Формы промежуточного и итогового контроля.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

История русской литературы 19 века, ч.2».

Специальность (направление) 021700 Филология

021701 русский язык и литература

Факультетфилологический (заочное отделение)

Курс___________________3,4______________ Семестр 6,7,8

Кафедрарусской литературы

Общая трудоемкость дисциплины ( 238 час)

В том числе:

Лекции______22_________

Практические занятия________36___

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа______180________

Рабочая программа принята на заседании кафедры «___» __________ 2010 г.

Заведующий кафедрой _________________ Павловская О. А.

Объяснительная записка.

Курс «Истории русской литературы 19 века, ч. 2», включающий период 60-90-х годов 19 века, является продолжением того же курса, посвященного изучению русской литературы от древности до конца XIX века. Именно поэтому основными целями и задачами курса являются следующие:

Продолжить углубленное изучение студентами русского историко-литературного процесса.

Показать, какое место в нем занимает литература II половины XIX века.

3. Изучить истоки, этапы творчества, особенности метода и стиля виднейших русских писателей II половины XIX века (А.И. Герцена, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.).

4. Показать, как связано творчество каждого их них с литературным процессом эпохи.

5. Выявить специфические особенности жанрово-стилевой системы в русской литературе названного периода (развитие эпических, лирических, драматических жанров).

6. Проследить противостояние различных эстетических программ в русской литературе, их роль в творчестве писателей II половины XIX века.

7. Отметить связи русских писателей с философскими, социально-экономическими, этнографическими, нравственно-психологическими интересами того времени.

8. Проследить формирование национальной идеи, представлений о характере личности в ее отношении к обществу, о русском народе, его настоящем и будущем у русских писателей II половины XIX века.

Рабочая программа составлена на основе государственной программы для студентов университетов с учетом опыта работы по данной дисциплине преподавателей кафедры русской литературы ИвГУ В.В. Тихомирова, Т.Н. Головиной, Л.А. Розановой и др.

Студент, освоивший данный курс, должен знать:

основной понятийный аппарат дисциплины (литературный процесс, традиции и новаторство, творческая индивидуальность, поэтика, жанр, стиль, творческий метод, методология и методика анализа текста и т. д.);

произведения изучаемых писателей и поэтов;

критическую и научную литературу по разделу;

отдельные прозаические и поэтические тексты наизусть.

Студент должен уметь:

анализировать закономерности литературного процесса II половины Х1Х века;

анализировать прозаические и поэтические тексты с позиции поставленных целей и задач;

профессионально работать с критической и научной литературой;

применять полученные знания в школьной практике;

выразительно читать вслух художественные тексты.

Содержание учебного материала

2. 1. Краткое содержание разделов.

Раздел 1. В процессе изучения «Истории русской литературы 1860-х годов решаются во многом те же общие задачи, что и в предыдущем разделе, прослеживается взаимосвязь литературного процесса 1840-х и 1860-х годов, осмысливается роль и значение в литературной жизни таких журналов, как «Современник», «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русское слово», таких критиков, как А.А.Григорьев, А.В.Дружинин, П.В.Анненков, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, Н.Н.Страхов и др., формирование новых эстетических, идеологических концепций, их значение для литературного процесса времени. В монографических темах прослеживается взаимосвязь творчества каждого из писателей с общими особенностями литературного процесса. В ходе работы над обзорными и монографическими темами реализуются те общие задачи работы над курсом, которые определены в Объяснительной записке.

Раздел 2. Особенности литературного процесса 1868-1884 гг. Творчество писателей-народников. Цели и задачи, содержание и структура курса, хронологические границы. «Семидесятые годы» как содержательное понятие. «Шестидесятники» и «семидесятники»: преемственность и новаторство, Народничество как социо-культурное явление.

Раздел 3. Творчество Салтыкова-Щедрина. Формирование творческого метода писателя в 1840-е годы. Повести «Противоречия», «Запутанное дело» и «натуральная школа». Тема и образ «маленького человека» в творчестве Салтыкова «Губернские очерки» – рождение Щедрина. Роль и значение очерков в формировании творческого метода писателя, в становлении русского романа. «История одного города» как итоговое произведение сатиры 1860-х годов. Вопросы метода, стиля, жанра. Новые научные концепции. Роман «Господа Головлевы» – особенности жанра, стиля, поэтики образов; место романа в творчестве Щедрина и в русской пореформенной романистике; дискуссионные проблемы изучения.1880-е годы как итог творческого пути; ориентация на новый тип читателя; психологизм, автобиографизм, покаянные настроения. «Сказки», их идейно-художественное своеобразие.

Раздел 4. Творчество Г.И.Успенского, его место в народнической и «большой» литературе. Г. И. Успенский и «некрасовская школа». «Нравы Растеряевой улицы» и литература о народе 1860-х годов. Формирование метода, стиля писателя. Критика, литературоведение о новаторстве прозы писателя. Герой «больной совести» в творчестве 1870-х годов. Крестьянские циклы: позиция автора, документальное и художественное начала, связь с народнической литературой. Новые тенденции в творчестве Успенского 1880-х годов.

