации. Например, Вебер, подчеркивая важность для социологии понимания мотивов, установок и намерений действующих субъектов, вместе с тем развивал представление об идеальных типах как обобщающих научных понятиях, посредством которых строятся объясняющие модели социальных процессов.
Нелишне отметить, что в естественнонаучном познании также можно проследить связи понимания и объяснения, хотя и в иной акцентировке, чем в социальных и гуманитарных науках. В частности, понимание встроено в сами акты естественнонаучного наблюдения и формирования фактов. Когда современный астроном наблюдает светящиеся точки на небесном своде, он понимает, что это - звезды, огромные плазменные тела, аналогичные Солнцу, тогда как звездочет древности мог понимать это же явление иначе, например, как небесный свет, который сияет через прорези в небосводе.
Акты понимания определены культурной традицией, мировоззренческими установками, явно или неявно принимаемой исследователем картиной мира. Это — общие черты понимания в любой области познания.
В принципе, идея согласно которой только в действиях людей исследователь имеет дело с включенными в нее ментальностями, а при изучении природы он сталкивается с неживыми и бездуховными объектами — это мировоззренческая установка техногенной культуры. В иных культурных традициях, например, в традиционалист -ских культурах, которые признают идею перевоплощения душ, познание природы и человека не столь резко различаются, как в культуре техногенной цивилизации.
Проблема противопоставления индивидуализации и генерализации, идеографического метода, с одной стороны, и номотетического метода, с другой, также требует уточнения. Индивидуально неповторимые события имеют место не только в истории
общества, но и в процессах исторического развития природы - истории жизни на Земле, истории нашей Вселенной.
На уровне отдельных эмпирически фиксируемых событий и общественные, и природные явления индивидуально неповторимы. Но наука не сводится только к эмпирическим констатациям неповторимых событий. Если речь идет об исторических процессах, то цели науки состоят в обнаружении тенденций, логики их развития, законосообразных связей, которые позволили бы воссоздать картину исторического процесса по тем "точкам-событиям", которые обнаруживает историческое описание. Такое воссоздание исторических процессов представляет собой историческую реконструкцию. Каждая такая реконструкция лишь внешне предстает как чисто идеографическое знание. На деле же в ней идеографические и номотетические элементы соединяются особым образом, что выявляет определенную логику исторического процесса.
Исторические реконструкции можно интерпретировать как особую теоретическую модель того или иного уникального исторического процесса.
Исследования Вебера, посвященные протестантской этике и зарождению духа капитализма, являются примером исторической реконструкции, относящейся к теоретическому осмыслению истории. То же можно сказать о работах К. Маркса, посвященных анализу революционных событий во Франции 1848-1852 гг. и 1871 г. Результаты соответствующих исследований Маркса, изложенные в его работах "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Гражданская война во Франции", представляют собой реконструкции, демонстрирующие в материале исторического описания его теоретическое видение.
Теоретические конструкты, применяемые в реконструкциях, не отделены в явном виде от объясняемых ими фактов, а как бы сплавлены с ними. Они выстраивают факты в определенной логике исторического развития и демонстрируют эту логику, подобно тому, как замысел скульптора демонстрирует его скульптура. Теоретические конструкты (как, например, классы, классовый интерес в упомянутых реконструкциях К. Маркса) онтологизируются, приписываются реальности и представляют реконструируемый исторический процесс как саму реальную историю, а не как одну из ее моделей. Эта особенность исторических реконструкций часто приводит к их неправомерному отождествлению с эмпирическим описанием.
Но достаточно указать на то обстоятельство, что один и тот же набор фактов и один и тот же фрагмент истории может быть представлен в различных реконструкциях. Тогда каждая из них выступает в качестве своего рода теоретической модели, претендующей на описание, понимание и объяснение исторической реальности. Они соперничают друг с другом, что также не является экстраординарной ситуацией для науки.
Разумеется, существует специфика исторических реконструкций в естественных и социально-гуманитарных науках. Когда исследователь реконструирует те или иные фрагменты духовной истории, то он сталкивается с необходимостью понять соответствующий тип культурной традиции, который может быть радикально иным, чем его собственная культура. В этом случае на передний план выходят процедуры понимания, движения по герменевтическому кругу, когда понимание многократно переходит от части к целому, а затем от целого к части, постигая особенности иной культурной традиции8.