Раздел 5. Творчество Н. С. Лескова. Критика и литературоведение об особом месте Лескова в литературе 2-ой пол. Х1Х века. История изучения, дискуссионные вопросы. Произведения 1860-х и литература о народе. «Житие одной бабы». Антинигилистические произведения «Некуда», «На ножах». Концепция праведничества и образы праведников: типология, эволюция. Особенности метода, стиля, сказовой манеры повествования. Сатирические тенденции в прозе 1880-90-х годов. Народные рассказы. Лесков и Л. Толстой.

Раздел 6. Творчество Ф. М. Достоевского. Начало пути. Повести 1840-х годов и «натуральная школа». Белинский и В. Майков о новаторстве Достоевского. Достоевский и «петрашевцы». Особенности психологизма писателя. Переоценка ценностей: Достоевский после каторги («Записки из Мертвого дома», «Село Степанчиково и его обитатели», «Униженные и оскорбленные»). Формирование «подпольного» героя. Журналы «Время» и «Эпоха», их место в журналистике 1860-х годов. Достоевский и «почвенничество». «Великое пятикнижие» как вершина творчества Достоевского. Романы 1860-х годов («Преступление и наказание», «Идиот»): жанр, метод, стиль. «Бесы» - переходный роман от 60-х к 70-м годам, новые тенденции. «Подросток» и традиции русского и европейского романа-воспитания. «Братья Карамазовы» как философско-публицистический роман. Русская религиозная философия о новаторстве Достоевского. Спорные и актуальные вопросы в изучении писателя.

Раздел 7. Творчество Л. Толстого. «Детство», «Отрочество», «Юность» как биографическая трилогия. Психологизм писателя. Критика о его оригинальности. «Севастопольские рассказы»: роль и значение в формировании толстовского романа, русской романистики в целом. «Война и мир» как роман-эпопея. «Анна Каренина»: общее и отличное с «Войной и миром». Новаторство жанра, отражение пореформенной русской жизни. Перелом в мировоззрении и творчестве Толстого. «Исповедь», «Так что же нам делать?», «Что такое искусство?». Повести 1880-х, 90-х, 900-х годов. Новаторство романа «Воскресение». Народные рассказы, их место в литературном процессе конца века. Спорные и актуальные вопросы изучения творчества Толстого.

Раздел 8. Особенности литературного процесса второй половины 1880-90-х годов. Творчество В. М. Гаршина и В. Г. Короленко. Кризис народнической идеологии и народнического искусства. Переоценка «наследия» шестидесятников. Модернистские тенденции (Д. Мережковский, А. Волынский, В. Розанов). В.С. Соловьев, его роль и значение для формирования новой русской культуры. Спор в критике и в литературоведении о судьбах реализма в литературе конца века. Основные направления модернизации реализма: «романтический реализм», «символистский реализм», «религиозный реализм». Роль и значение Короленко и Гаршина в обновлении реалистической литературы.

Раздел 9. Творчество А. П. Чехова. Проблемы периодизации творчества писателя. Начало пути: конец 1870-середина 80-х годов. Оригинальность юмора Чехова. Место в русской классической литературе. Критика и литературоведение об этом. Повести и рассказы второй половины 1880-начала 90-х годов («Скучная история», «Степь», «Дуэль»): новые тенденции. Проза зрелого Чехова. Новаторство

чеховской драматургии: типология и эволюция. Чехов и модернизм. Спорные и актуальные проблемы в изучении наследия писателя.

Раздел 10. Национальное своеобразие и мировое значение русской классической литературы. История изучения: славянофилы, «почвенники», религиозные философы, литературоведы. Процесс секуляризации русской литературы, отличие от западноевропейской. Проповедничество, нравственный максимализм, религиозность, эпичность русской литературы. Особенности этнопоэтики.

3. Тематическое планирование

№ п/п Наименование разделов, тем Всего часочасов (общая трудо- емкость) Аудиторные занятия Самостоя- тельная работа  
лекции семинары, практич. занятия лаборат. работы  
1. Особенности литературного процесса 1860-х годов. Журналистика и критика эпохи.      
2. И.А. Гончаров    
3. И.С. Тургенев.    
4. Н.Г. Чернышевский      
5. Проза демократов-шестидесятников.        
6. Основные направления развития русской поэзии середины 19 века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет.    
7. Н.А. Некрасов    
8. Основные направления в развитии русской драматургии середины 19 века. А.Н. Островский    
9. Особенности литературного процесса 1868-1884 годов. Творчество писателей- народников.    
10. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.    
11. Творчество Г.И. Успенского, его место в "народнической" и большой литературе.    
Творчество Н.С. Лескова.    
Творчество Ф.М. Достоевского  
Творчество Л.Н. Толстого.  
15. Особенности литературного процесса второй половины 80-90-х годов. Творчество В.Г. Короленко, В.М. Гаршина.    
16. Творчество А.П. Чехова.    
17. Национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.    
  Итого:  
                       

Формы промежуточного и итогового контроля.

4.1.В ходе семестра (на УКП) проводятся 3 лектуры: 1. Творчество И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, демократов-шестидесятников, Н.Г.Чернышевского. 2. Русская поэзия середины 19 века. 3. Романы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

4.2.Письменная контрольная работа должна быть сдана до 1 мая.

4.3. Работа над курсом завершается экзаменом.

Наши рекомендации