Акты понимания и процедуры построения исторических реконструкций в гуманитарных науках (как впрочем и в естествознании) обусловлены принятой исследователем дисциплинарной онтологией, специальной научной картиной мира, которая вводит схему-образ изучаемой предметной области. Дискуссии относительно идеалов и норм исследования в "науках о духе" во многом касаются способов построения такой картины и ее философского обоснования. Общими принципами, относительно которых явно или неявно уже достигнут консенсус в этих дискуссиях, выступают три фундаментальных положения: любые представления об обществе и человеке должны
учитывать историческое развитие, целостность социальной жизни и включенность сознания в социальные процессы. Указанные принципы очерчивают границы, в которых осуществляется построение картин социальной реальности.
Их становление в качестве специфических образов социального мира, отличных от первоначально заимствованных из естествознания парадигмальных образцов, происходило во второй половине Х1Х-начале XX вв. В этот исторический период Спенсером, Марксом, Дильтеем, Дюркгеймом, Зиммелем, Вебером были предложены варианты дисциплинарных онтологии социально-гуманитарных наук. Хотя они и конкурировали между собой, определяя область допустимых задач и средств их решения, между ними осуществлялось взаимодействие. Были общие проблемы, обсуждавшиеся всеми исследователями, хотя и с разных позиций. Каждый из них развивал свои представления об обществе, соотносясь с конкурирующими исследовательскими программами. Все это свидетельствовало о завершающем этапе научной революции, которая началась переносом естественнонаучных парадигм на область социальных процессов, а закончилась их перестройкой и формированием социально-гуманитарных дисциплин.
Но и после своего возникновения социально-гуманитарные дисциплины развиваются не только как сугубо автономные образования. Их взаимодействие с естественными науками продолжается, хотя уже на новых основаниях.
Во второй половине XX в., когда в различных областях науки и техники начинают активно осваиваться сложные саморазвивающиеся системы, возникает новая ситуация взаимодействия наук.
Саморазвивающиеся системы представляют собой особый тип системных объектов. Они характеризуются открытостью, способностью порождать новые уровни своей организации, когда каждый уровень воздействует на ранее сложившиеся, преобразует их. Такие системы периодически проходят через состояние неустойчивости, фазовых переходов, которые могут быть описаны в терминах динамического хаоса. В этих состояниях возникают точки бифуркации, небольшие флуктуации могут порождать странные аттракторы, которые определяют возможности дальнейшего развития системы. Предсказания поведения системы - сценарные, существуют пространственно-временные окна прогнозирования, которые меняются при усложнении уровневой организации системы по мере ее развития. Процесс же такого развития может быть описан как смена типа саморегуляции системы, переход от одного типа саморегуляции к другому.
Обширный класс саморазвивающихся систем образуют так называемые чело-векоразмерные объекты — системы, включающие человека в качестве своего компонента. Среди объектов современного научного познания и технологического освоения к человекоразмерным системам относятся большинство объектов современных биотехнологий (в первую очередь, генетической инженерии), крупные биогеоценозы и биосфера, большие компьютерные сети и глобальная сеть 1гГГЕК-НЕТ, многие системы современного технологического проектирования, когда проектируется уже не только машина, и даже не система "человек-машина", а еще более сложный развивающийся комплекс "человек-машина, плюс экосреда, в которую внедряется данная технология, плюс социокультурная среда, принимающая эту технологию". Наконец, к типу человекоразмерных саморазвивающихся систем относятся все социальные объекты, рассмотренные в аспекте не только функционирования, но и развития.
Стратегии познания и деятельности с такими системами имеют целый ряд общих характеристик. В процессе их исследования и практического освоения особую роль начинают играть этические регулятивы. Возникает необходимость экспликации связей внутринаучных ценностей (поиск истины, рост истинного знания) с вненауч-ными ценностями общесоциального характера. В современных программно-ориентированных исследованиях такая экспликация осуществляется при социально-этической экспертизе проектов и программ. Внутренняя этика науки, стимулирующая поиск и рост истинного
знания, постоянно и в явном виде соотносится с гуманическими ценностями. Исследование и технологическое освоение сложных, человекоразмерных, развивающихся систем сближает методологические стратегии естественных и социально-гуманитарных наук. Резкое противопоставление наук о природе наукам о духе, которое имело основания в науке XIX столетия, по отношению к современной науке во многом утрачивает эти основания.
Примечания